Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами сказки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами сказки
Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: «Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства. Образ образом вытесняй».* Как нам, взрослым «заселить» детскую душу светлыми, добрыми первообразами? Сказкой! Такой сказкой, в которой раскрываются проблемы совести, добра и зла, вечной любви и преданности, жертвенности и умения прощать, семейных ценностей, добротолюбия и чистоты нравов, любви к близким и своему Отечеству, уважения к памяти предков и почитания своих родителей, послушания, целомудрия, знания традиций своего народа и родной семьи.
Разговоры о доброте и внимании к близким, почерпнутые из сюжетов сказки, обязательно должны иметь продолжение в жизни ребёнка. Поэтому, главным направлением моей деятельности по теме «Духовно-нравственное воспитание детей среднегодошкольного возраста средствами сказки» стала работа с родителями в рамках кружка «Семейное чтение». Считаю, что домашнее чтение не только обогащает и детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, о добре и зле, оно ещё и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного объёма жизненного опыта.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами сказки

Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: «Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства. Образ образом вытесняй».* Как нам, взрослым «заселить» детскую душу светлыми, добрыми первообразами? Сказкой! Такой сказкой, в которой раскрываются пробле­мы совести, добра и зла, вечной любви и преданности, жертвен­ности и умения прощать, семейных ценностей, добротолюбия и чистоты нравов, любви к близким и своему Отечеству, уважения к памяти предков и почитания своих родителей, послушания, целомудрия, знания традиций своего народа и родной семьи.

Разговоры о доброте и внимании к близким, почерпнутые из сюжетов сказки, обязательно должны иметь продолжение в жизни ребёнка. Поэтому, главным направлением моей деятельности по теме «Духовно-нравственное воспитание детей среднегодошкольного возраста средствами сказки» стала работа с родителями в рамках кружка «Семейное чтение». Считаю, что домашнее чтение не только обогащает и детей и их ро­дителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, о добре и зле, оно ещё и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколе­ний и разного объёма жизненного опыта.

Стараюсь донести до родителей понимание того, что от их слов, их рассуждений во многом зависит, какими станут дети, а уровень и качество духовного становления идёт в прямой зависимости от тех, кто читает сказку и даёт потом словесную оценку поступков персо­нажей. А значит, и работа со сказкой — это не простое времяп­репровождение, а серьёзная педагогическая работа по воспитанию ума, сердца и чувств ребёнка.

В подборе сказок, рекомендуемых родителям моих воспитанников, я

_____________________________________________

*Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. — М.: Лепта Книга, 2007.

руководствовалась не только примерной основной общеобразовательной

Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/, но и ориенти­ровкой на детские приоритеты и жизненные ситуации, с которыми столкнулся детский коллектив или отдельный ребёнок моей группы. Они содержат в себе знания по основным проблемам духовно-нравственного воспитания.

Из большого многообразия русских народных сказок предлагаю родителям уделить больше внимания знакомству с бытовыми сказками, потому что они имеют большую социальную направленность, чем волшебные сказки, более понятны детям и соответствуют их возрасту. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются.

Во всех этих сказках нет прямых наставлений детям («Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т.д.), но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают.

Это такие сказки, как:

- сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»);

- сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»);

- сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»);

- сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»);

- сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Два жадных медвежонка», «Заяц - Хваста»).

В работе над данной темой возникает немало трудностей. Прежде всего, это нахождение верных, педагогически оправданных ответов на вопросы родителей моих воспитанников, возникающих как, порою, кажется в самых простых ситуациях. К примеру: многих родителей волнует вопрос, почему их ребёнок часто возвращается к одной и той же сказке, просит вновь и вновь её почитать. Здесь важно чутко реагировать на вопросы ребёнка по содержанию этой взволновавшей его сказки. Ребёнка волнует тема, поведение героя, последствия слов и по­ступков персонажа. Предлагаю родителям постараться вместе с ребёнком поговорить на вол­нующую его проблему, рассуждая о персонаже, давая ребёнку возможность проанализировать и спрогнозировать свои собствен­ные поступки, слова и помышления, направив их в нужное русло.

Вопросы, которые ребёнок обязательно станет зада­вать взрослым после чтения сказки - это показатель уровня понимания, осознания действий сказочных героев, но это ещё и своеобразная проверка ребёнком соответствия его собственных представлений и взглядов - общественным и традиционным взглядам на окружающую действительность.

Ещё более значима проблема, поднимаемая родителями в личных беседах и обсуждениях - агрессивность и жестокость в ребёнке. Эти качества появляется не без причины, как и проти­воположные свойства - доброта, отзывчивость, сопереживание и сочувствие. Советую родителям, рассуждая о поступках сказочных героев, своими словами, отношением формировать у ребёнка устой­чивое положительное отношение к окружающим людям.

Работая со сказками на темы нравственности в семье, я сама должна быть, подготовлена к дове­рительному и не всегда благостному разговору детей о своих близ­ких. Трудно начинать такой разговор с ребёнком, в семье у кото­рого основной манерой общения является выяснение отноше­ний. Такие дети часто выделяются из коллектива своих сверстников тем, что могут обманывать, часто по их словам, все виноваты в проступках, кроме них самих. Их ложь привычна, оговор дру­гих детей - обычный способ избежать наказания от взрослых. Но и такой ребё­нок, лишённый родительского внимания и доверия окружаю­щих, нуждается в понимании и любви. И здесь необходима сказ­ка, которая покажет последствия такого обмана и предложит ребёнку средства для саморегуляции своего поведе­ния. Такой щадящий путь объяснения ребёнку причин его не­счастий, способов решения проблемы, заключённый в тексте сказки, даст возможность мне смягчить отношение сверст­ников к провинившемуся товарищу и в то же время понять его и помочь исправиться. Ведь речь идёт не о нём, а о герое сказки, с которым приключилась подобная житейская история. Любить ребёнка, да ещё такого, который привык лгать, ссорить окружающих, нелегко, но возможно. На при­мере сказок, где главный герой не идеален, имеет явные или скры­тые нравственные изъяны, важно детям показать: и таких лю­бят. Любят родители, если они у человека есть. Через это понимание донести до детей ценность и значимость семьи.

Вместе с родителями моих воспитанников на заседаниях клуба «Семейное чтение» мы выработали свод правил и понятий, которые помогают совместными усилиями воспитывать в наших детях целомудрие, добродетель, бескорыстную любовь, самопожертвование, тем самым распахнуть детские сердца для мира любви.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»:

vСовместное времяпрепровождение за чтением поучительных ска­зок или волшебных сказок вместо пассивного просмотра теле­визора!

vСовместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, требо­вать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, всту­пать в диалог с взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, а это почти всегда связано со знаком­ством ребёнка с народными обычаями, традициями, семейны­ми историями.

vДать почувствовать не только ребёнку, но и взрослому ценность жизненного опыта старших чле­нов семьи. Узнать о своих близких что-то важное и интересное.

Кувшинова В.А., воспитатель,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок»


Список литературы

1.Акишина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева И.П. «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста»: - УЦ «Перспектива», 2012.

2.ВераксыН.Е., КомароваТ.С., ВасильевойМ.А. Примерная основная общеобразовательная Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3.Короткова Л.Д. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» средствами авторской сказки. Сказка учит жить. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

4.Микляева Н.В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2013.

5.Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. — М.: Лепта Книга, 2007.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Конкурс для педагогов:
ВНЕ КОНКУРСА
Конкурс для учащихся:
ВНЕ КОНКУРСА
+4
12:37
457
Нет комментариев. Ваш будет первым!