Причины кризиса 3 лет у детей

Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 - 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Причины

кризиса 3 лет у детей
Как вы
уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в
поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие
нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются
тем, что ребёнок период 2,5 - 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной
личностью и проявлять собственную волю.
Острое
протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной
модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и
самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и
запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет
способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также
несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.
Сколько
длится кризис 3 лет у детей?
В
центре кризиса 3 лет стоит
бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в
семье. Понятие "Кризис трёх лет" весьма условно, его временные
границы размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до
3,5 - 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной
модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.
Полезные
статьи для родителей по воспитанию детей:
Стили семейного воспитания: характеристика
стилей, к каким последствиям может привести тот или иной выбранный стиль
воспитания.
Развитие речи ребенка 3- 4 лет:
характеристика особенностей нормального хода речевого развития детей.
Кризис
3 лет психология
Лев
Семёнович Выготский - советский психолог, подчеркивал, что за всяким негативным
симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в
переходе к новой и высшей форме".
Положительные приобретенные черты личности ребенка
после кризиса 3 лет у детей:
·
Становление
нового уровня самосознания.
·
Стремление
к самостоятельности.
·
Развитие
волевых качеств, активности.
·
Установление
со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и
предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки
взрослых успехов и личных достижений детей.
Может
ли кризис 3 лет у ребенка пройти незаметно, без симптомов?
Кризис
3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных проявлений в
поведении ребёнка. Мнение о том, что это может негативным образом сказаться
на психическом развитии или становлении личности ребёнка, ошибочно.
В
кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему
он приводит, какие новообразования психики появятся у ребенка. Появление
таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является
верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном
этапе его развития.
Кризис 3
лет у детей - Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет:
·
Не
применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
·
Придерживайтесь
единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
·
Проявляйте
чуткость и терпение.
·
При
возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте
спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ,
если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ.
Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно
манипулировать родителями. Детей бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш
крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет,
что на вас его слезы не действуют.
·
Старайтесь
не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните,
что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё,
теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается
выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим
миром. Ребёнок учится на родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.
·
Не
командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному
напряжению.
·
Поменьше
вмешивайтесь и торопите его.
·
За едой не
уговаривайте – пусть ест сам. Выпустите из-за стола, как только он закончил
есть.
·
Дайте
возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и
раздеваться).
·
Дайте
ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные
задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т.д.
·
Позвольте
ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел
взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из
предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать
самостоятельные решения.
·
Уступайте в
мелочах. Если ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп,
позвольте ему, ничего страшного не случиться.
·
Ищите
вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с
предоставлением ребенку права выбора.
·
Воспитание
должно строиться не на запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении
действовать.
·
Четвертый
год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.
·
Регулярное
понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает
самостоятельности и права выбора собственного пути решения
стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека
убивает инициативу ребенка.
·
Предлагайте
ребенку свою помощь, а не делайте все за него.
·
Показывайте
ребенку свою любовь, чаще хвалите, обнимайте его. Что значит любить
ребенка просто так, таким какой он есть, как показать ребёнку свою любовь, к
каким последствиям для ребенка может привести нехватка любви читайте в статье
«Безусловное принятие ребенка» ЗДЕСЬ.
·
Малыш может
решить, что вы его не любите, если вы начнете постоянно ругать его за его
проступки, например, за нечаянно разбитую чашку или пролитый суп. Ребёнок в
этом возрасте не способен еще разграничивать ваше отношение к его конкретным
поступкам и общее отношение к нему лично. Спокойно объясните ребёнку почему он
не прав, почему это плохо. Чтобы не закреплять в ребенке комплекс вины не
кричите на него.
·
В возрасте
3 лет игра становится для ребенком ведущей деятельностью. Используйте игровые
приемы в общении с ребенком. Если ребенок отказывается кушать кашу, попросите
его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с
ребенком. По средствам ролевых игр можно обучить ребенка правилам этикета,
нормам поведения, правилам вежливости, как правильно вести себя за столом, в
союзники возьмите игрушки ребенка.
·
Ребенок
четвёртого года жизни начинает испытывать гордость за свои успехи и достижения.
Хвалите и поддерживайте своего ребенка.
·
Не
сравнивайте достижения вашего ребенка с достижениями других детей. На четвертом
году жизни у ребенка еще не сформировано чувство здорового соперничества.
Сказав своему ребенку: "Вот посмотри, какой Катя красивый аккуратный кораблик нарисовала,
а у тебя не корабль, а корыто какое-то и рисунок неаккуратный, ты не
старался!" вы внушите малышу только негативные чувства к Кате. Намного
будет лучше и эффективнее, если вы приведете ребёнку его собственный пример,
например: "Сегодня у тебя кораблик получился намного лучше, чем вчера,
рисунок аккуратный, молодец".
·
Не следует
ставить ребёнку общих оценок, типа: "растяпа", "плохорукий"
и т.п. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка
и послужить основой для дальнейших психологических проблем. Поддерживайте
в ребёнке уверенность, что он всё может сделать сам: "Молодец, у тебя
почти получилось, давай я тебе немного помогу, и мы вместе всё сделаем
правильно".
Кризис 3 лет у детей - это период серьёзного испытания для родителей.
Помните, что вы тоже когда-то были детьми. Если вам сложно в одиночку
справиться с поведенческими проявлениями ребенка, не тяните, обратитесь к
детскому психологу, он поможет вам восстановить мир в семье.
Используемая литература:

Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005.
— № 10.
• Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период
кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
• Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех
возрастов // Виноград. — 2010. — № 37. www.materinstvo.ru/ art/5746
• Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
• Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002.
• Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17
лет): Учебное пособие. — М.: РОУ, 1996.
• Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего
детства. — СПб.: Речь, 2003.
• Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М., 1998.
• Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. —
М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
• Обухова Л. В. Возрастная психология. — М., 1996.
• Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
• Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. - М.: ПЕРСЭ, 2006. -
(Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л.
Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).
• Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д:
Феникс, 2006.
• Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982.
• Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних
педагогических учебных заведений. — М., 1996.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Конкурс для педагогов:
ВНЕ КОНКУРСА
Конкурс для учащихся:
ВНЕ КОНКУРСА
0
10:39
706
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!