МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ В ДМШ И ДШИ

Группа портала Metior.ru

Работа над музыкальным диктантом
  • Музыкальный диктант на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ
    Очень часто на методических чтениях и открытых уроках по сольфеджио, могу судить по своему 30-летнему опыту педагога-теоретика,возникает вопрос о музыкальном диктанте как одной из наиболее сложных и, вместе с тем, важных форм работы на уроках сольфеджио. При этом музыкальный диктант- незаменимый способ развития, как мелодического, так и гармонического слуха. А если говорить о различных видах диктанта, то это и развитие метроритма, тембрового слуха, стилистических особенностей.
    Ведь в чем цель музыкального диктанта? Прежде всего, в воспитании навыков перевода воспринимаемых муз.образовв слуховые представления, а затем в нотную запись. Именно поэтому методика записи муз.диктанта едва ли не самая сложная и важная в курсе сольфеджио.
    Есть множество факторов, которые тормозят развитие навыков написания диктанта. На уроках, особенно на начальном этапе, как я наблюдаю, - это неразвитая муз.память, опора на интервал. Безусловно, и в этом мы сходимся с коллегами в едином мнении,диктанту должна предшествовать огромная подготовительная работа. Это устные диктанты, переписывание нотного текста, подбор по слуху, ритмические упражнения и диктанты, графическое изображение мелодии и многие другие формы работы. Затем можно подключить и самодиктанты дома, с подбором знакомых мелодий.Ведь по сути, этой формой работы мы занимаемся только в классе, и, что там говорить,очень ограниченное количество времени.
    Для успешного и планомерного закрепления навыка написания диктанта важно правильно организовать сам процесс его написания, вызвать у обучающихся интерес к этой форме работы, что бывает невсегда просто.
    Совсем необязательно перед первым проигрыванием давать настройку. Это зачастую мешает непосредственному впечатлению от звучащей музыки. Я, как правило, даю выбранную для диктанта мелодию в оригинальном исполнении.Это сразу вызывает интерес. Затем можно настроиться в тональности и проанализировать диктант с точки зрения размера, структуры, количества тактов( сделать тактовую сетку), ритмических и мелодических особенностей..
    Сам поцесс записи диктанта лучше проводить в полной тишине, хотя в младших классах я допускаю тихое пропевание, ведь на этом уровне обучения внутренний слух еще недостаточно развит.И, конечно, очень важна роль преподавателя, который дает, как общие замечания, так и индивидуально подходит к каждому ученику.
    Проверять диктант можно, как всей группой, так и, разбирая с каждым учеником отдельно. После проверки полезно проиграть и пропеть его с учениками, или некоторыми учащимися, неплохо и протранспонировать его.
    Бесспорно, чем разнообразнее формы проведения диктанта, тем интереснее и тем более полезен он будет для обучающихся. Это могут быть аналитический, ритмические диктанты, " по памяти", тембровые, фактурные, " с ошибками", и другие. Главное,-систематические занятия этой важной формой работы.
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Конкурс для педагогов:
ВНЕ КОНКУРСА
Конкурс для учащихся:
ВНЕ КОНКУРСА
+35
15:53
480
Нет комментариев. Ваш будет первым!