ВОСТОК В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Группа портала Metior.ru

ВОСТОК В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Русский Восток в музыке

Выбирая тему для открытых уроков или докладов, я всегда стараюсь взять более яркую тему, не только для рассказа, но и для иллюстрации к материалу, учитывая современные возможности и использование для этого современных электронных носителей.

Уверена- неинтересных тем нет.Важна подача и личная заинтересованность преподавателя. А может ли музыковед не любить то, о чем рассказывает? Хотелось бы, чтобы это было самым редким явлением. Все же, в большинстве своем, музыковеды и теоретики настолько больны своим делом, что нам только дай старт и..." О, весна! Без конца и без краю - без конца и без краю мечта", как писал А.Блок. А если серьезно, то
в этот раз я решила остановиться на одной из интереснейших тем в курсе музыкальной литературы, на теме Востока в русской музыке. Восточные мотивы, Русский восток в музыке- невероятно красочная, как мелодически, так и в художественном оформлении тема. Как богата она в творчестве русских художников! Начать можно с показа презентации по картинам В. Верещагина.Восток в русской музыке- это настоящий синтез искусств: музыки, изобразительного искусства, хореографии. Имея возможность все это проиллюстрировать в аудио- и видеоформатах, урок превращается в красивую восточную сказку.
А каким себе представляют Восток дети? С чем связаны их представления о Востоке? Крым, наша малая родина, -многонациональный регион. Здесь дружат культуры разных народов. И с культурой крымских татар, армян, караимов, болгар, греков мы знакомы не через интернет. Роскошный, богатый, пестрый восточный базар, невероятной красоты памятники восточной архитектуры, с ее орнаментом в виде арабской вязи- все это можно увидеть в Крыму. Ну и, конечно, восточное гостеприимство, обычаи.Все вместе это превращается в фантастический по красоте восточный узор.
В начале урока о Востоке я обычно рассказываю о том, как в русской культуре возникли восточные образы, почему у Пушкина появились восточные персонажи. И, переходя к музыке, останавливаюсь прежде всего на творчестве М.И.Глинки, который едва ли не первым показал в своей музыке изумительные по красоте картины Востока. " Грузинская песня" - это произведение, с которого и начинается Русский Восток Глинки и Пушкина.
В русской сказке Восток впервые ожил тоже в творчестве Глинки. И здесь обязательно нужно послушать и посмотреть фидеофрагменты из оперы" Руслан и Людмила". Ведь это целые полотна с изображением восточной природы и быта. Нужно обратить внимание учащихся на тембр голосов волшебных дев, многочисленные распевы, убаюкивающий ритмический рисунок и мелодию, напоминающую причудливый восточный орнамент. И тут я даю понятие " глинкинских вариаций". И, конечно, ребята всегда с интересом смотрят и слушают ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ из" Руслана и Людмилы". Я всегда акцентирую их внимание на лезгинке, тут же давая послушать украинский казачок. Ведь, на удивление, у них очень много общего. Мысль Глинки- дружба национальных музыкальных культур разных народов актуальна и сегодня. В музыке все, как в жизни. Восток Глинки- это восточная лирика в сочетании с суровыми, воинственными образами. Такое понимание Востока унаследовали и продолжатели его дела- композиторы "Могучей куки".
Сказочный мир Востока Н.А.Римского-Корсакова представлен лучшими страницами его произведений "Шехеразада", " Золотой петушок" и "Садко". Расказыаая о музыке этого удивительного музыкального сказочника, я всегда знакомлю учащихся с балетом "Шехеразада", показыаая фрагменты балета, который впервые был поставлен на сцене Grand Opera в Париже в 1910 году, в рамках " Русских сезонов" Сергея Дягилева. Это красочная, очень тонкая стилистически постановка Михаила Фокина всегда вызыаает неподдельный интерес у ребят. Говоря о балете, мы вспоминаем о том, какие танцы есть в балете, что такое ХАРАКТЕРНЫЙ танец, как называются сольный танец, групповой и дуэты. Если позволяет хронометраж уроков, можно послушать фрагменты опер " Золотой петушок", " Садко".
И завершить знакомство с музыкой русского Востока, я думаю очень логично, " Половецкими плясками" из оперы"Князь Игорь" А.П.Бородина, иначе тема будет раскрыта неполностью. Мне кажется есть в музыке Бородина очень мудрая мысль, выходящая за грань сюжета, ведущая в нашу современную жизнь и важная сегодня. Это мысль о равноправии. национальных культур, о единстве через разноречие, которое связывает, а не разобщает людей. И в этом, я думаю заключается великая правда русского музыкального Востока.


Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Конкурс для педагогов:
Педагогическая Копилка
Конкурс для учащихся:
ВНЕ КОНКУРСА
Нет комментариев. Ваш будет первым!