Статья: Приемы индивидуализации и позитивной социализации при организации ручного труда в группе детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обучение и воспитание – целостный образовательный процесс, направленный на формирование общей культуры личности детей, что и отражено в образовательной программе детского сада. Поэтому каждый педагог ДОУ отражает реализацию данного компонента в рабочих или дополнительных программах. Пристальное внимание уделяется развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность ребёнка именно в старшем дошкольном возрасте.
Задачи рабочей программы направлены не столько на приобретение детьми ручной умелости, сколько на обеспечение условий для развития и поддержки индивидуальности детей и их позитивной социализации.
Индивидуализация-это процесс развития особенностей детей, выделяющих личность из окружающей массы. У каждого ребенка есть как положительные качества, так и могут быть особенности, негативно влияющие на общение со сверстниками, либо тормозящие его развитие. Например, неуверенность в себе, нежелание пробовать новый способ деятельности.
Социализация- это процесс получения ребенком навыков и воспитания личностных качеств, необходимых для полноценной жизни в обществе. Это прежде всего такие качества, как коммуникабельность, покладистость, умение подчиняться, либо брать на себя ответственность в зависимости от ситуации (социальная мобильность), навыки речевого этикета, эмпатия, дружелюбие.
Задача педагога для каждого ребенка отметить его личностные качества, индивидуальные особенности (это и темперамент ребенка, канал восприятия информации, его способности).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обучение и воспитание – целостный образовательный процесс, направленный на формирование общей культуры личности детей, что и отражено в образовательной программе детского сада. Поэтому каждый педагог ДОУ отражает реализацию данного компонента в рабочих или дополнительных программах. Пристальное внимание уделяется развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность ребёнка именно в старшем дошкольном возрасте.

Задачи рабочей программы направлены не столько на приобретение детьми ручной умелости, сколько на обеспечение условий для развития и поддержки индивидуальности детей и их позитивной социализации.

Индивидуализация-это процесс развития особенностей детей, выделяющих личность из окружающей массы.У каждого ребенка есть как положительные качества, так и могут быть особенности, негативно влияющие на общение со сверстниками, либо тормозящие его развитие. Например, неуверенность в себе, нежелание пробовать новый способ деятельности.

Социализация- это процесс получения ребенком навыков и воспитания личностных качеств, необходимых для полноценной жизни в обществе. Это прежде всего такие качества, как коммуникабельность, покладистость, умение подчиняться, либо брать на себя ответственность в зависимости от ситуации (социальная мобильность), навыки речевого этикета, эмпатия, дружелюбие.

Задача педагога для каждого ребенка отметить его личностные качества, индивидуальные особенности (это и темперамент ребенка, канал восприятия информации, его способности). Далее продумать систему поддержки положительных качеств личности, его способностей и нивелирование отрицательных черт. Таким образом, и происходит процесс позитивной социализации.

Такие задачи социально-коммуникативного развития, как:

1.Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;

2.Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции;

3.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

оптимальным образом решаются в процессе организации ручного труда с детьми в группе, например, в рамках реализации дополнительных программ «Мастерилка», «Умелые ручки».

Задачи социально-коммуникативного развития в ФГОС ДО

- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми сверстниками

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

. В соответствии с ФГОС ДО педагог во время любой деятельности создает социальную ситуацию развития, т.е. создает условия для взаимного обогащения, развития в общении по поводу деятельности

Условия для создания социальной ситуации развития:

1.Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

-Недирективно оказывать помощь детям, поддерживать их инициативу и самостоятельность

- Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей

Рекомендуется создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников; для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективно оказывать помощь детям, поддерживать их инициативу и самостоятельность.

2. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- Создание условий для позитивных отношений между детьми

- Развитие коммуникативных способностей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками

Действия педагога направлены, прежде всего, на то, чтобы ненавязчиво помочь ребенку самостоятельно освоить такой вид деятельности, как ручной труд, а также на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь

1. На начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

2. На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

3. постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются,

4. спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.

5. постепенно под руководством взрослого дети самостоятельно планируют свою работу, доводя начатое дело до конца

Педагог не форсируют события, а поддерживает на занятии атмосферу эмоционального благополучия. Это возможно, если педагог непосредственно общается с каждым ребенком, уважительно относится к его чувствам, потребностям, не сравнивает детей друг с другом, оценивает не их работу, а усилия по осуществлению замысла.

При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

Любая деятельность должна быть мотивирована педагогом и принята ребенком. Только личная заинтересованность в деле может дать хороший результат.

Мотивом может стать будущая игра, вызывающая необходимость изготовления каких-либо игрушек или элементов костюмов. Желание доставить радость друзьям, близким научиться новым умениям, овладеть действиями с инструментами, новыми орудиями также побуждают детей включаться в труд.

Таким образом, мотивами, побуждающими детей к труду, являются:

  • интерес к процессу действий;
  • интерес к будущему результату;
  • интерес к овладению новыми навыками;
  • соучастие в труде совместно с взрослыми;
  • осознание своих обязанностей.
  • Рекомендации
    • уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением, т.к. мнение педагога будет порождать страх сделать что-то "не так”, сказать "не так” (боязнь ошибиться)
    • творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями
    • не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка
    • вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации, информационные материалы

    Ручной труд проводите в форме совместной образовательной деятельности. В ней в большей мере заложена возможность гармоничного соподчинения задач нравственного, нравственного, духовного и интеллектуального развития ребёнка в процессе поиска детьми общей цели, возможных путёй её осуществления, реализации намеченного проекта и получения результата. В совместной деятельности, работая с различными материалами, дети постепенно приобретают опыт “вместе думать”, с удовольствием, целенаправленно общаться и помогать друг другу. У ребёнка, при условии переживания им чувства успеха в деятельности и удовлетворения от совместного взаимодействия, достаточно быстро формируются представления о нормах и правилах поведения в среде сверстников при выполнении общей задачи.

    При успешной социализации ребенок в процессе деятельности общается, вступает в отношения и получает положительные эмоции. Возникает ситуация уверенности в себе, снимаются психологические зажимы и постепенно исчезают имеющиеся проблемы.

    Поэтому, смысл деятельности педагога состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Создание ситуации успеха - это то, что является основным в деятельности педагога при решении проблемы отвержения и неприятия отдельных детей в коллективе. Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру.

    В процессе ручного труда педагог может объединять детей в небольшие подгруппы, например, предлагая изготовить аппликацию к сказке «Пряничная избушка». Такая работа хороша тем, что позволяет приобщить к общей деятельности детей с разной степенью сформированности умений. Ребята с недостаточными умениями будут вырезать домик (из квадрата и треугольника), а дети с более сформированными навыками будут вырезать пряники, которые надо наклеить на крышу, несколько елочек, чтобы придать композиции вид пейзажа. Педагог предлагает детям продумать, чем еще можно украсить пейзаж (диковинными цветами, дорожкой и пр.).

    Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания - взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это - целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление - столь же остро он реагирует и на оценку своих действий.

    Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось (лучше это сделать наедине).

    Не забывайте поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют вреда окружающим (развитие собственного "я”).
    Не мешайте желанию ребенка сделать что-то по-своему!

    Педагогу следует выбрать оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных работ, исходя из особенностей детей своей группы. Индивидуальные работы подчеркивают индивидуальность, способности ребенка. Личные работы дети обычно уносят домой. С целью мотивации детей к коллективной работе, сначала предложите детям создать из индивидуальных работ общее панно (например, листочки из соленого теста поместить на общую картину). Далее можно предложить совместное выполнение общего замысла, например, командой. Трудясь над созданием общей игрушки, полезного предмета, дети привыкают работать коллективно: сговариваться в начале работы, распределять обязанности, работать дружно, помогать друг другу, согласовывать действия, способы работы. Такой совместный творческий труд способствует укреплению дружбы детей, социальных контактов, таким образом, способствуя позитивной социализации.

    Просмотр содержимого публикации
    Скачать файл публикации
    Конкурс для педагогов:
    Педагогическая Копилка
    0
    18:32
    384
    RSS
    Нет комментариев. Ваш будет первым!