Тренинг для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Тренинг для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Тренинг направлен на формирование педагогической культуры родителей; ориентирование родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком.

В своей практической работе мне постоянно приходится иметь дело с негативными последствиями игнорирования родителями наличия проблем в развитии своего ребенка или же, наоборот, излишней родительской активности в их преодолении.

Практика показывает, что очень часто в семьях наблюдается неадекватность в принятии ребенка таким, какой он есть, что провоцирует развитие как у самих родителей, так и у ребенка, дезадаптивных черт личности и негармоничных форм взаимодействия с окружающим миром. Это в свою очередь создает проблемы в процессе социальной адаптации ребенка. Особенно ярко это проявляется в семьях, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте жизни. Рождение ребенка с ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы «переживания горя». Внутренняя духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи.

Современные подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родители являются для ребенка первыми людьми, которые обучают, несут информацию об окружающем, ведут к определенному пониманию.

Цель: организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

1.Упражнение «Человек на стуле».

Цель:введение в тему и знакомство. Кроме того, упражнение дает возможность участникам почувствовать свои сильные и слабые стороны.

Описание: Психолог дает группе следующую инструкцию: «Давайте познакомимся! Каждый из вас должен рассказать о себе в третьем лице. Встав за спинку своего стула, вы представляете всей группе человека, который как бы сидит на этом стуле. («Сейчас на этом стуле сидит …. Он...») Выберите ту информацию, которая вам по душе, но постарайтесь искренне ответить на вопрос, что вы ожидаете от этой встречи.

Упражнение не обсуждается. Психологу имеет смысл «задать тон», выполнив упражнение первым.

Время:10 минут.

  • 2.Упражнение «Иной» ( карандаши и бумага).

Задолго до рождения родители представляют себе своего ребенка, готовятся к его появлению. Ребенок, который рождается, отличается от того, о каком мечтали, и это различие нужно преодолеть и принять. У каждого прошел разный промежуток времени после того, как вы узнали об ограничениях своего ребенка. Сейчас, я прошу вас вспомнить время, когда вы узнали о особенностях своего ребенка и используя изобразительные средства, сделать работу под названием «Иной».

- дать название работе;

- Что означают символы, цвета?

- Что чувствовали в начале упражнения и после завершения?

3. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: формирование позитивных установок восприятия своей семьи.

Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет правила игры.

Психолог. У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик — круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью.

4.Притча о двух ангелах.

Психолог рассказывает притчу, которая, возможно, поможет родителям взглянуть на свои старые проблемы по-новому.

«Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил их, но будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно и сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть, а когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постарался отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получил упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

-Не все является тем, чем кажется, - ответил спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плачь его жены. Оказалось, что в ту ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

- Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

- Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с произошедшим.

- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад – и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.»

Психолог. Надеемся, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире хорошего и плохого. Все зависит от того, как ты на это смотришь.

  • 5.Магический круг.

Все участники становятся в круг и повторяют слова:

Без него, не было бы меня.

Он мой ребенок и всегда будет моим.

Он научил меня особой любви, любви самоотверженной, сквозь слезы и непреодолимые преграды

Он научил радоваться его маленьким успехам и моим глубоким перевоплощениям, он сделал меня другой.

ЛЮБЯЩЕЙ, ДАРУЮЩЕЙ СВОЕ ТЕПЛО. НЕ СТРАДАНИЯ ОН ПРИНЕС В МОЮ ДУШУ. ОН ПРИНЕС ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
0
15:16
57
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!