Обучение ребёнка чистописанию

Польза чистописания в последнее время несколько недооценивается. Виной тому служит масштабная компьютеризация. Если раньше все кандидатские, докторские, курсовые писались, от руки и была, необходимость писать грамотно и разборчиво, то сейчас есть клавиатура и принтер. Вместе с этим, хороший почерк характеризует человека с лучшей стороны.
Польза чистописания в последнее время несколько недооценивается. Виной тому служит масштабная компьютеризация. Если раньше все кандидатские, докторские, курсовые писались, от руки и была, необходимость писать грамотно и разборчиво, то сейчас есть клавиатура и принтер. Вместе с этим, хороший почерк характеризует человека с лучшей стороны. Доказано, что люди с развитым чистописанием или каллиграфией воспринимаются другими как более уверенные в себе и способные планировать свою жизнь. Это происходит на подсознательном уровне.

Согласитесь, невероятно приятно читать текст, написанный красивым почерком. Если, например, экзаменационная работа написана красивым шрифтом, то преподаватель может даже ошибок не заметить, наслаждаясь почерком. Да и самому приятно писать, ощущая частицу искусства в себе. Но мы — это одно. Мы упустили момент, когда надо было учить каллиграфию или чистописание. Главное, чтобы наши дети научились этому.

В чём же отличие чистописания от каллиграфии. В первую очередь в масштабе. Почерк обычно нетождественный со шрифтом. Последний — это всего лишь форма букв. Почерк — это намного больше. Это и сила нажатия ручки, и скорость письма, и наклон букв. Чистописание — это предмет в школе. На нём учат писать одним шрифтом, который потом перерастает в почерк. Каллиграфия располагает большим разнообразием форм буков, поэтому есть, где развернуться.

В школе на чистописание отведено мало времени. Всего 1–2 года, в то время как обучаться этому надо намного дольше. Начинать необходимо с самых ранних лет. Конечно, не надо, как только ребёнок родился, давать ему в руку ручку и гнать писать. Можно подождать 3–4 года. Но нужно понимать, что ребёнок в маленьком возрасте в силу гибкости кисти, больше способен обучиться красивому почерку, чем взрослый, у которого рука не пластична.

Способов помочь ребёнку освоить чистописание множество. В основном реализуются они в игровой форме. Как и все, что касается обучения детей. Дети — существа, ещё не имеющие силы воли, а потому заставить себя делать то, что им неинтересно, не в силах. Игра — это лучшее, что было придумано человечеством для развития ребёнка. Более того, ребёнок с самого маленького возраста настроен на игру. В такой деятельности маленький человечек может скопировать и через это научиться мельчайшим деталям. Взять, например, игру в доктора. Нет, чистописание освоить она не научит, но ребёнок посредством игры осваивает видимые аспекты деятельности врача. Сквозь игру у ребёнка работает память как мышечная, так и когнитивная. Поэтому все должно проходить сквозь призму игровой деятельности.

Что же выбрать из всего ассортимента? Лепка из пластилина — это игра? А она очень хорошо развивает мелкую координацию движений. Рука малыша становится более сильной, и писать ею будет намного проще. Почему большинство детей жалуется на боли в руке во время писания? Дело в том, что мышечный аппарат руки неразвит и не может взять на себя такие нагрузки. А лепка из пластилина прекрасно справляется с задачей развития мелкой моторики. Кроме того что эта игра развивает кисти рук, она ещё улучшает работу мозга ребёнка. Во-первых, пластилин — это творчество. Оно полезно и для взрослых. Во-вторых, пластилин — это развитие интеллекта вследствие использования мелкой моторики.

Неплохо развивает мозг ребёнка и его способности к чистописанию игра на фортепиано или на гитаре. К этому надо его приобщать уже с дошкольного возраста. Причины те же самые — игра на фортепиано развивает мелкую моторику. Из этого же рода может быть обучение слепому методу печати на клавиатуре. Во-первых, ему это в жизни пригодится рано или поздно, а во-вторых, тут моторика настолько мелкая, что обучиться этому достаточно тяжело. Кроме этого, идёт согласованная работа двух рук, а этого достичь довольно непросто. Пусть человек без музыкального образования попробует одновременно на фортепиано играть двумя руками. Это кажется непосильной задачей. Но в основе интеллекта лежат ассоциативные участки коры головного мозга, которые развивает игра на фортепиано.

Есть ещё один способ приучения ребёнка к чистописанию с самого раннего возраста. Это обычные детские раскраски. Они, во-первых, учат ребёнка не выходить за линию, а во-вторых, учат его рисовать кружочки, галочки и другие элементы буков. Очень хорошим будет рисование пером. Когда в 1968 году в школах ввели шариковые ручки, учителя пришли в негодование. Ведь ничто так не развивает мелкую моторику, как письмо или рисование пером. Там нужно учитывать и силу написания и распределение чернил на бумаге. Да и просто это нелегко. А все, что нелегко, развивает. Поэтому можно приучить ребёнка к письму пером или на крайний случай, стержнем от обычной шариковой ручки.

Приведённые выше способы просты и в большинстве своём не требуют специального обучения (кроме клавиатуры и фортепиано). Но если их подать под правильным соусом, ребёнок будет не только учиться чистописанию, но и просто играть.


+2
11:36
1250
RSS
Очень грамотная статья! Дети -это наше будущее, о котором должны позаботиться взрослые.Тактильные ощущения и моторика-прямой путь к мышлению.Огромная благодарность от всех педагогов фортепиано! При обучении на этом трудном инструменте-оркестре, выполняется одновременно несколько задач(длительность звука, штрихи, аппликатура, динамические оттенки, музыкальное мышление, форма, образ, душа), что тренирует работу мозга и помогает в учебе, труде и жизни…