Педагогический совет в ДОУ. "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Сюжетно-ролевые игры нового поколения."

Материал был разработан старшим воспитателем детского сада Тельминовой Еленой Вячеславовной, для проведения педагогического совета в ДОУ по теме "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Сюжетно-ролевые игры нового поколения". Цель педагогического совета повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе. В ходе работы педагоги делились свои опытом по созданию сюжетно-ролевых игр нового поколения.

Тема педагогического совета в ДОУ:

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Сюжетно-ролевые игры нового поколения».

Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно0образовательном процессе.

Слайд №1.В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Слайд №2. С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Слайд №3. Игра – самая важная деятельность в детском саду, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Сегодня никто не отрицает, что рост влияния телевидения, рекламы, прогресс компьютерных технологий на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффективно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобщении к ценностным ориентациям взрослых. Всем нам известно, что на сюжет игры решающее влияние оказывает окружающая действительность. Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни.

Педагоги детского сада должны понимать, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех: правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.

Слайд 4

Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Предметно-игровая среда должна способствовать закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим и развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности. Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

Слайд 5

При организации предметно-развивающего пространства необходимо учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого-ребёнка.

В каждом возрасте - мы наблюдаем особенности в развитии игры:

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

- совместную деятельность и сотворчество воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, создание обстановки для игры;

-организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

- условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Слайд 6

У воспитателей детского сада существует устойчивый термин "руководить игрой". Давайте задумаемся, насколько он правомерен?

Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – "руководить игрой". Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию. Игровая позиция воспитателя включает в себя –

Слайд 7

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. В игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу – младшему школьному.

Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

Первым шагом к позиции инфантилизации может стать такой прием- воспитатель должен "мешать" детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны. "Внезапно кричу: "Ой – ой, я забыла деньги на проезд!" Нарушается привычный ритм. Все вместе решают собрать мне по копеечке. Только взяли билет, только успокоились, снова неожиданность: начинаю выходить не на той остановке..."

Слайд 8. Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.

Слайд 10.

Сегодня Вашему вниманию предлагаю игры нового поколения, целью которых является расширять кругозор детей о профессиях, формировать игровые умения, активизировать словарь детей, пополняя новыми современными словами, развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности у детей, создание условий для самостоятельной детской игры.

Слайд 11.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: Формирование ролевого взаимодействия:

Продавец – покупатели - товаровед- охранник- директор.

Задачи указаны на слайде

В Предметно – игровую среду входит:

Отдел бытовой техники

Отдел «Продукты»

Отдел «Хлеб»

Отдел «Домашние любимцы»

1.Одеждадля продавцов-консультантов, охраны, рации, бейджики,

2.кассовый аппарат, деньги, чек, ценники на товары, весы,

3.картинки с изображением отделов,

4.кошельки, сумки, корзины, пакеты, для покупки товаров,

5.муляжи продуктов,

6.стеллажи для товара,

7.терминал, банковские карты.

Слайд 12 .

«Поликлиника», «Скорая помощь», «Аптека».

Цель: Формирование ролевого взаимодействия:

врач-пациент, врач – медсестра, пациент – медсестра врач – врач (разных отделений) ; пациент – пациент, работник регистратуры - пациент, пациент – аптекарь (разговор по телефону, пациент – пациент, врачи-специалисты

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

Стойка регистратуры (запись к специалистам через компьютер)

Инструменты окулиста (таблица для проверки зрения)

Аптечный киоск (витрина с лекарственными препаратами)

Кроватки для больных кукол

Одежда для врачей и сотрудников (санитарка)

Инструменты для врачей

Медицинские документы (карточки, направления, талоны, журналы)

Ширма

Слайд 13 .

Аэропорт

Цель: Формирование ролевого взаимодействия:

Командир экипажа - пилот-стюардесса - пассажиры

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит :

1.Макет поля аэродрома

2.Униформа для пилотов и стюардесс

3.Самолеты большие и маленькие

4.Спецмашины для обслуживания аэропорта

4.Трап для подъема в самолет

6.Наушники для пилота и авиадиспетчера

7.Компьютер для диспетчерской службы

8.Тележка с прохладительными напитками

9.Штурвал

10.Табло с приборами

11.билеты, багаж.

Слайд 14.

«Туристическое агентство»

Цель: Формирование ролевого взаимодействия:, менеджер по туризму,клиент. Способствовать социализации детей посредством знакомства с современной действительностью, уточнению и расширению представлений о туризме.

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

Журналы «Страны мира»

Карта мира

Рекламные щиты

Путеводители

Телефон

Компьютер

Униформа для работников агентства

Билеты

Журнал с турпоездками

Деньги

Слайд 15.

Автомастерская «Тачки»

Цель: Формирование ролевого взаимодействия: слесарь по ремонту машин - шоферы, кассир - шоферы.

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

1.Спецодежда для мастеров, нарукавники

2.Макет смотровой площадки для ремонта машин

3.Машины разных размеров и марок

4.Слесарныеинструменты для ремонта машины

5.строительный материал для постройки гаража, оборудование для мойки и покраске автомобилей.

Слайд 16. «Военные»

Цель:

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит :

Военная форма (пилотки, бескозырки, накидки)

Палатка

Бинокли, фляжки

Рация

Макеты для игр: «Морской бой», «Танковый бой»

Планшеты с картами

Карты местности

Оружие

Военная техника

Слайд 17. «Пиццерия"

Цель: Формирование ролевого взаимодействия: повар-клиент, официант-клиент, повар-официант; расширять представления об этикете в общественном месте; культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

1.Униформа для повара пиццерии и официанта

2.Пицца

3.Ингредиенты для приготовления разных пицц

4.Коктейли с трубочками

5.Мороженое

6. Соки 8 видов

7.Пирожное и торт

8.Меню

9.Стойка для кондитерских изделий

Слайд 18.. «Оранжерея»

Цель: Формирование ролевого взаимодействия: цветовод-технолог-, экскурсовод - посетители , цветовод – декоратор - покупатели .

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

1.Инвентарь для работы с землей (грабельки, лейки, совки, опрыскиватели, маленькие лопаты)

2. Фартуки для работников оранжереи

3.Журналы «Цветы садовые»

4.Прайс-листы с образцами букетов

5.Вазы разных размеров

6.Искусственные цветы

Слайд 19. «Салон сотовой связи»

Цель:

Формирование ролевого взаимодействия: оператор сотовой связи – клиент; - продавец – покупатель; мастер по ремонту телефонов – клиент;

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

Телефоны разных марок

Реклама

Компьютеры

Фотоаппараты

Планшеты

Чехлы для телефонов

Бейджики

Слайд 20-23. Решение педсовета.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Конкурс для педагогов:
Лучшая Методическая Разработка
Конкурс для учащихся:
ВНЕ КОНКУРСА
+5
11:57
1523
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!