Экологический проект "Благоустройство и озеленение санитарно-защитной зоны промышленной площадки школы"

Экологический проект "Благоустройство и озеленение санитарно-защитной зоны промышленной площадки МАОУ «Михайловская СОШ имени В.С.Поповой». Был составлен моей ученицей из сельской школы. Может кому и пригодится для информации.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Региональный этап Всероссийской олимпиады

школьников по экологии

Экологический проект

Благоустройство и озеленение

санитарно-защитной зоны

промышленной площадки

МАОУ «Михайловская СОШ

имени В.С.Поповой»

2014 год

с. Михайловка

Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика промышленной зоны.

1.1. Общие сведения о промышленной площадки.

1.2. Общие сведения о котельной.

1.3. Характеристика загрязняющих веществ от промплощадки и их отрицательное воздействие на здоровье человека.

1.4. Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

1.5. Ассоциативные ощущения от промплощадки.

Глава 2. Обустройство санитарно-защитной зоны промплощадки МАОУ «Михайловская СОШ имени В.С.Поповой».

2.1. Санитарно-защитные зоны.

2.2. Проблемы санитарно-защитной зоны промплощадки.

2.3. Мероприятия по благоустройству и озеленению санитарно-защитной зоны.

2.4. Проект создания лесопитомника на территории санитарно-защитной зоны.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Взаимосвязь условий обеспечения теплопотребления и загрязнения окружающей среды как факторов жизнедеятельности человека привлекает внимание к этому аспекту проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Выбросы загрязняющих веществ предприятий теплоэнергетики, обусловленные процессами сгорания органического топлива, являются одним из основных источников загрязнения атмосферы. Объёмы вредных пылегазовоздушных выбросов связаны с качеством и количеством сжигаемого топлива, полнотой его использования, а также с эффективностью в целом работы источника теплоснабжения.

Антропогенные выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ – один из основных факторов, обуславливающих изменение химического состава атмосферы и её теплового баланса. Процессы добычи, переработки и сжигания органического топлива являются источником примерно 80% суммарных объемов антропогенных выбросов в атмосферу, в том числе 90% диоксида углерода – главного парникового компонента атмосферы, изменение содержания которого называют основной причиной современного повышения температуры. (Клименко В.В., Терёшин А.Г. «Мировая энергетика и глобальный климат после 2100 года» Теплоэнергетика. – 2010. – №12. – с.38-44).

Наибольшую опасность для биосферы и для здоровья человека представляют не имеющие средств очистки дымовых газов многочисленные теплоисточники малой мощности, размещаемые, как правило, в пределах небольших населенных пунктов. К таким теплоисточникам относятся многие автономные школьные котельные, установленные в каждом селе по всей России.

При сжигании твердого топлива, прежде всего угля, в атмосферу с дымовыми газами поступает летучая зола, частицы которой содержат углерод, диоксид кремния, окислы алюминия и железа, серу, некоторые органические соединения, тяжёлые металла и другие химические элементы. (Буренин В.В. Очистка и обезвреживание пылыгазовоздушных выбросов предприятий теплоэнергетики//Промышленная теплоэнергетика. – 2009.-№8.-с.49-54).

В соответствии статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: Все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. А согласно санитарным правилам и нормам «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПин – 2.2.1/2.1.1.1200-03) все предприятия и учреждения должны разработать и реализовать проект санитарно-защитной зоны.

Тема экологического проекта: Благоустройство и озеленение санитарно-защитной зоны промышленной площадки МАОУ «Михайловская СОШ имени В.С.Поповой».

Реализация данной проблемы позволит достичь главной цели: Предотвращение или ослабление негативного воздействия деятельности школьной котельной на здоровье жителей села.

Для достижения поставленной цели, мною определены следующие задачи:

-дать характеристику промышленной площадке школьной котельной;

-представить перечень и характеристику загрязняющих веществ, выбрасываемых школьной котельной в атмосферу;

-проанализировать результаты расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере;

-представить расчёты СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха;

-составить план-график выполнения мероприятий по благоустройству и озеленению СЗЗ;

-составить бизнес-план по реализации мероприятий по благоустройству и озеленению СЗЗ.

Актуальность данного проекта заключается в том, что большинство автономных школьных котельных, как правило, не имеют пылеулавливающих установок и, придерживаясь проектов ПДВ, имеют разрешение на выброс в допустимых количествах, что обязывает их разработать и реализовать проект санитарно-защитной зоны.

Важность проекта заключается ещё и в том, что школы стараются облагородить и озеленить лицевую сторону территории, фасад школы, а о промышленных зонах, как правило, забывают, либо считают, что она не подлежит благоустройству. Во многих школах можно наблюдать пустынную, угнетающую промплощадку с одинокой котельной (рисунок 1).

Рисунок 1.

Новизна проекта состоит в том, что школа не совсем экологически компетентна в вопросах благоустройства промзоны в пределах своей территории. На многих промплощадках можно увидеть и стадионы, детские площадки, парники и т.п., что не соответствуетСанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03о СЗЗ. Для грамотного благоустройства промплощадок требуются знания многих законодательных, нормативных законов и положений.

Практическая значимость благоустройства и озеленения промплощадки школьной территории позволит не только облагородить внешний вид, но и уменьшить количество загрязняющих веществ, выделяемых деятельностью школьной котельной.

Благоустройство и озеленение школьной территории является эффективным средством формирования активной гражданской позиции и экологической культуры всех участников данного проекта.

Глава 1. Характеристика промышленной зоны

1.1. Общие сведения о промышленной площадки

Муниципальное автономное общеобразовательной учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Поповой» Закаменского района Республики Бурятия находится в 80 км от г.Закаменска. Трёхэтажное здание школы построено в 1988 г. по типовому проекту. Проектная наполняемость школы 450 ученических мест. Школа располагает актовым залом на 200 мест, столовой на 120 посадочных мест, кабинетом хореографии, 2-мя мастерскими обслуживающего и технического труда. На территории школы оборудован спортивный стадион с игровыми площадками (футбольная,волейбольная, баскетбольная, сектор для прыжков, полоса препятствий, беговая дорожка).

Основным видом деятельностипредприятия МАОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Поповой»является образовательная деятельность. Школа имеет ферму на 40 голов КРС, огород площадью 3 га, ботанический и дендрологический сады площадью 1,2 га. Работа на пришкольном участке позволяет учащимся добиваться высоких результатов в конкурсах учебно-опытных участков.

Для осуществления своей образовательной деятельности Михайловская школа имеет одну производственную площадку (промплощадку), так как в её распоряжении находится автономная котельная. Промышленная площадка школьной котельной находится на территории селитебной зоны с. Михайловка и вплотную примыкает к территории близлежащих приусадебных участков.

В соответствии санитарным требованиям для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, на основании проекта обоснования устанавливается санитарно-защитная зона (СЗЗ), в пределах которой не допускается размещать жилую застройку, индивидуальные и коллективные дачные и садово-огородные участки, детские площадки, спортивные сооружения, образовательные и детские учреждения.

В нашем случае имеются исключения, так как некоторым промплощадкам разрешается не устанавливать размеры и границы СЗЗ для действующих промышленных объектов. Критерии для этого исключения состоят из следующих пунктов:

- стабильная работа в течение последних 5 лет без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов;

- отсутствие обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух.

Исходя из этих критериев наша, промышленная площадка может обойтись без строгих границ и размеров СЗЗ. Но это не означает, что СЗЗ не должно быть на промплощадке, она обязательно должна быть очерчена и огорожена в таком состоянии, котором она находится.

Школа была построена в 1988 году без учёта СЗЗ для котельной в западной стороне, т.е. за котельной уже находились огороды и жилые дома. Их отделяла проезжая дорога. А вот в северной части котельной позже были построены жилые дома без учета СЗЗ, так как эта территория не принадлежала школе и не была строго очерчена. Но когда вводилась в эксплуатацию котельная пылеулавливатель «Циклон» был, поэтому не было проблем с органами экологии и защиты ЧС. Тогда и не требовалось устанавливать нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ). В настоящее время пылеулавливателя нет, и появилась необходимость расчётов загрязнения атмосферы.

Промплощадка располагаетсяв западной стороне села по адресу: ул. Школьная, 26. В состав промышленной зоны котельной находятся:

- автономная котельная;

- золоотвал;

- склад угля.

Взаиморасположение промплощадки и граничащих с ним объектов:

- в100 метрах в северо-восточном направлении от котельной расположено здание школы;

- на расстоянии 10 метров в северном направлении от котельной расположен недостроенный с 1988 года гараж, за ним находится огород по свеклу;

- в 80 метрах в северо-западном направлении жилой дом с огородами;

- в западном и юго-западном направлениях на расстоянии 30 метрах от золоотвала огороды;

- на расстоянии 54 м от от трубы котельной в южном направлении находится ближайший жилой дом;

- здесь же рядом находится проезжая часть для подъездов машин с углём, школьных машин и других машин для заезда на школьную территорию. Эта проезжая часть порой бывает оживленной.

Ситуационная карта-схема района расположения промплощадки МАОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Поповой» и карта-схема размещения источников выбросов на производственной территории представлена на рисунке 2.(М 1:2000)


С Рисунок 2.


Ю


Автономная котельная отмечена отметкой 0001, которая является главным организованным источником выделения загрязняющих веществ.

Числом 6002 отмечен склад угля, числом 6003 – золоотвал. Они относятся к неорганизованным источникам выброса загрязняющих веществ.

1.2. Общие сведения о котельной

Школьная котельная была введена в эксплуатацию в 1988 году вместе с новым зданием школы. Отдельно стоящая, крышная, блочная котельная была предназначена для отопления школьного здания игорячего водоснабжения на технологические нужды школы.

Площадь котельной – 178,6 кв.м.;

Ширина котельной – 9,5 м., длина – 18,8 м., высота – 7,2 м.

Размеры склада угля: ширина – 6 м, длина – 18 м.

Комната отдыха – 3 м х 4 м = 12 кв.м.

Технологическая схема и компоновка оборудования котельной обеспечивает оптимальную механизацию и автоматизацию технологических процессов, безопасное и удобное обслуживание оборудования, оптимальные условия для механизации ремонтных работ. К зданию котельной имеется хорошие подъездные пути для транспортирования узлов оборудования и подвоза угля.

Для отопления помещения школы установлены отопительные водогрейные прямоточные котлы «Братск-1». Котел работает на твердом топливе с ручной загрузкой топлива и полумеханической очисткой конвективной поверхности нагрева путем обдувки сжатым воздухом. Максимально допустимое давление воды в котле 0,6 МПа, температура до 115 гр. С, КПД котла до 77%. Котел состоит из двух пакетов чугунных секций и топочного экрана из прокатно-сварных стальных секций. Снаружи котел покрыт стальным кожухом с теплоизоляцией.

В качестве топлива используется уголь в количестве 390 тонн (в год). Основным видом топлива в котельной является каменный уголь Хара-Хужирского бассейна.

Выброс дымовых газов организован в трубу высотой 36 м, диаметром 0,55 м. Очистка дымовых газов от твердых частиц не предусмотрена, так как пылеуловитель типа «Циклон».

Работу котельной осуществляют 6 кочегаров и 1 зольщик посменно. Работают по двое через 3 суток. В распоряжении котельной находится электрик школы, контролирующий электросистему котельной.

1.3. Характеристика загрязняющих веществ от промплощадки

и их отрицательное воздействие на здоровье человека

В настоящее время (по итогам инвентаризации 2013г.) на данном предприятии имеется 3 источника выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе1 организованный и 2 неорганизованных:

- При сгорании угля в котле котельной (0001) в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, сажа, бензапирен, пыль неорганическая с содержанием диоксида кремния 20-70%.

-От склада угля (6002) при хранении и пересыпке в атмосферный воздух поступает пыль неорганическая с содержанием диоксида кремния ниже 20%.

- От золоотвала (6003) при хранении и пересыпке в атмосферный воздух поступает пыль неорганическая с содержанием диоксида кремния 20-70%.

Рисунок 3.

В атмосферный воздух от источников промплощадки поступает 12 загрязняющих веществ, том числе 6 газообразных и 6 твердых. ИП «Ханхуновым Ю.М.» (ВСГУТУ, кафедра «Промышленная экология и защита ЧС») выполнена оценка значимости с точки зрения загрязнения атмосферы всех этих веществ, а также групп веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия. Расчеты загрязнения атмосферы проводились на ПЭВМ по унифицированной программе УПРЗА «Призма», согласованной к применению в установленном порядке.

Результаты расчетов показали, чторасчетные уровни концентраций повеществам игруппам веществ, обладающих комбинированным действием, не превышают действующие критерии качества атмосферного воздуха.

В таблице 1. приведены наименования 12 загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух. Для 10 веществ приведены значения предельно допустимой максимально разовой концентрации (ПДКм.р.), для 2-х – значения предельно допустимой среднесуточной концентрации (ПДКс.с.).

Таблица 1

Код

Наименование
вещества

Используемый
критерий

Значение
критерия,
мг/м3

Класс
опасности

Выброс
вещества,
т/год

143

Марганец и его соединения

ПДКмр

0.0100000

2

0.0000241

301

Азота диоксид

ПДКмр

0.2000000

3

0.5073492

304

Азота оксид

ПДКмр

0.4000000

3

0.0824442

328

Сажа

ПДКмр

0.1500000

3

6.7072124

330

Сера диоксид

ПДКмр

0.5000000

3

7.7220349

337

Углерод оксид

ПДКмр

5.0000000

4

32.8884817

342

Фтористые газообразные

ПДКмр

0.0200000

2

0.0000068

2704

Бензин нефтяной

ПДКмр

5.0000000

4

0.0006874

2908

Пыль неорганическая:70-20% двуокиси кремния

ПДКмр

0.3000000

3

15.0372135

2909

Пыль неорганическая, ниже 20% двуокиси кремния

ПДКмр

0.5000000

3

0.0032950

123

Железа оксид

10ПДКсс

0.4000000

3

0.0001672

703

Бенз[a]пирен; 3,4-Бензпирен

10ПДКсс

0.0000100

1

0.0000013

Всего веществ:

62.9489177

в том числе твердых:

21.7479135

жидких/газообразных:

41.2010042

Группы веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия:

6204

0301 + 0330

Азота диоксид + Сера диоксид

6205

0330 + 0342 + 0342 + 0342

Сера диоксид + Фтористые газообразные соединения-гидрофторид+ Фтористые газообразные соединения-гидрофторид, кремний тетрафторид + Фтористые газообразные соединения-гидрофторид, кремний тетрафторид

В таблице 2 определён переченьзагрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух из источниковхозяйствующего субъекта, подлежащих государственному учету и нормированию, осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды РФ № 579от 30.12.2010.

Таблица 2.


п/п

Вредное вещество

Код

Наименование

Вещества, подлежащие государственному учету и нормированию в соответствии с Приложением 2 к Приказу № 579

1

0301

Азота диоксид

2

0328

Сажа

3

0330

Сера диоксид

4

0337

Углерод оксид

5

0342

Фтористые газообразные соединения-гидрофторид

6

0703

Бенз[a]пирен; 3,4-Бензпирен

7

2704

Бензин (нефтяной)

Вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, не вошедшие в перечень ЗВ, подлежащих нормированию, и концентрации которых на границе ориентировочной СЗЗ превышают 5% от гигиенического норматива

8

2908

Пыль неорганическая:70-20% двуокиси кремния,

9

2909

Пыль неорганическая,ниже 20% двуокиси

Для вредных веществ, у которых коэффициент целесообразностиε >0,1, проводятся детальные расчеты загрязнения атмосферы. Для3 загрязняющихвеществ: сажи,пыли неорганической 70-20% двуокиси кремния, пыли неорганической, ниже 20% двуокиси кремния (у которых параметр ε > 0,1), необходимопроведение детальных расчетов.

Перечень веществ, расчет загрязнения атмосферы, для которых не целесообразен на промплощадке МАОУ «Михайловская СОШ им.В.С.Поповой»

Таблица 3.

№ п/п

Вещество

Параметр ε

Код

Наименование

1

123

Железа оксид

0.0005434

2

143

Марганец и его соединения

0.0037895

3

301

Азота диоксид

0.0097380

4

304

Азота оксид

0.0007914

5

330

Сера диоксид

0.0238382

6

330

Сера диоксид

0.0424372

7

337

Углерод оксид

0.0333414

8

703

Бензапирен; 3,4-Бензпирен

0.0003617

9

2704

Бензин нефтяной

0.0009971

10

6204

0301 + 0330

0,0326095

11

6205

0330 + 0342 + 0342 + 0342

0,0238248

Для вредных веществ, у которых коэффициент целесообразности e > 0,1, проводятся детальные расчёты загрязнения атмосферы. Для 3-х загрязняющих веществ: сажи, пыли неорганической 70-20% двуокиси кремния, пыли неорганической, ниже 20% двуокиси кремния (у которых параметр e > 0,1) ИП «Ханхунов Ю.М.» провела детальный расчёт.

Перечень веществ, расчет загрязнения атмосферы для которыхцелесообразен на промплощадке МАОУ «Михайловская СОШ им.В.С.Поповой»

Таблица 4

№ п/п

Вещество

Параметр ε

Код

Наименование

1

328

Сажа

0.1214779

2

2902

Пыль неорганическая:70-20% двуокиси кремния

6.4834491

3

2909

Пыль неорганическая, ниже 20% двуокиси кремния

1.1250705

Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень

загрязнения атмосферы на промплощадке

Таблица 5.

Наименование вредного
вещества (код)

Наибольшая расчетная
концентрация, доли ПДК

на границе

промплощадки

на границе
жилой застройки

328 - Сажа

0.080

0.121

2908 – Пыль неорганическая, сод.

20-70% диоксида кремния

0.879

0.987

2909 – Пыль неорганическая,сод.

менее 20% диоксида кремния

0,461

0.476

Таким образом,выбросысажи, пыли неорганической, сод 70-20% двуокиси кремния, пыли неорганической, сод менее 20% двуокиси кремния для которых проведены детальные расчеты рассеивания, могут классифицироваться как предельно- допустимые (ПДВ), поскольку удовлетворяют условию ГОСТ 17.2.3.02.-78.

На основании вышеизложенного и с учетом рекомендаций по установлению нормативов предельно-допустимых выбросов по веществам, для которых достаточно проведение только предварительных (оценочных) расчетов рассеивания с целью определении уровней допустимого воздействия, были установлены нормативы предельно-допустимых выбросов (ПДВ) на уровне величин,рассчитанных на перспективу для всех 12 веществ, содержащихся в выбросах предприятия МАОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Поповой» сроком на 5 лет, начиная с 2013 по 2017 гг.

По их результатам оценочных предварительных расчётов рассеивания установлено, что 12 загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах от источников загрязнения в районе котельной, по всем веществам не создаётся уровней загрязнения, превышающие предельно допустимые, в т.ч. и в жилой зоне и на территории промплощадки.

Отрицательное воздействие загрязняющих веществ на здоровье человека

Таблица 6.

Примеры риска от загрязняющих веществ

Вещество

Эффект

Взвешенные вещества

Общая смертность

Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний

Смертность от заболеваний органов дыхания

Число детей и подростков, страдающих бронхитом (возраст < 18 лет)

Частота симптомов со стороны верхних отделов дыхательных путей

Частота симптомов со стороны нижних отделов дыхательных путей

Частота кашля (человеко-дни)

Обращаемость по поводу респираторных заболеваний

Частота обострения бронхиальной астмы

Азот

диоксид

Увеличение частоты случаев появления симптомов со стороны верхних дыхательных путей у детей

Увеличение продолжительности периодов обострения заболеваний верхних дыхательных путей у детей

Увеличение частоты заболеваний нижних дыхательных путей у детей

Сера

диоксид

Дополнительная смертность

Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний

Смертность от заболеваний органов дыхания

Увеличение госпитализации и/или обращаемости за скорой медицинской помощью по поводу респираторных заболеваний лиц в возрасте 65 лет и более

Увеличение числа приступов астмы у астматиков

Углерод

оксид

Процентное изменение содержания карбоксигемоглобина в крови

Частота госпитализации и/или обращаемости по поводу заболеваний сердца (в возрасте 65 лет и более)

Изменение частоты приступов у некурящих больных стенокардией в возрасте 35-37 лет, процентное уменьшение продолжительности межприступного периода

Данные показатели, полученные в эпидемиологических исследованиях, дают возможность оценки риска по широкому спектру нарушений состояния здоровья человека. Показатели взяты из книги «Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Под ред. Рахманина Ю.А., Онищенко Г.Г. - М.: НИИЭУ и ГОС, 2002.- 408 с.).

1.4. Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

Расчёты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от источников выбросов школьной котельной проведены ИП «Ханхунов Ю.М.» при ВСГУТУ на ПЭВМ IBM PC–AТ по программе УПРЗА «Призма» версия 4.30 от 05.07.2013.

Для проведения расчётов использованы метеорологические характеристики и коэффициенты, представленные Бурятским республиканским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Таблица 7.



Наименование характеристик

Величина


Коэффициент А, зависящий от температурной стратификации атмосферы

250


Коэффициент рельефа местности

1


Средняя максимальная температура наружного воздуха наиболее жаркого месяца года, °С

23.7


Средняя температура наружного воздуха наиболее холодного месяца года (для котельных, работающих по отопительному графику), °С

-25.4


Среднегодовая роза ветров, %

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

7.0

9.0

17.0

6.0

5.0

13.0

30.0

13.0










Скорость ветра (по средним многолетним данным), м/с

5.0


Не верить Республиканскому центру гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды мы не имеем права, но в начале проекта у нас были другие сведения, основанные на архивных материалах «Архив погоды в Цакире» на сайте http://rp5.ru/. В с.Цакир имеется метеорологическая станция Закаменского района. Мы изучили таблицы направлений ветра в с.Михайловка Закаменского района в отопительный сезон (с сентября по май) и вот, что мы обнаружили:Таблица 8.

Период

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

ШТЛ

Кол-во
наблю-дений

01.01.2013-
31.01.2013

0.8 %

0.8 %

1.6 %

0.8 %

0 %

2.0 %

19.0 %

3.2 %

45.2 %

248

01.02.2013-
03.03.2013

0 %

1.3 %

2.6 %

3.1 %

0.4 %

2.2 %

13.2 %

1.8 %

45.8 %

227

01.03.2013-
31.03.2013

0.4 %

2.9 %

7.5 %

8.3 %

0.4 %

2.1 %

14.2 %

2.5 %

24.6 %

240

01.04.2013-
01.05.2013

1.2 %

3.2 %

5.2 %

8.1 %

3.2 %

2.8 %

5.2 %

6.5 %

24.6 %

248

01.05.2013-
31.05.2013

2.9 %

4.1 %

4.5 %

9.1 %

2.1 %

5.4 %

11.6 %

2.5 %

21.1 %

242

01.09.2013-
01.10.2013

0%

0%

0%

0%

0%

0%

50.0 %

0%

50.0 %

2

01.10.2013-
31.10.2013

1.8 %

0 %

6.3 %

6.3 %

1.8 %

3.6 %

12.6 %

3.6 %

44.1 %

111

01.11.2013-
01.12.2013

1.2 %

0.6 %

3.6 %

0.6 %

0.6 %

0 %

7.7 %

3.6 %

65.7 %

169

01.12.2013-
31.12.2013

0.4 %

0 %

2.8 %

1.6 %

1.6 %

1.6 %

8.9 %

0 %

66.0 %

247

В сентябре 2013 года наблюдений за ветром не велись и в таблицу были занесены только 2 наблюдения, из которых видно, что в сентябре преобладали западные ветра, либо штиль. Мы считаем, что эти данные не могли повлиять на общую характеристику ветра.

Для своего проекта мы решили взять данные направления ветра в отопительный сезон с сентября по май 2013 года с условием занесением данных за сентябрь с сайта http://rp5.ru/ путём подсчёта количества направлений ветра по дням.

Таблица 9.

Период

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

ШТЛ

Кол-во
наблю-дений

01.01.2013 -
31.01.2013

0.8 %

0.8 %

1.6 %

0.8 %

0 %

2.0 %

19.0 %

3.2 %

45.2 %

248

01.02.2013 -
03.03.2013

0 %

1.3 %

2.6 %

3.1 %

0.4 %

2.2 %

13.2 %

1.8 %

45.8 %

227

01.03.2013 -
31.03.2013

0.4 %

2.9 %

7.5 %

8.3 %

0.4 %

2.1 %

14.2 %

2.5 %

24.6 %

240

01.04.2013 -
01.05.2013

1.2 %

3.2 %

5.2 %

8.1 %

3.2 %

2.8 %

5.2 %

6.5 %

24.6 %

248

01.05.2013 -
31.05.2013

2.9 %

4.1 %

4.5 %

9.1 %

2.1 %

5.4 %

11.6 %

2.5 %

21.1 %

242

01.09.2013 -
01.10.2013

2.0%

1.3 %

3.4%

7.2 %

1.3%

3.8 %

13.1 %

3.4 %

55.0 %

209

01.10.2013-
31.10.2013

1.8 %

0 %

6.3 %

6.3 %

1.8 %

3.6 %

12.6 %

3.6 %

44.1 %

111

01.11.2013-
01.12.2013

1.2 %

0.6 %

3.6 %

0.6 %

0.6 %

0 %

7.7 %

3.6 %

65.7 %

169

01.12.2013-
31.12.2013

0.4 %

0 %

2.8 %

1.6 %

1.6 %

1.6 %

8.9 %

0 %

66.0 %

247

ИТОГО:

1.2

1.6

4.2

5.0

1.3

2.6

11.7

3.0

43.6


Роза ветров за 9 месяцев (средний процент)Рисунок 4.

Роза

На данной розе ветров мы видим преобладание западных ветров, значит, рассеивание загрязняющих веществ от котельной будет происходить больше в восточную сторону на огороды.

Рассчитать рассеивание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от промплощадки можно по месторасположения котельной, размеру дымовой трубы, среднегодовой скорости и направления ветра, характеристики газопылевоздушной смеси и т.п. Данные расчёты взяты из «Методики расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий». (ОНД-86).

При расчётах лучше использовать автоматизированные программы, которые с точностью и безошибочно покажут результат. Поэтому мы воспользуемся расчётами, выполненными ИП «Ханхунов Ю.М.» в программном комплексе «Призма» НПП «Логус».

Зоны влиянияпредставлены на рисунках 5 и в таблице 10:

Рисунок 5.

Пыль неорганическая, сод 70-20% двуокиси кремния

Пыль неорганическая, ниже 20% двуокиси кремния

Сажа

Таблица 10.

Код

Наименование загрязняющего вещества

Зона влияния, м

0328

Сажа

850

2908

Пыль неорганическая, сод 70-20% двуокиси кремния

1000

2909

Пыли неорганическая, ниже 20% двуокиси кремния

123

1.5. Ассоциативные ощущения от промплощадки

Мы решили так же исследовать ощущение человека в районе школьной котельной. Мы отобрали 8 альтернативных признаков, описывающие как качественный, так и эмоциональные характеристики изучаемого объекта.

Привлекательный – отталкивающий.

Интересный – скучный.

Живописный – обыденный.

Уютный – унылый.

Светлый – тёмный.

Чистый – грязный.

Уникальный – типичный.

Уродливый – красивый.

Мы опросили 56 респондентов (учащихся, жителей близлежащих домов, учителей).Данные опроса занесли в таблицу.

Таблица 11.

Признаки

Объект

Признаки

+

-

Привлекательный

0

56

Отталкивающий

Интересный

6

50

Скучный

Живописный

3

53

Обыденный

Уютный

5

51

Унылый

Светлый

1

55

Тёмный

Чистый

0

56

Грязный

Уникальный

0

56

Типичный

Красивый

3

53

Уродливый

Итого

18 (4%)

430 (96%)


По данным опроса мы составили таблицу, на которой видно, что наша котельная вызывает в основном отрицательные ощущения (96%). Поэтому администрации школы и нам, ученикам, необходимо позаботиться о территории вокруг котельной, о приведении её в соответствии санитарных норм, чтобы она соответствовала понятию «санитарно-защитная зона».

Глава 2. Обустройство санитарно-защитной зоны промплощадки

МАОУ «Михайловская СОШ имени В.С.Поповой»

2.1. Санитарно-защитные зоны

В СанПиН 2.2.1./2.1.1.567-96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» даётся следующие определения санитарно-защитной зоне:

А) Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Б) Санитарно-защитная зона - это особая функциональная зона, отделяющая предпри­ятие от селитебной зоны либо от иных зон функционального использования территории с нор­мативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.

Проекты организации СЗЗ разрабатываются для всех предприятий, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в первую очередь для тех, в пределах нормативных санитарно-защитных зон которых (установленных в соответствии с санитарной классификацией предприятия по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) расположена жилая застройка, детские дошкольные, средние и высшие учебные заведения, спортивные сооружения, зоны отдыха и другие объекты, при размещении которых должно обеспечиваться соблюдение требований к качеству окружающей среды.

Территория санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предназначена для:

-обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значении за ее пределами на границе с селитебными территориями;

-создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

-организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

При организации санитарно-защитной зоны надо придерживаться основных нормативных документов, определяющих общий порядок осуществления санитарно-эпидемиологического нормирования, к которым можно отнести:

1.О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

2.Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.

К основным нормативно-методическим материалам, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, относятся следующие документы:

1.Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)

2.Положение о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве. Постановление правительства Москвы от 16.10.2001 N 929-ПП.

3.Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятии. - М.: РЭФИА, 1998. - 86 с.

Проект организации и благоустройства СЗЗ должен быть разработан в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1./2.1.1.567—96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и включать в числе первоочередных мероприятий переселение жителей в случае попадания жилой застройки в СЗЗ.

В зависимости от характеристики выбросов предприятий, по которым ведущим фактором для установления размеров санитарно-защитной зоны является химическое загрязнение атмосферы, положение границы СЗЗ устанавливается от границы территории промплощадки или от источника выбросов загрязняющих веществ

Согласно санитарным правилам и нормам «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН- 2.2.1/2.1.1.1200-03), размер нормативной СЗЗ устанавливается для отдельных производств.Для промышленной площадки школы с действующей котельнойразмер нормативной СЗЗустанавливается на основании расчетов рассеивания.

На данных рисунках и таблице представлены санитарно-защитные зоны для 3-х загрязняющих веществ.

Рисунок 6.

Пыль неорганическая, сод 70-20% двуокиси кремния

Пыль неорганическая, ниже 20% двуокиси кремния

Сажа

Таблица 12.

Код

Наименование загрязняющего вещества

Зона влияния, м

0328

Сажа

850

2908

Пыль неорганическая, сод 70-20% двуокиси кремния

1000

2909

Пыли неорганическая, ниже 20% двуокиси кремния

123

Не устанавливаютсяразмеры и границы СЗЗ для действующих промышленных объектов и производств, если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его.

Размеры санитарно-защитных зон для предприятий III, IV и V классов санитарной классификации могут быть изменены по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя

2.2. Проблемы санитарно-защитной зоны промплощадки

1.Близость промплощадки к школе сказывается на загрязнённости школьной территории, которая была выявлена в ходе лабораторной работы по исследованию снежного покрова с.Михайловка. В ходе анализа снежного покрова самым грязным участком села был признана школьная территория около котельной, загрязнённость снега в этом районе села оказалась выше по сравнению с другими участками.

2. Социологический анализ показывает, что восприятие учащимися школы и жителями села территории школьной котельной в основном с отрицательными ощущениями.

3. Концентрация вредных примесей в воздухе не превышает ПДК, но она есть, а значит успокаиваться нельзя, так как в районе школьной котельной наблюдаются ареалы скопления выбросов загрязняющих веществ. Особое беспокойство вызывает факт нахождения в контурах ареалов загрязнения школьного стадиона и баскетбольной площадки. Эти места могут стать очагами заболеваниями детей болезнями органов дыхания.

4. На санитарно-защитной зоне промплощадки находился хоккейный каток в 30 метрах к северу от котельной. В связи с этим в этом году хоккейная площадка перенесена на школьный стадион.

5. В этой же части находится огород под свеклу, хотя отрицательное воздействие пыли и сажи на свеклу не обнаружено. Но по СанПиНу в границах санитарно-защитной зоны не допускается размещать огороды под овощи и фрукты, можно только выращивать технические культуры, не используемые для производства продуктов питания.

6. В южном направлении в 54 метрах от котельной расположен жилой дом с приусадебным участком, который испытывает самую большую нагрузку от загрязнений выбросами. Сами хозяева в ходе разговора не имеют претензий к школе и уже привыкли к такому соседству. Но в плане мероприятий надо учесть работы по уменьшению перемещения неорганической пыли со склада угля, который расположен напротив их огорода.

7. Большую озабоченность вызывает водонапорная башня для функционирования котельной. Рядом с ней находится скважина, вода которой поступает не только в котельную, но и в школьную столовую. Хотя по СанПиНу в СЗЗ может находиться артезианская скважина для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды.

2.3. Мероприятия по благоустройству и

озеленению санитарно-защитной зоны

По результатам расчетовзагрязнения атмосферы невыявлены вредные вещества, по которым отмечается превышение действующих критериев качества атмосферного воздуха. В соответствии с вышеизложеннымпланы мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов хозяйствующего субъектапредприятия МАОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Поповой» не разрабатываются. Такой вывод написали ИП «Ханхунов Ю.М.» при разработке проекта нормативов ПДВ. Но мы с этим не согласны и решили разработать проект по благоустройству и озеленению СЗЗ промплощадки, который позволитснизить негативное воздействие выбросов функционирующей котельной.

Проект благоустройства и озеленения СЗЗ должен быть разработан в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1./2.1.1.567—96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и «Руководства по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий» ЦНИИП градостроительства от 1984-01-01.

В составе проекта определяется достаточность ранее разработанных мероприятий по организации санитарно защитной зоны и, в случае необходимости, разрабатываются новые мероприятия по:

-снижению негативного воздействия на окружающую среду (сокращение выбросов в атмосферу, снижению шумового воздействия и т.д.), которые представляются в виде соответствующих планов-графиков (вид мероприятия, сроки выполнения, ответственные за реализацию мероприятия и стоимость);

-планировочной организации СЗЗ и территории предприятия (благоустройству, озеленению).

При планировке СЗЗ следует учитывать, что одним из важных факторов, обеспечивающих защиту окружающей среды населённого пункта от промышленных воздействий, является озеленение территории газоустойчивыми древесно-кустарниковыми насаждениями. Степень озеленения территории санитарно-защитной зоны должна быть не менее:

60% ее площади для предприятий IV, V классов,

50% ее площади для предприятий II и III класса,

40% ее площади для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 м и более, с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.

Наличие автомагистрали в санитарно-защитной зоне предприятия не является основанием для снижения процента озеленения, а ее выбросы учитываются в фоновом загрязнении при установлении размера СЗЗ.

Школьная котельная относятся к предприятиям третьего класса с СЗЗ не менее 300 м.Минимальная СЗЗ от золоотвала ТЭС должна составлять не менее 300 м (третий класс) с осуществлением древесно-кустарниковых посадок по его периметру.

Актуальность насаждений, прописанная в СанПиН 2.2.1./2.1.1.567—96, важна, так как в естественных условиях только растения могут значительно снизить вред от загрязненной атмосферы. Зеленые насаждения формируют санитарную зону вокруг промышленных предприятий, защищая жилые районы от шума, пыли, вредных выбросов. Даже при прекрасно работающих воздухоочистных сооружениях озеленение необходимо, так как растения «дочищают» окружающую среду благодаря большой поглотительной способности листьев. Зелень задерживает до 86% пыли. Некоторые породы (тополь черный, ива козья, лох узколистный, карагана, шиповник) в состоянии поглощать очень токсичные вещества.

Зеленые насаждения задерживают пыль и уменьшают запыленность воздуха. Эффективность пылезащитных свойств растений у разных пород не одинакова и зависит от строения дерева, его ветрозащитной способности. Лучше всего задерживают пыль деревья с шершавыми, морщинистыми, складчатыми, покрытиями волосками липкими листьями. В приложении № 4 «Ассортимент деревьев и кустарников для озеленения санитарно-защитных зон промышленных предприятий» приведён перечень деревьев и растений, которые могут прижиться в наших условиях.

Рисунок 7.

Синей линией отмечена санитарно-защитная зона, визуально определённая в настоящих условиях. В пределах СЗЗ ещё нет зелёных насаждений, за пределами её перед школой имеется ботанический и дендрологический сады, палисадники с деревьями и кустарниками более 30 видов.

Красным цветом изображена котельная, а прямоугольник со светло-зелеными пятнами обозначает питомник для рассады кустарников и саженцев деревьев для благоустройства СЗЗ.

Декоративные свойства растений имеют не только эстетическое, но и психогигиеническое значение. Богатство красок, запах цветов, шелест листвы в сочетании с положительным влиянием насаждений на микроклимат весьма благоприятно действуют на эмоциональное состояние человека.

2.4. Проект создания лесопитомника на территории СЗЗ

Чтобы озеленить санитарно-защитную зону потребуется большое количество саженцев деревьев, поэтому возникла потребность в создании на территории промплощадки собственного питомника лесных культур, тем более, что в границах санитарно-защитной зоны допускается размещать сельхозугодья для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания.

Питомником называют предприятие или специализированную его часть, предназначенную для выращивания посадочного материала, используемого в дальнейшем для искусственного выращивания насаждений, озеленения городов, населённых пунктов, и создания защитных лесных насаждений.

Задачи организации питомника: увеличение выпуска посадочного материала и снижению его себестоимости.

Мы, учащиеся, в ходе реализации данного проекта научимся выращивать посадочный материал и приобретём практические навыки по выращиванию и уходу за лесными культурами. Большую помощь нам может оказать Гринпис, который подготовил методическое руководство «Как вырастить лес», призванное помочь в организации школьных лесных питомников и посадке деревьев. Необходимую информацию можно найти на сайтах: www.greenpeace.ru и www.forest.ru.

При создании лесопитомника следует обратить внимание на:

- способы и системы обработки почвы под лесные культуры;

- особенности выращивания сеянцев и саженцев (Приложения 3 и 4);

- высадку саженцев деревьев на постоянное место.

Организационно-хозяйственный план питомника

1. Список древесных пород, подлежащих выращиванию по годам и на перспективный период (Приложение 1);

2. Расчет площади отделов питомника;

3. Организация территории питомника;

4. Агротехника выращивания посадочного материала;

5. Расчет потребности в рабочей и механической силе;

6. Финансовый план, в котором указаны необходимые затраты на строительство.

К организационно-хозяйственному плану прилагаются план питомника.

Финансирование разработки проектов СЗЗ осуществляется за счет средств школы и спонсорских взносов от выпускников.

Механизмы выполнения проекта

1. Планировка санитарно-защитной зоны и земельного участка под лесопитомник.

2. Приобретение необходимых строительных материалов для огораживания лесопитомника.

3. Организация строительных работ (ограждение питомника) силами учащихся и молодежи.

4.Составление плана и графика работ.

5. Формирование рабочих групп из числа учащихся 8-10-х классов для строительства питомника под саженцы будущих деревьев и кустарников.

6. Подвоз чернозема для посадки саженцев.

7. Черенкование саженцев тополя, вяза и других деревьев для питомника.

8. Посадка семян древесных деревьев и саженцев согласно схеме.

9. Полив саженцев (в период приживаемости).

10. Высадка саженцев по периметру санитарно-защитной зоны.

План и график работы по реализации проекта

№ п\п

Мероприятие

Сроки исполнения

Исполнители

1.

Получение консультацийот работни-ков лесничеств и лесных питомников по выращиванию саженцев деревьев

Февраль

2014 г.

Учитель биологии Буянтуев А.Л.

2.

Подписание договора о сотрудни-честве с лесопитомником Республики Бурятия и эколого-биологическим центром г.Улан-Удэ

Февраль

2014 г.

Директор школы Убанова С.Д.

3.

Формирование рабочих групп из числа учащихся, учителей и родителей

01.03-15.03.

2014 г.

Отдел труда и экологии

школьного самоуправления

4.

Подготовка территории для организации питомника для деревьев и кустарников

16.03-16.04.

2014 г.

Учителя технологии и учащиеся 5-11-х классов

5.

Проведение строительных работ по возведению питомника для саженцев деревьев и кустарников

20.04-30.04.

2014 г.

Юноши 8-11-х классов и учитель технологии

6.

Заготовка семян лесных растений для посева в питомнике школы (Приложение 2)

01.05-15.05.

2014 г.

Учащиеся 5-11-х классов и учитель технологии

7.

Подвоз почвы, посадка семян деревьев и кустарников в питомнике

01.05-10.05

2014 г.

Учащиеся 5-11-х классов

8.

Подвоз почвы, саженцев и их посадка

01.09-15.09.

2016 г.

Учащиеся 5-11-х классов

Ожидаемые результаты от реализации проекта

1.Проект озеленения СЗЗ рассчитан на три года, но реализация проекта лесопитомника является долгосрочным и нацелен на перспективу.

2.Организация занятости учащихся общественно полезной деятельности, в ходе которой они приобретут навыки по выращиванию древесных растений.

3.Организация лесопитомника и благоустройство промплощадки школы повлечёт за собой озеленение всего села Михайловка и позволит в дальнейшем школе организовать бизнес по разведению лесных насаждений.

Заключение

В ходе исследования проблем санитарно-защитной зоны промплощадки школы мною были исследованы и описаны загрязняющие вещества, выбрасываемые школьной котельной в атмосферу, была сделана попытка в ходе анализа расчётов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере очертить границы санитарно-защитной зоны. По результатам исследования проблем СЗЗ был составлен проект по благоустройству и озеленению промплощадки школы.

Разработаны мероприятия по озеленению промплощадки в защитных целях с определением объема работ по созданию зелёных насаждений в лесопитомнике, который будет размещен на территории СЗЗ. Все эти проектные решения построены в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами.

Благоустройство и озеленение промплощадки школьной территории позволит не только облагородить внешний вид, но и уменьшить количество загрязняющих веществ, выделяемых деятельностью школьной котельной в атмосферу. Данная деятельность позволит ослабить негативное воздействие деятельности школьной котельной на здоровье жителей села.

Работа над данным проектом позволила мне сделать вывод, что любая деятельность человека должна опираться на законодательные и нормативные природоохранные документы. Огромный плюс, полученный в ходе исследования данной темы, заключается в том, что он привёл меня к идее по созданию лесопитомника, ведь выращивание лесных деревьев – дело очень увлекательное и полезное.

Список использованных источников

1. Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты. Утв. заместителем председателя Госкомприроды СССР 11.09.89 г.

2. Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 гкал в час: утв. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 10.06.99. - М.: Гидрометеоиздат, 1999. - 48 с.

3. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий: ОНД - 86: утв. Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 04.08.86 № 192. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987. - 94 с.

4. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

5. Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ.

6. Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А., Авалиани С.Л. и др. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Под ред. Рахманина Ю.А., Онищенко Г.Г. - М.: НИИЭУ и ГОС, 2002.- 408 с.

7. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов веществ промышленными предприятиями. ГОСТ 17.2.3.02-78.

8. Павлов, И.И. Котельные установки и тепловые установки / И.И. Павлов. - М.: Стройиздат, 1998. - 456 с.

9. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183.

10. Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Приложение 1.

АССОРТИМЕНТ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ ДЛЯ ОЗЕЛЕНЕНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

п.п.

Название пород

ТЭЦ на угле

Рекомендуемый тип насаждений (ф. - фильтрующие; и. - изолирующие)

Санирующий эффект в осаждении пыли одним взрослым растением за вегетацию, кг

I. Породы, устойчивые против производственных выбросов

Деревья

1

Айлант высочайший

4

и. ф.

24

2

Акация белая

4

и. ф.

4

3

Гледичия трехколючковая

4

и. ф.

18

4

Ива белая, форма плакучая

4

и. ф.

36

5

Клен ясенелистный

4

и. ф.

33

6

Тополь канадский

5

и. ф.

34

Кустарники

1

Акация желтая

4

и.

0,2

2

Бирючина обыкновенная

4

и.

0,3

3

Бузина красная

4

и. ф.

0,4

4

Жимолость татарская

4

и. ф.

-

5

Лох серебристый

4

и. ф.

0,2

6

Снежноягодник белый

4

и.

-

7

Шиповник краснолистный

4

и. ф.

-

II. Породы, относительно устойчивые против производственных выбросов

Деревья

1

Береза бородавчатая

3

ф.

-

2

Береза пушистая

3

ф.

-

3

Вяз обыкновенный

3

и. ф.

-

4

Вяз перистоветвистый

4

и. ф.

18

5

Вяз шершавый

4

и. ф.

23

6

Осина

4

и. ф.

-

7

Рябина обыкновенная

3

ф.

-

8

Тополь берлинский

3

и. ф.

-

9

Тополь китайский

4

и. ф.

-

10

Черемуха обыкновенная

4

и.

-

11

Яблоня сибирская

-

и.

-

12

Ясень зеленый

4

и. ф.

30

13

Ясень обыкновенный

3

и. ф.

27

Кустарники

1

Айва обыкновенная

-

и.

-

3

Барбарис обыкновенный

4

и.

-

5

Боярышник обыкновенный

3

и. ф.

-

8

Ива козья

4

и. ф.

-

9

Калина обыкновенная

3

и. ф.

-

14

Пузыреплодник калинолистный

3

и. ф.

-

16

Сирень обыкновенная

3

и. ф.

1,6

17

Смородина золотистая

-

и.

-

18

Смородина красная

4

и.

-

19

Смородина черная

-

и.

-

25

Шиповник морщинистый

3

и. ф.

-

26

Шиповник обыкновенный

4

и. ф.

-







Примечания:

1. Газоустойчивость оценивается по пятибалльной шкале: «5» - не имеющие видимых повреждений, рост и развитие нормальное, декоративность высокая; «4» - с небольшими отклонениями от нормы, не снижающими декоративность; «3» - имеющие ожоги на листьях (30 - 40%), декоративность удовлетворительная; «2» - очень ослабленные растения, имеющие ожоги на листьях (50 - 60%), декоративность низкая; «1» - погибающие растения.

Приложение 2.

Сроки сбора семян деревьев, рекомендуемые для средней полосы России

1 Вид

Время созревания и сбора семян

Предельная длительность хранения семян (без специального оборудования)

Предпосевная обработка: - - не нужна, + - желательна, ++ - необходима

Сосна обыкновенная

ноябрь-февраль

5-6 лет

-

Ель обыкновенная

октябрь-февраль

5-6 лет

+

Лиственница сибирская

октябрь-январь

2-3 года

+

Пихта сибирская

сентябрь-октябрь

1-2 года

+

Сосна сибирская (кедр)

сентябрь-октябрь

1-2 года

++

Береза бородавчатая

июль-август

1 год

+

Дуб черешчатый

сентябрь-октябрь

1 год

+

Ясень обыкновенный

сентябрь-октябрь

2-3 года

++

Клен остролистный

сентябрь-октябрь

1-2 года

++

Липа мелколистная

сентябрь-ноябрь

2-3 года

++

Ольха серая

сентябрь-ноябрь

1-2 года

-

Вяз гладкий

май-июнь

до нескольких недель

-

Тополя, ивы

май-июнь

несколько дней

-

Приложение 3.

Рекомендации по выращиванию лесных саженцев для учащихся

Начинать выращивать деревья лучше всего с самых простых и неприхотливых древесных пород. Очень легко выращивать наши хвойные породы деревьев – сосну, лиственницу, ель.Семена для посева в лесном питомнике вы можете собрать сами. Семена, собранные с деревьев, растущих в вашей местности, при посеве дают самые лучшие результаты. Из таких семян вырастают деревья, наилучшим образом приспособленные к местным условиям жизни (в первую очередь – климату).

Семена большинства ив и тополей созревают также в конце мая или июне, в зависимости от погодных условий и региона. Вы можете собрать их – так называемый тополиный пух (ивовые семена выглядят так же) – прямо с дерева или с поверхности земли. Собранные семена надо посеять сразу же – они хранятся даже меньшее время, чем семена вязов.

Если вы хотите вырастить около тысячи саженцев одной из этих пород, вам надо набрать около сотни шишек лиственницы и сосны и 40–50 шишек ели. Соберите зимой десяток-другой шишек (желательно, до середины февраля, позже семена из шишек начинают высыпаться). Шишки можно найти на случайно обломанных и упавших ветках или (в урожайный год) просто на нижних ветках молодых деревьев. Шишки должны быть свежими – в старых (прошлогодних) живых семян уже нет. Подсушите шишки на листе бумаги при комнатной температуре, и через несколько недель семена начнут высыпаться.

Весной, когда можно будет вскопать землю, посейте семена на грядку параллельными рядками через расстояние между семечками было 5-10 мм. Всходы хвойных деревьев обычно начинают появляться через 1-2 недели после посева. Старайтесь как можно чаще пропалывать грядку со всходами от сорняков – маленькие деревца очень страдают от затенения и могут даже погибнуть. Зимой в сухую погоду обязательно поливайте ваши посевы.

К осени всходы сосны и лиственницы при хорошем уходе достигают высоты 10-12 см, ели – чуть меньше. Их можно оставить на том же самом месте ещё на один год или рассадить на другую грядку для дальнейшего выращивания (лучше всего рассаживать весной). Рассаживайте деревца так, чтобы расстояние между рядками составляло 20-25 см, а между отдельными сеянцами – 12-15 см. Крупные пригодные к посадке на постоянное место саженцы лиственницы вы получите за 2-3 года, сосны и ели – 3-4 года.

Приложение 4.

Как избежать наиболее распространенных ошибок в лесопитомнике

Не пересаживайте слишком крупные деревья.

Не высаживайте на постоянное место слишком мелкие саженцы.

Не используйте для посадки на постоянное место саженцы, выросшие в условиях, существенно отличающихся от места посадки.

Избегайте пересадки деревьев в период их активного роста. С момента распускания листьев и до начала массового листопада.

Не выращивайте деревья из семян, привезенных из удаленных от вашей местности регионов.

При выращивании сеянцев деревьев не укрывайте молодые деревца на зиму.

Старайтесь использовать посадочный материал, выращенный из семян, а не из корневых отпрысков.

Не сажайте деревья там, где они с большой вероятностью будут уничтожены.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Конкурс для педагогов:
ВНЕ КОНКУРСА
Конкурс для учащихся:
ВНЕ КОНКУРСА
+1
10:29
581
Нет комментариев. Ваш будет первым!