Рабочая программа элективного курса «Основы экологической этики»

В рамках факультативов и элективных курсов я хочу предложить данный курс. Он будет способствовать формированию экологической культуры и этики у обучающихся.

Рабочая программа элективного курса

«Основы экологической этики»

для 10-го класса профильной старшей школы

2011 г.

Пояснительная записка

Экологическая проблема относится к числу глобальных проблем, захватывающих по своим масштабам и значимости всю планету. Как показывает опыт последнихдесятилетий, попытки приостановить наступление глобального экологического кризиса экономическими мерами не приносят успеха по той причине, что массовое сознание человечестваимеетвсвоейосновепотребительскоеотношениекприродев целом и к природе самого человека в частности.

Экологическому кризису сопутствует кризис моральных ценностей. Ведь корень всех проблем – эгоистический ум человека.В связи с этим все возрастающее внимание должно уделяться развитию экологической этики и ее популяризации среди широких слоев населения. Будущее природоохранного движения также зависит от морального здоровья общества. Вместе с тем, по данной проблеме практически нет специальной литературы для учащихся, ее проблемы не обсуждаются на уроках биологии и экологии, принципы экологической этики не используются в экологическом образовании подрастающего поколения. Учебный предмет «Экология» во многих школах не введен как отдельный самостоятельный учебный предмет. Раздел «Экология» входит в курс учебного предмета «Биология» и носит часто констатирующий, информативный характер. Поэтому в настоящее время актуален вопрос о введении в профильных классах элективного курса «Основы экологической этики», который будет направлен на решение противоречивых мировоззренческих вопросов.

Изучить весь курс «Экологическая этика» в средней школе невозможно, так как преподавание такого курса требует поистине энциклопедических знаний из самых разных дисциплин и достаточно большого количества часов. Некоторые темы из курса «Экологическая этика» ещё трудны для восприятия школьников. Поэтому в старших классах нужен пропедевтический курс, который я назвала «Основы экологической этики».

Предметом экологической этики является исследование моральных отношений людей к природе, основанных на восприятии природы как морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека. Экологическая этика старается сделать так, чтобы живые существа, по возможности, меньше страдали и гибли по вине человека, особенно без серьезного на то морального обоснования. В связи с этим требуется интеграция принципов, правил и ведущих идей экологической этики в современное общественное сознание,нравственное сознание каждого человека и, особенно, в формирующуюся систему ценностей подрастающего поколения.

Элективный курс рассчитан на 34 часа и направлен на удовлетворение познавательных интересов и обеспечение развития экологического и нравственного сознания обучающихся. Срок реализации рабочей программы – один учебный год.

  • Ведущими формами занятий являются лекции, практикум, семинарские занятия, выступления с докладами или с содокладами, дополняющими лекционные выступления учителя. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, поисково-исследовательские проекты и другие современные образовательные технологии.

Важноотметить,чтосодержание элективного курса «Основы экологической этики» имеет междисциплинарный характер, направлено на интеграцию материала базовых курсов: биология, география, обществоведение, история, основы мировых религий, экология, информатика, технология и другие.

Основным результатом изучения курса «Основы экологической этики» является сформированность экологической культуры у учащихся, которая позволит им пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. В идеале мы должны воспитать человека, осознавшего себя частицей целого и неделимого целого, который будет заботиться об окружающей среде и о себе в равной степени.

Целью курса «Основы экологической этики» является формирование у учащихся осознанного нравственно уважительного отношения к природе и любому живому существу, развитие экологического миропонимания и культуры.

Для это­го не­об­хо­ди­мо ре­шить сле­ду­ю­щие за­да­чи:

•сформироватьэкоцентрическийтип мышления, ответственностьза сохранениеокружающей среды;

•дать учащимся не­об­хо­ди­мые зна­ния о сущ­нос­ти и основ­ных проб­ле­мах эко­ло­ги­чес­кой эти­ки, ее основ­ных прин­ци­пах и цен­нос­тях;

•сформировать знания о содержании основных научных, философских и религиозных учений в ходе исторического становления экологической этики и на современном этапе;

•актуализировать круг современных этико-экологических проблем;

•по­мочь сфор­ми­ро­вать соб­с­т­вен­ную эти­чес­кую точ­ку зре­ния на эти проб­ле­мы и уме­ние отста­и­вать ее;

•способствовать осмыслению природы и ее объектов как базовых национальных ценностей, воспитывать любовь к природе страны и родного края;

•выработать навыки аргументации в обсуждении этических и экологических проблем, защиты собственной позиции;

•формировать у учащихся положительную эколого-этическую рефлексию, чувство экологической ответственности, этику взаимоотношений.

Ожидаемые результаты обучения

В соответствии с целями и задачами курса в процессе обучения следует рассчитывать не только и не столько на получение завершенных знаний, сколько на формирование определенных эколого-этических представлений и установок. В ре­зуль­та­те усво­е­ния элективного курса «Основы экологической этики» уча­щи­е­ся 10-го класса дол­ж­ны:

знать:

• основные этапы формирования экологической этики, понимание ее места в системе наук о природе, сферах философии, человеческой деятельности;

•содержание, основные положения, принципы и понятия экологической этики, ее нормативно-правовое обеспечение;

• аксиому гармонизации общества и природы на основе формирования всеобщей экологической культуры;

•обряды своих предков как главного условия воспитания экологической этики;

  • •юридические и гражданские нормы взаимодействия человека с природной средой;
  • •о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
  • •клю­че­вые кон­цеп­ту­аль­ные мо­де­ли эко­ло­ги­чес­кой эти­ки и эко­ло­гии че­ло­ве­ка;
  • •сущ­ность ее основ­ных прин­ци­пов: антро­по­цен­т­риз­ма, эко­цен­т­риз­ма, би­о­цен­т­риз­ма;

• исто­рию и сов­ре­мен­ное сос­то­я­ние экологической этики.

у­меть ха­рак­те­ри­зо­вать:

• глобальный характер экологических проблем;

  • •зависимость экологической политики от экономической политики;
  • •процессы взаимодействия организма и среды;
  • •масштабы воздействия человека на экологическую среду;

•сущ­ность и основ­ные проб­ле­мы эко­ло­ги­чес­кой эти­ки и эко­ло­гии че­ло­ве­ка.

у­меть ана­ли­зи­ро­вать:

• роль населения в деле решения экологических проблем;

  • •спе­ци­фи­ку и роль эко­ло­ги­чес­кой эти­ки в нрав­с­т­вен­ном бы­тии спе­ци­а­лис­та и граж­да­ни­на;
  • •кон­к­рет­ные эко­ло­ги­чес­кие си­ту­а­ции в кон­тек­с­те выс­ших мо­раль­ных цен­нос­тей;

• нрав­с­т­вен­ные сто­ро­ны акту­аль­ных проб­лем сов­ре­мен­ной эко­ло­гии и эко­ло­гии че­ло­ве­ка;

• соб­с­т­вен­ный мо­раль­ный вы­бор.

при­об­рес­ти на­вы­ки и ка­чес­т­ва:

• эти­чес­кой по­ле­ми­ки и ди­а­ло­га;

• иссле­до­ва­ния и раз­ре­ше­ния кон­ф­лик­т­ных си­ту­а­ций и ка­зу­сов;

• адек­ват­ной са­мо­о­цен­ки и то­ле­ран­т­ной оцен­ки дру­гих лю­дей;

• кор­рек­т­но­го по­ве­де­ния в сфе­ре про­фес­си­о­наль­но­го и лич­но­го обще­ния;

• устой­чи­вой ори­ен­та­ции и го­тов­ность в бу­ду­щей прак­ти­чес­кой де­я­тель­нос­ти ру­ко­водс­т­во­вать­ся прин­ци­па­ми и нор­ма­ми эко­ло­ги­чес­кой эти­ки.

Формы контроля усвоения материала курса

«Основы экологической этики»

1)Участие учащегося в обсуждениях и беседах.

2)Сочинение синквейна по темам.

3)Защита презентации, реферата или доклада.

4)Сочинение эссе (по материалам курса): «Экологическая забота»

5)Проект «Мой экодом».

6)Проект «От ноосферного села (города) к ноосферному обществу».

7)Проекты «Утилизация бытовых отходов» и «Умные вещи из отходов».

8)Исследовательская работа «Священные места родного края».

Механизм оценивания результатов:

Владение фактами: установление причин фактов, установление взаимосвязей между фактами, отличие основных фактов и фактов второстепенных.

Владение проблематикой:

формулирование проблем по теме;

умение отыскать возможные пути решения проблемы.

Владение понятиями:

раскрытие содержания понятий;

установление взаимосвязей между понятиями;

практическое применение понятий.

Владение правилами и приемами:

формулирование правил, требований, приемов;

раскрытие содержания правил, требований, приемов;

характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов.

Проверка навыков:

моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение;

выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение;

самоанализ результатов выполнения подобных действий.

  • Содержание программы

Раздел 1. Введение в курс «Основы экологической этики». Предмет, задачи и содержание экологической этики.

Вводное занятие. Экология и этика. Понятие об экологической этике как прикладной дисциплине, ее предмет, задачи, структура и содержание. Экологическая культура.

Раздел 2. Экологическая этика: теоретические и практические аспекты

Тема 2.1. Природа как нравственная и эстетическая ценность.

Внутренняя ценность природы: способность порождать ценности без участия человека. Ценность природы с позиции человека: прагматическое, нравственное и эстетическое начало. Ценностная связь природы и родины. Гармония природы. Природа и искусство.

Тема 2.2. История становления и развития экологической этики.

Возникновение экоэтических взглядов в древнейшее время. История формирования экологической этики как области исследований и научной дисциплины. Гуманистические идеи в области экологии, их отражение в творчестве российских и зарубежных писателей и поэтов.

Тема 2.3. Экологическая этика в мировых религиях и народных традициях.

Мораль, заключенная в мировых религиях.Кармический закон, формирующий фактор экологической этики. Морально-религиозные мотивы защиты дикой природы. Бытовые обряды, содержащие экологические аспекты. Святые природные места, сакральные ландшафты и их значения в развитии экологической этики.

Учение святого Франциска Ассизского. Учение талмудов о живых существах. Заповеди даосизма о запрете на охоту, рыбную ловлю и содержание птиц и зверей в клетках. Почитание природы согласно конфуцианству. Идея реинкарнации, вегетарианство, защита животных и позитивная любовь в индуизме. Законы ислама в экологической этики. Экологическая этика как неотъемлемая часть христианской этики. Влияние экологических традиций природопользования на территории Бурятии

Тема 2.4. Законодательные и нормативные основы экологической этики

Международное и российское экологическое право. Природоохранное законодательство Российской Федерации. Этические основы охраны природы. Международные и Всемирные организации охраны природы.

Тема 2.4. Принципы экологической этики

Права природы, равноправие форм организации органического и неорганического мира. Биологическое равноправие. Принцип уважения ко всем формам жизни. Принцип биоразнообразия. Поддержание устойчивости биосферы. Экологическая справедливость. Принцип предосторожности. Практические принципы: права будущих поколений, разделенная ответственность, «презумпция опасности», сокращение и конвергенция. Ответственность человека за сохранность окружающего мира. Экологическая совесть.

Раздел 3. Человек и биосфера

Тема 3.1. Понятие об экосистеме.

Понятие об экологической системе. Компоненты экосистем, условия их существования. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Взаимоотношения организмов в экосистемах; биотический круговорот. Биоразнообразие как главное условие существования и устойчивости экологических систем.

Тема 3.2. Учение о биосфере.

Строение планеты Земля. Биосфера как экологическая система и структурная часть планеты. Идея системности мира. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Современное понятие о биосфере. Компоненты биосферы. Процессы самоорганизации, саморегуляции и самоочищения. Роль различных групп организмов в сохранении устойчивости биосферы.

Тема 3.3. Антропоцентризм и экоцентризм

Антропоцентризм как философское учение. История развития антропоцентрических взглядов. Антропоцентризм в экологии. Принципы антропоцентризма. Нон-антропоцентризм. «Этика Земли» Олдо Леопольда. Принципы и позиции экоцентризма. От антропоцентризма к экоцентризму.

Тема 3.4. Коэволюция человека и биосферы. Ноосфера

В.И.Вернадский о ноосфере. Логика становления ноосферы. Коэволюция природы и общества. Концепция глобального эволюционизма Н.Н.Моисеева. Процесс ноосферогенеза. Перестройка экоэтических ценностей общественного сознания как условие коэволюции. Коллективный интеллект.

Раздел 4. Этика природопользования и охраны природы

Тема 4.1. Формы природопользования. Природные ресурсы

Понятие, виды и формы природопользования. Общее и специальное природопользование. Природные ресурсы, их классификация. Ресурсный цикл. Состояние природных ресурсов и их использование в России.

Тема 4.2. Лимитирование природопользования. Этические ограничения

Рациональное природопользование. Принципы совершенствования ресурсных циклов. Стратегия устойчивого развития.Лимиты на природопользование. Лицензирование права потребления природных ресурсов. Экологическая экспертиза. Этические ограничения природопользования. Экологический императив. Сохранение биоразнообразия как фактора самовосстановления экосистем.

Тема 4.3. Экология и производство

Экологические проблемы промышленности, транспорта, сельского, лесного и водного хозяйства. Загрязняющие вещества, их классификация. Антропогенные загрязнения и их виды.Классификация и основные направления природозащитных мероприятий. Экологизация отраслей производства. Мониторинг природной среды. Нормирование загрязнений. Экологический риск. Экологическое страхование. Этические аспекты природоохранной деятельности.

Тема 4.4. Рекреационные ресурсы природы

Особо охраняемые природные территории. Красная книга. Экотуризм. Отдых на природе, охота и рыбная ловля: этические ограничения.

Тема 4.5. Биоэтика. Права животных

Отношение человека к животным. Антропоцентрическая ценность биоразнообразия, ее категории. Животноводство. Домашние животные. Содержание животных в неволе. Зоопарки и цирк. Индустрия жестоких развлечений, культовые обряды (коррида, собачьи бои, спортивная охота, жертвоприношение, фиеста). Использование животных в медицинских и научных целях. Принципы биоэтики. Значение прав животных. Ветеринарная этика. Проблема бездомных и опасных для человека животных. Нормативно-правовые акты о благополучии животных.

Тема 4.6. Экологические движения. Экологический терроризм

Формы, методы, этика и политика экологической борьбы. Общественные и политические организации в сфере охраны природы. Движение «зеленых». Биоцентризм. Радикальные природоохранные движения. Экорадикализм и его типы. Псевдоэкологические и псевдогуманистические движения. Экоанархизм. Экотаж. Экологический терроризм и его сущность.


Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Конкурс для педагогов:
ВНЕ КОНКУРСА
Конкурс для учащихся:
ВНЕ КОНКУРСА
+1
10:39
511
Нет комментариев. Ваш будет первым!