Конспект урока "Сила трения"

Тема: Сила трения (7 класс).
Цель урока: Способствовать формированию представления о силе трения, роль силы трения в повседневной жизни, закрепление полученных данных о силах в природе;
Задачи урока
Образовательные:
1. Познакомить с видами силы трения.
2. Показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике.
3. Выяснить от чего зависит сила трения.
Воспитательные:
1. Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения.
2. Развивать умение работать группой.
Развивающие:
1. Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.
2. Способствовать расширению кругозора.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Литература: Перышкин А.В. Физика: Учеб.для 7 класса сред.шк.- М: Дрофа, 2011 год.
Оборудование: Динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые.
Используемые ЦОР: мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Конспект урока с использованием (ИКТ)

Тема: Сила трения (7 класс).

Цель урока:

Способствовать формированию представления о силе трения, роль силы трения в повседневной жизни, закрепление полученных данных о силах в природе;

Задачи урока

Образовательные:

1.Познакомить с видами силы трения.

2.Показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике.

3.Выяснить от чего зависит сила трения.

Воспитательные:

1.Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения.

2.Развивать умение работать группой.

Развивающие:

1.Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.

2.Способствовать расширению кругозора.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Литература: Перышкин А.В. Физика: Учеб.для 7 класса сред.шк.- М: Дрофа, 2011 год.

Оборудование: Динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые.

Используемые ЦОР:

мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

I. Мотивационно-целевой этап.

— Здравствуйте, ребята. Санки, скатившись с горы, через некоторое время останавливаются. Останавливается и велосипед, если прекратить вращать педали. Автомобиль, после выключения двигателя, тоже останавливается (слайд 1). Мы знаем, что причиной изменения скорости движения тела является сила. Значит, и в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила. Что это за сила? (Дети пытаются разгадать). Это сила трения. Тема нашего урока «Сила трения» (слайд 2). (Учащиеся записывают в тетради тему урока).

II. Ориентировочный этап.

Сформулируйте и запишите в тетрадях вопросы по данной теме, используя вопросительные слова (слайд 3). (Учащиеся в тетради в течение 3-5 минут записывают вопросы: Что такое сила трения? Почему она возникает? Как обозначают силу трения? Куда она направлена? Как её найти? Какие виды трения существуют? Где встречается сила трения? И др.). Послушаем, какие вопросы вы составили. (Заслушиваются вопросы 3-4 человек).

Цель нашего урока — разобраться со всеми возникшими вопросами. А где мы можем найти ответы на них? (Дети называют источники: от учителя, из учебника, словаря, энциклопедии, Интернета и др.).

III. Поисково-исследовательский этап.

Посмотрим, как понятие «трение» определяет энциклопедический словарь С. Ожегова (слайд 4). (Учащиеся анализируют понятие «трение» у Ожегова.)

Соотнесем толкование слова «трение» С. Ожегова и физическое понятие.

-Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения.

(слайд 5). (Учащиеся записывают определение в тетради).

Она обозначается Fтр. Как и любая сила, измеряется в Ньютонах. Демонстрация проявления силы трения, способа измерения её, рисунок с указанием сил (слайд 5) (Дети переносят рисунок в тетрадь, записывают обозначение силы трения, её единицы измерения). Направлена сила трения всегда противоположно движению тела. Силу трения можно измерить при помощи динамометра. (слайд 6)

Итак, на какие вопросы вы нашли ответ из моего сообщения? (Ученики отвечают).

-Проведите по столу, что вы почувствовали? (неровности).

Одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел. Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности, бугорки и царапины. Когда одно тело скользит или катится по поверхности другого, эти неровности цепляются друг за друга, что создает некоторую силу, задерживающую движение.

-Опыт со стеклами: почему трудно разъединить стекла? (межмолекулярное притяжение).

Другая причина трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Если поверхности тел хорошо отполированы, при соприкосновении часть их молекул располагается очень близко друг к другу. В этом случае начинает заметно проявляться притяжение между молекулами соприкасающихся тел (слайд 7) (В тетрадях записывают причины возникновения силы трения).

На какие вопросы вы нашли ответ из этой части рассказа?(Ученики отвечают).

Различают следующие виды сухого трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Сила трения покоя существует между покоящимися друг относительно друга телами. Например, тело на наклонной плоскости, шкаф на полу, завязанный бант на ленте и др. (слайд 8) Трение скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого. Например, лыжи по снегу, шайба по льду и др. (слайд 9) Сила трения качения возникает, когда одно тело катится по поверхности другого. Например, при движении колес автомобиля, при перекатывании бревен по земле и т.д. (слайд 10)

Выполняют эксперименты в группах.

Группа 1. Сравнение сил трения скольжения и качения

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт.

Порядок выполнения работы:

  1. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

Fтр.скольжения =

  1. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

Fтр.качения =

3. Сравните силу трения скольжения и силу трения качения

4. Сделайте ВЫВОД: трение качения ( больше или меньше) трения скольжения.

Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы:

1. Перемещайте брусок с грузами равномерно по поверхности стола при помощи динамометра. Измерьте силу трения скольжения.

Fтр.скольжения =

2. Перемещайте брусок с грузами равномерно по поверхности наждачной бумаги при помощи динамометра. Измерьте силу трения скольжения

Fтр.скольжения =

3. Сделайте ВЫВОД: сила трения (зависит илине зависит) от рода трущихся поверхностей.

Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы:

  1. Положите брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.

Fтр.скольжения =

  1. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

Fтр.скольжения =

  1. Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

Fтр.скольжения =

  1. Сравните полученные данные.

5.Сделайте ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем

(больше или меньше) сила трения скольжения.

Каждая группа проговаривает результат своей работы.

ВЫВОДЫ (слайд 11):

-сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках;

-сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества обработки поверхностей;

-сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности.

(Все выводы записываются в тетрадях учащихся).

Ещё на какие вопросы вы нашли ответы?(Ученики отвечают).

А сейчас поработаем с учебником. Прочитайте §31,32 и выпишите в тетрадь по 2-3 примера положительного и отрицательного проявления силы трения, можно привести свои примеры.

Заполняют таблицу (слайд 12)

Положительная роль силы трения

Отрицательная роль силы трения

(слайд 13,14)

IV. Практический этап.

1. Соотнесите виды трения с соответствующими фразами (слайд 15).

Трение скольжения

Одно тело катится по поверхности другого

Трение качения

Я слишком слаб, чтобы сдвинуть эту коробку

Трение покоя

Одно тело скользит по поверхности другого

2. Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь увидеть проявление трения и назвать вид.

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной (слайд 16)

Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка (слайд 16) .

А. С. Пушкин (сила трения качения)

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,

Тянут – потянут,

Вытянуть не могут (слайд 16)..

(сила трения покоя)

V. Рефлексивный этап.

— Вернемся к нашим примерам, приведенным в начале урока (анализируют примеры).

Почему?

— санки, скатившись с горы, останавливаются?

— ящик удерживается на наклонном транспортере?

— легко поскользнуться на обледенелой дороге?

— при передвигании тяжелых предметов под них подкладывают катки?

В начале урока вы в тетрадях составили вопросы по теме сила трения. Остались ли у кого вопросы, на которые вы сегодня не нашли ответ? (дети отвечают).

VI. Домашнее задание(Слайд 17)

Изучить § 30-32, найти ответы на оставшиеся вопросы.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
+4
09:59
770
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!