Конспект урока "Манометры"

Конспект урока по физике 7 класс по учебнику Перышкина А.В., разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Конспект урока.

Тема урока: манометры (7 класс).

Цель урока:знакомство с работой и устройством манометра; проверка знаний учащихся по теме.

Задачи урока:

  1. образовательная: повторить знания о барометре и атмосферном давлении; обеспечить уровень усвоения учебного материала по теме «Манометр»;
  2. развивающая: развивать умения применять имеющиеся знания на практике; развивать способности анализировать, делать выводы; логически рассуждать, а в конечном итоге – способствовать развитию интеллекта и творческих способностей, развитию внимания, памяти.
  3. воспитательная:формировать познавательный интерес к физике; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни человека; формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Литература: Перышкин А.В. Физика: Учеб.для 7 класса сред.шк.- М: Дрофа, 2011 год.

Оборудование: Действующая модель открытого жидкостного манометра; сосуд с водой; металлический манометр; медицинский манометр.

Используемые ЦОР: мультимедийный проектор, компьютер; презентация к уроку, дополнительная информация.

Ход урока.

I. Мотивационно-целевой этап.

— Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы изучили барометр-анероид, который служит для измере­ния атмосферного давления. Но мы с вами знаем, что внутри жидкости тоже существует давление. Батискафы погружаются в моря и океаны на достаточно большую глубину. Нужно ли знать давление воды в этих случаях? Ребята, приходилось ли вам накачивать колёса велосипеда, мотоцикла, машины? Нужно ли знать давление в колесе? А человеку нужно знать свое кровяное давление?

Как же это давление измерить? Подойдут ли известные нам приборы для измерения давления в этих случаях?

В силу своей конструкции барометр не может быть использован для измерения других давлений. Для измерения давлений, больших или меньших атмосферного используются приборы, о которых пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

II. Ориентировочный этап.

Прежде чем познакомиться с новым прибором, вспомним, какие приборы мы уже изучили.

(Квест «Убери лишнее». На демонстрационном столе выставлены приборы: динамометр, весы, набор разновесов, линейка, мензурка, барометр, сообщающиеся сосуды и манометр. Один учащийся выходит к столу и поочереди убирает в сторону известные приборы. На столе остается манометр).

Как же называется этот прибор? Перед вами на столе кроссворд, разгадав который, вы прочитаете ключевое слово, обозначающее название прибора (решение кроссворда в парах).


1.Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)

2.Единица измерения давления. (Паскаль)

3.В стакан и в банку налито одинаковое количество воды. В каком сосуде давление выше? (Стакан)

4.Ученый, впервые измеривший атмосферное давление. (Торричелли)

5.Что находится над жидкостым столбом в трубке Торричелли? (Вакуум)

6.В сообщающихся сосудах две жидкости: масло и нефть. Столб какой жидкости будет выше? (Нефть)

7.Какая жидкость использовалась в трубке Торричелли? (Ртуть)

8.Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)

С

В

Т

А

А

К

Р

А

К

У

Т

Б

Т

П

А

Т

У

Н

У

А

М

А

Н

О

М

Е

Т

Р

О

С

Р

Ф

Ь

О

С

К

Р

Т

М

Ф

А

И

Ь

Е

Е

Л

Ч

Т

Р

Ь

Е

Р

А

Л

Л

И


Этот прибор называется манометр. Итак, тема урока «Манометры». (Учащиеся записывают в тетради тему урока и определение манометра — слайд 1,2).

Существуют различные конструкции манометров. Рассмотрим наиболее простые из них: жидкостный, металлический и медицинский. Любой прибор изучается по плану

1. Устройство прибора

  • 2.Принцип действия
  • 3.Примеры применения на практике(слайд 3).

А где мы можем узнать о манометрах? (Дети называют источники: от учителя, из учебника, словаря, энциклопедии, Интернета и др.).

III. Поисково-исследовательский этап.

А работать мы будем в группах. 3 группы- группы исследователей. Они изучают устройство и принцип действия манометров в течение 5 — 7 минут, используя при этом учебник и дополнительную литературу. По истечении времени представители каждой группы делают небольшое сообщение по изученному прибору. Учащиеся слушают сообщения и заполняют таблицу (слайды 4-8):

Жидкостный манометр

Металлический манометр

Медицинский манометр (тонометр)

Устройство

Цена деления прибора

Применение

IV. Практический этап.

Учащиеся выполняют тест.

Вариант 1.

  • 1.Манометр – это:
  • a)Прибор для измерения атмосферного давления
  • b)Прибор для измерения высоты над уровнем моря
  • c)Прибор для измерения давлений больших или меньших атмосферного
  • 2.Какому давлению в паскалях соответствует давление 2 мм.рт.ст?
  • a)≈133Па
  • b)≈266Па
  • c)≈1520Па
  • 3.В устройстве какого прибора есть вакуумная коробочка?
  • a)Металлический манометр
  • b)Барометр – анероид
  • c)Ртутный барометр
  • 4.Для измерения давления на дне неглубокого аквариума лучше всего воспользоваться:
  • a)Металлическим манометром
  • b)Барометром-анероидом
  • c)Жидкостным манометром
  • 5.Будет ли работать жидкостный манометр, если воду в нем заменить на спирт?
  • a)Да, так как плотность воды и спирта отличаются незначительно
  • b)Нет, так как закон сообщающихся сосудов выполняется только для воды
  • c)Да, так как законы гидростатики справедливы для всех жидкостей
  • 6.Давление внутри жидкости на одной и той же глубине:
  • a)Одинаково
  • b)Сверху вниз больше, чем снизу вверх
  • c)Снизу вверх больше, чем сверху вниз
  • 7.Решить задачу: чему равно давление столба керосина высотой 10 см?

Вариант 2.

  • 1.Атмосфера вокруг Земли существует потому что:
  • a)На Земле есть жизнь
  • b)Из-за силы притяжения молекулы газа не могут улететь в космос
  • c)Из-за существования сил отталкивания между молекулами газа
  • 2.Измерить атмосферное давление возможно при помощи:
  • a)Ртутного барометра
  • b)Жидкостного манометра
  • c)Металлического манометра
  • 3.Два одинаковых стакана доверху наполнены. В первом – вода, во втором — молоко. Какая жидкость производит большее давление?
  • a)Вода
  • b)Молоко
  • c)Одинаково
  • 4.В устройстве какого прибора есть сообщающиеся сосуды?
  • a)Барометр-анероид
  • b)Жидкостный манометр
  • c)Металлический манометр
  • 5.С повышением высоты над уровнем моря атмосферное давление
  • a)Уменьшается
  • b)Увеличивается
  • c) Не изменяется
  • 6.Для измерения давления газа в шине велосипеда нужно воспользоваться:
  • a)Жидкостным манометром
  • b)Барометром-анероидом
  • c)Металлическим манометром
  • 7.Решить задачу: какое давление оказывает молоко на дно банки, если высота уровня молока в ней 15 см?

(Тетради сдают на проверку).

V. Рефлексивный этап.

Закончи предложение (слайд 9)

  1. Сегодня я познакомился(ась) с …
  2. На уроке я узнал(а) …
  3. Манометры используют для …
  4. Применяют манометры в …

VI. Домашнее задание.

(слайд 10) § 45.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+4
11:58
1602
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!