​Тема НОД: «Люблю берёзку русскую»

Задачи НОД:
1. Расширять представления детей о берёзе;
2. Способствовать усвоению понятий «береста», «чечевички»;
3.Познакомить детей с разнообразием изделий из бересты;
4.Развивать коммуникативные способности детей;
5. Совершенствовать конструктивные способности детей;
6.Продолжать формировать интерес к художественной литературе;
7. Прививать эмоционально – положительное отношение к красоте природы;
8.Воспитывать патриотизм и любовь к русским традициям.
Интегративные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: показ слайдов, презентация, беседа, опытно-исследовательская деятельность, художественное слово, песня, хоровод.

Тема НОД: «Люблю берёзку русскую»

Задачи НОД:

1. Расширять представления детей о берёзе;

2. Способствовать усвоению понятий «береста», «чечевички»;

3.Познакомить детей с разнообразием изделий из бересты;

4.Развивать коммуникативные способности детей;

5. Совершенствовать конструктивные способности детей;

6.Продолжать формировать интерес к художественной литературе;

7. Прививать эмоционально – положительное отношение к красоте природы;

8.Воспитывать патриотизм и любовь к русским традициям.

Интегративные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: показ слайдов, презентация,беседа, опытно-исследовательская деятельность, художественное слово, песня, хоровод.

Содержание НОД:

Организационный момент.

Ребята, у каждого человека есть Родина. А знаете ли вы, что означает слово «Родина»? ( ответы детей)

Правильно, это место, где человек родился и вырос. Его страна, город или село, даже дом. Дети, а в какой стране мы с вами родились и живём? Как называется наша страна? (ответы детей)

Актуализация знаний детей.

Дерево, которое считается символом России вы узнаете, если отгадаете загадку:

Стоит Алёна — платок зелёный,

Тонкий стан – белый сарафан.(ответы детей)

Верно, это берёза.

Появляется на экране изображение берёзы. (слайд 1) А почему именно березу выбрали символом России, а не другое дерево, как вы думаете? .( Ни в какой другой стране нет таких красивых белоствольных берёз. Береза растет по всей территории России.)(слайд 2)

А кто знает стихотворение о берёзе? ( стихотворение подготовлено одним из детей):

Александр Прокофьев

«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Скажите, а где можно встретить берёзу? ( в лесу, парке, поле)

Ребята, а как называется лес, в котором растут одни березы? ( берёзовая роща или березняк).(слайд 3)

На проекторе берёзовая роща

Беседа о березе. Давайте рассмотрим берёзку.(слайд 4) Как можно ласково назвать берёзу?(берёзка, берёзонька, красавица, беляночка). А какая она? (белоствольная, высокая, стройная, молодая, грустная, русская, светлая, пушистая, зеленокосая, нежная, юная, светло-зелёная и т. д.)

Существует много примет, связанных с берёзой? Какие приметы вы знаете?

Иней на берёзах- к морозу.

Если на берёзе много серёжек – к урожаю гороха.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

Береза раскрыла листочки – через неделю сажай картошку.

Ввод нового понятия

Ребята, вы верно сказали, что берёза белоствольная, потому что ствол покрыт …..(белой корой) Кора берёзы называется берестой.(Закрепление слова со всеми детьми.)

Опытническая деятельность.

Подойдите к столу.

(Рассматривание коры) А что вы заметили на коре? (черные полоски)

.: Да, в бересте есть своеобразные отдушины, это крупные черные черточки — «чечевички»,через них дерево дышит.

А для чего нужна кора берёзе, как вы думаете? (защищает от вредителей, ветра, холода, жары)

. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. В этом мы сможем убедиться, если проведем один простой опыт.

ОПЫТ С КОРОЙ (пипетки, вода, кора) (стоя)

Издревле березу любили не только за красоту. Береза широко использовалась нашими предками. Она могла напоить, обуть, согреть, вылечить. Из березы изготавливали посуду и различные предметы быта – туеса, солонки, тарелки, ложки, короба. На Руси издавна на бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами.

А вот какие изделия созданы из бересты.(показ берестяных изделий )

Посмотрите, что у меня есть.

Ребята, эта кукла называется «берестушка». Как вы думаете, почему она так называется? (ответы) В основании куклы находится берёзовый столбик, покрытый берестой. Давайте рассмотрим, а во что одета она? (косынка, сарафан, фартук)

Я предлагаю стать маленькими мастерами и сделать самим такую куклу. Вы согласны?(показ презентации куклы «берестушки»)

Перед вами берёзовый столбик. Как вы думаете, что мы сначала оденем нашей берестушке? (косынку) Её мы сделаем из квадратного лоскутка ткани.

А какой формы должна быть косынка? (треугольной) Как же нам из квадрата сделать треугольник? (ответы) Верно, нужно сложить квадрат по диагонали и разрезать. Сколько у нас треугольников получилось (2). Один из них и будет косынкой. Её одеваем на голову нашей кукле, закрепляем клеем сначала один уголок, а сверху второй.

Что мы оденем дальше? ( сарафан) Его мы сделаем из прямоугольного лоскутка. Прикладываем его серединой к столбику, заворачиваем и сзади закрепляем клеем.

Что нам осталось ещё одеть? (фартук) Нам понадобится белая тесьма и красный шнурок. Кладем шнурок на край тесьмы и закручиваем трубочкой. Обратите внимание, что закручивать будем до середины, чтобы остался фартук. А верхняя часть (трубочка) будет ручками нашей куклы.

Прикладываем фартук к берестушке и завязываем сзади на узелок. Берестушка готова.

Приступаем к работе.

Давайте поставим берестушки на стол в хоровод. А знаете, что раньше такая берестушка была оберегом, она защищала дом от плохих людей и нечистой силы. Её хранили в укромном месте, чтобы никто не видел. Вот и вас она будет оберегать.

Анализ работы:

  • 1.Ребята, а что вы сегодня узнали нового для себя на занятии, с какими словами вы познакомились?
  • 2.Что вам понравилось?
  • 3.Как называется кукла, которую мы делали? Почему?

ХОРОВОД. В народных песнях и сказках часто упоминается берёза. Русский народ отмечает летом христианский праздник «День святой троицы». В это день молодые девушки завивали венки из ветвей молодых берёз, пели под берёзами хороводные песни.

И я вам предлагаю завести хоровод и вспомнить песню « Во поле берёза стояла». (Хоровод)

Берёзка благодарит нас и дарит нам Берёзовый сок, чтобы подкрепиться витаминами!!!!!

(угощение берёзовым соком)

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+3
18:13
997
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!