Тема НОД: «Люблю берёзку русскую»
1. Расширять представления детей о берёзе;
2. Способствовать усвоению понятий «береста», «чечевички»;
3.Познакомить детей с разнообразием изделий из бересты;
4.Развивать коммуникативные способности детей;
5. Совершенствовать конструктивные способности детей;
6.Продолжать формировать интерес к художественной литературе;
7. Прививать эмоционально – положительное отношение к красоте природы;
8.Воспитывать патриотизм и любовь к русским традициям.
Интегративные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: показ слайдов, презентация, беседа, опытно-исследовательская деятельность, художественное слово, песня, хоровод.
Тема НОД: «Люблю берёзку русскую»
Задачи НОД:
1. Расширять представления детей о берёзе;
2. Способствовать усвоению понятий «береста», «чечевички»;
3.Познакомить детей с разнообразием изделий из бересты;
4.Развивать коммуникативные способности детей;
5. Совершенствовать конструктивные способности детей;
6.Продолжать формировать интерес к художественной литературе;
7. Прививать эмоционально – положительное отношение к красоте природы;
8.Воспитывать патриотизм и любовь к русским традициям.
Интегративные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: показ слайдов, презентация,беседа, опытно-исследовательская деятельность, художественное слово, песня, хоровод.
Содержание НОД:
Организационный момент.
Ребята, у каждого человека есть Родина. А знаете ли вы, что означает слово «Родина»? ( ответы детей)
Правильно, это место, где человек родился и вырос. Его страна, город или село, даже дом. Дети, а в какой стране мы с вами родились и живём? Как называется наша страна? (ответы детей)
Актуализация знаний детей.
Дерево, которое считается символом России вы узнаете, если отгадаете загадку:
Стоит Алёна — платок зелёный,
Тонкий стан – белый сарафан.(ответы детей)
Верно, это берёза.
Появляется на экране изображение берёзы. (слайд 1) А почему именно березу выбрали символом России, а не другое дерево, как вы думаете? .( Ни в какой другой стране нет таких красивых белоствольных берёз. Береза растет по всей территории России.)(слайд 2)
А кто знает стихотворение о берёзе? ( стихотворение подготовлено одним из детей):
Александр Прокофьев
«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Скажите, а где можно встретить берёзу? ( в лесу, парке, поле)
Ребята, а как называется лес, в котором растут одни березы? ( берёзовая роща или березняк).(слайд 3)
На проекторе берёзовая роща
Беседа о березе. Давайте рассмотрим берёзку.(слайд 4) Как можно ласково назвать берёзу?(берёзка, берёзонька, красавица, беляночка). А какая она? (белоствольная, высокая, стройная, молодая, грустная, русская, светлая, пушистая, зеленокосая, нежная, юная, светло-зелёная и т. д.)
Существует много примет, связанных с берёзой? Какие приметы вы знаете?
Иней на берёзах- к морозу.
Если на берёзе много серёжек – к урожаю гороха.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. Береза раскрыла листочки – через неделю сажай картошку. Ввод нового понятия Ребята, вы верно сказали, что берёза белоствольная, потому что ствол покрыт …..(белой корой) Кора берёзы называется берестой.(Закрепление слова со всеми детьми.) Опытническая деятельность. |
Подойдите к столу.
(Рассматривание коры) А что вы заметили на коре? (черные полоски)
.: Да, в бересте есть своеобразные отдушины, это крупные черные черточки — «чечевички»,через них дерево дышит.
А для чего нужна кора берёзе, как вы думаете? (защищает от вредителей, ветра, холода, жары)
. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. В этом мы сможем убедиться, если проведем один простой опыт.
ОПЫТ С КОРОЙ (пипетки, вода, кора) (стоя)
Издревле березу любили не только за красоту. Береза широко использовалась нашими предками. Она могла напоить, обуть, согреть, вылечить. Из березы изготавливали посуду и различные предметы быта – туеса, солонки, тарелки, ложки, короба. На Руси издавна на бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами.
А вот какие изделия созданы из бересты.(показ берестяных изделий )
Посмотрите, что у меня есть.
Ребята, эта кукла называется «берестушка». Как вы думаете, почему она так называется? (ответы) В основании куклы находится берёзовый столбик, покрытый берестой. Давайте рассмотрим, а во что одета она? (косынка, сарафан, фартук)
Я предлагаю стать маленькими мастерами и сделать самим такую куклу. Вы согласны?(показ презентации куклы «берестушки»)
Перед вами берёзовый столбик. Как вы думаете, что мы сначала оденем нашей берестушке? (косынку) Её мы сделаем из квадратного лоскутка ткани.
А какой формы должна быть косынка? (треугольной) Как же нам из квадрата сделать треугольник? (ответы) Верно, нужно сложить квадрат по диагонали и разрезать. Сколько у нас треугольников получилось (2). Один из них и будет косынкой. Её одеваем на голову нашей кукле, закрепляем клеем сначала один уголок, а сверху второй.
Что мы оденем дальше? ( сарафан) Его мы сделаем из прямоугольного лоскутка. Прикладываем его серединой к столбику, заворачиваем и сзади закрепляем клеем.
Что нам осталось ещё одеть? (фартук) Нам понадобится белая тесьма и красный шнурок. Кладем шнурок на край тесьмы и закручиваем трубочкой. Обратите внимание, что закручивать будем до середины, чтобы остался фартук. А верхняя часть (трубочка) будет ручками нашей куклы.
Прикладываем фартук к берестушке и завязываем сзади на узелок. Берестушка готова.
Приступаем к работе.
Давайте поставим берестушки на стол в хоровод. А знаете, что раньше такая берестушка была оберегом, она защищала дом от плохих людей и нечистой силы. Её хранили в укромном месте, чтобы никто не видел. Вот и вас она будет оберегать.
Анализ работы:
- 1.Ребята, а что вы сегодня узнали нового для себя на занятии, с какими словами вы познакомились?
- 2.Что вам понравилось?
- 3.Как называется кукла, которую мы делали? Почему?
ХОРОВОД. В народных песнях и сказках часто упоминается берёза. Русский народ отмечает летом христианский праздник «День святой троицы». В это день молодые девушки завивали венки из ветвей молодых берёз, пели под берёзами хороводные песни.
И я вам предлагаю завести хоровод и вспомнить песню « Во поле берёза стояла». (Хоровод)
Берёзка благодарит нас и дарит нам Берёзовый сок, чтобы подкрепиться витаминами!!!!!
(угощение берёзовым соком)