Нетрадиционные техники рисования

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляя собственную фантазию. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования ¬¬- это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

I.Введение

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляя собственную фантазию. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования ­­- это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Актуальность выбранной темы определена следующими проблемами:

1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

Условия возникновения опыта

Одной из важных задач в работе ДОУ является развитие творческих способностей детей в процессе образовательной деятельности.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творчество, необходима особая организация изобразительной деятельности – в частности, использование нетрадиционных техник, т. к. в них присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

История изучения проблемы

основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие творческих способностей. В свое время ею занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Мной были использованы их идеи в своей практической деятельности.

Я тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной «Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному творчеству)»; Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

В практической деятельности я также руководствовалась разработками И.В. Тюфановой «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей дошкольников (конспекты занятий); пособием О.М. Сахаровой „Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей).

II.Цель опыта и задачи повышения результативности.

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что при сочетании традиционных и нетрадиционных техник, дети показывают хорошие (многие даже высокие) результаты.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Цель данной работы

– развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через использование в непосредственной образовательной деятельности (рисование) образовательная область «Художественное творчество» нетрадиционных техник рисования.

Поставленная цель приводит к решению следующих

задач:

  • раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;
  • рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;
  • рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

III.Содержание опыта работы

I.Новизной и отличительной особенностью опыта работы по развитию творческого потенциала дошкольников через использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6.Принцип интегрированного подходареализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

В своём исследовании я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

II.Система работы

Длительность работы над опытом более трёх лет

Диапазон опыта.

В материалах опыта представлена система работы по развитию творческих способностей детей, которая охватывает разнообразные формы методы, включающие в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы использования нетрадиционных техник рисования.

Этапы работы:

На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе — конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе — творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей соединила со своими, ставя перед собой следующие задачи: сформировать у детей технические навыки рисования; познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования; привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму. В основу опыта положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой.

Более трех лет я углубленно работаю по проблеме: «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию через использование нетрадиционных техник». Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

За время работы в детском саду я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Исходя из того, что важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда, я внесла значительное изменение в предметно – развивающую, эстетическую среду группы, наполнив её специфическими для данной работы материалами: игровыми пособиями по изодеятельности, материалами для работы по нетрадиционной технике рисования (пробки, кисти разных размеров и жесткости, морские камешки, восковыми мелками, тонкие палочки, вата, поролон, свечи, ватные палочки, котельные трубочки и многое другое.). Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, я сочла необходимым обогатить содержание соответствующих уголков, изготовила игры, пособия, которые использовались в предварительной работе. Подготовила серии репродукций картин художников, диски с музыкой, книги для детей об искусстве, образцы рисования в нетрадиционных техниках.

Необходимым этапом работы является организация практических действий, способствующих выявлению уровня развития творческих способностей детей. Изучив психолого – педагогическую литературу, проанализировав содержание различных программ (под ред. Ж.А. Васильевой, Гербовой, Т.С. Комаровой, под ред. Р.Г.Казаковой), было проведено диагностическое обследование, включающее в себя задания, оценку результатов в виде уровней (высокий, средний, низкий) и соответствующую им оценку (3, 2, 1).

Для отслеживания результатов разработались сводные таблицы.

Я пришла к выводу что проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
  • Развивает чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинала со 2-ой младшей группы по принципу « от простого к сложному». Работа велась сразу в нескольких направлениях:

1.Создание предметно – развивающей среды, условий, стимулирующих и обеспечивающих художественно-творческую деятельность детей (в соответствии с возрастом). Я разработала специальный цикл занятий с использованием нетрадиционных техник рисования ( указан в перспективном планировании), включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение. Занятия проводились два раза в месяц. Большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми по освоению нетрадиционных техник и цветовосприятию.

2. Обогащение впечатлениями и расширение представлений — проведение экскурсий, наблюдений, процесса восприятия; опыта художественных впечатлений образов искусства.

3. работа с родителями воспитанников – организация выставок детских рисунков, совместное творчество родителей и детей, проведение групповых и индивидуальных консультаций, анкетирование родителей, проведение родительских собраний.

  • В план занятий я стала включать сначала простые, доступные детям этого возраста техники: рисование пальчиками и ладошками, печать по трафарету, Когда дети освоили эти техники я стала использовать тычки из поролона и ватные палочки, а затем печатание листьями и самыми простыми штампиками, а также таким способом изображения как «рисование каплями». В младшей группе мы рисовали с детьми шарики, цветы, бабочек, грибочки. Важна на таких занятиях заинтересованность и самого воспитателя. Так как в процессе совместной деятельности ребенок получает от взрослого эмоциональный настрой на творческую работу. Уровень эмоциональной вовлеченности детей на таких занятиях значительно выше.

Основные техники, используемые в этом возрасте:

Во второй младшей группе

  • рисование пальчиками, ладошками;
  • рисование тычками из поролона, ватными палочками;
  • печатание листьями;
  • В средней группе я обогатила развивающую среду новыми дидактическими играми и пособиями, как купленными, так и изготовленными своими руками.Подобрала комплексы пальчиковой гимнастики и упражнения для развития воображения, физкультминутки. В этом возрасте детям становятся доступны уже более сложные в использовании техники рисования. Но также широко используются уже знакомые техники, которые дети закрепляют и совершенствуют. В средней группе я продолжила эту работу. Так как у детей 4-5 лет впечатлений полученных от окружающей действительности уже больше, знания, умения и навыки в изобразительной деятельности развиты значительно лучше, я стала применять и другие нетрадиционные техники рисования, доступные детям этого возраста: рисование ватными палочками, рисование с элементами аппликации, штампики, рисование методом тычка (жесткая кисть).
  • Наибольший интерес вызывает у детей рисование методом тычка. Рисунки в этой технике получаются объёмными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. В возрасте 4-5 лет контур изображения для детей рисует воспитатель, а вот выбор цветового решения и дополнения рисунка отдельными деталями -процесс творческий, и зависит только от самого юного художника. В процессе закрашивания тычками какие-либо неточности не влияли на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получались более приближенными к реальным. На последующих занятиях я подвела детей к решению новых задач и применению различных способов изображения. Неотъемлемой частью работы стали экспериментирование с красками (создание новых оттенков), совместная разработка способов рисования и наконец, самостоятельный выбор способа исполнения замысла. Эмоционально воздействующим средством на занятии являлась музыка, которая учит детей размышлять и переживать.
  • В средней группе добавляется:
  • Рисование свечой;
  • Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;
  • В старшей группе возможности детей значительно возрастают, а в связи с этим расширяется и усложняется диапазон использования нетрадиционных техник рисования. Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

В старшей группе нетрадиционные техники:

  • Кляксография с трубочкой
  • Монотопия
  • Набрызг
  • Восковые мелки+акварель
  • Оттиск смятой бумагой
  • Рисование поролоном
  • Гравюра

Дети 5-6 лет уже имеют значительный опыт в рисовании нетрадиционными техниками, умело используют в своих рисунках бросовые материалы и совмещают для создания образа несколько техник изображения. Технически рисунки становятся более аккуратными и продуманными. Дети меньше заглядывают в рисунок товарища и ждут помощи от воспитателя, хотя по прежнему большое значение имеет образец. По мере освоения новых способов, дети открывают для себя то, что определённый образ можно выразить не одним, а несколькими способами. Детям предлагаются творческие задания. При этом каждый ребёнок самостоятельно отбирает к занятию всё необходимое со своим замыслом. Имея знания и умения работы разной технике рисования, дети уже могут творчески проявить освоенные способы работы для выражения индивидуального замысла. Наибольший интерес у детей вызывает монотипия и кляксография с трубочкой. На данном этапе большое значение имеет применение упражнений для развития творческого воображения. Решая задачи развития у детей творческого воображения, воспитатель, прежде всего, учит их неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная деятельность, так как через неё ребёнок может показать воображаемое им. Используя нетрадиционные техники рисования в своей деятельности, ребёнок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определённое отношение к нему. Из всего этого воображение ребёнка создаёт образ, который он выражает с помощью выразительных средств, наиболее способствующих развитию творческих способностей.

Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир воображения. Очень важно нацелить детей на деятельность творческую, оригинальную, связанную с воображением – изобразительную деятельность.

В совместной с ребёнком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз, по-новому выполняя знакомые детям задания. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций.

  • В подготовительной группе добавляется:
  • Тиснение
  • Тычок жесткой полусухой кистью
  • Рисование по сырому
  • Черно-белый Граттаж
  • Кляксография с ниткой
  • Постепенно у меня выстроилась определенная структура занятий характеру познавательной деятельности детей:
  • 1.Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.

  • 2.Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений.

    3.Занятия творческие, на которых дети включались в поисковую деятельность, были свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

    Степень самостоятельности и творчества в освоении детьми художественного опыта была различной на разных этапах обучения.

    Так к первому типу педагог отнесла занятия, на которых сама демонстрировала образец творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей), а также занятия, направленные на овладение детьми собственно изобразительными действиями.

    Второй тип занятийреализовывался в темах: « Ёлка», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», «Палитра»», «Бабочки», «Весна», «Волшебный круг».

    Планирование третьего, творческого типа занятий осуществлялось с учетом индивидуального опыта детей. В системе работы творческое занятие могло не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога была возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Так тема «Зимой на прогулке» (3-й тип занятия, рисование по замыслу) предшествовала темам «Дети лепят снеговика», «Катание на санках»,
  • Так складывается определённая структура занятия. Первый этап – начало занятия. Его цель – заинтересовать детей изложением того, в чём состоит задача и как её осуществить, используя игровые и сюрпризные моменты.
  • На втором этапе происходит реализация идеи. Каждый «художник» сам пробует представить, понять своё отношение к заданной теме и изобразить задуманное в реализуемой работе. Участие педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку попытаться найти свой вариант изображения. Заключительный этап – анализ работ. В искусстве критерии оценки немного иные, чем в других видах деятельности. Поэтому нужно поощрять нестандартные решения образов и приёмов работы: пусть ребёнок понимает, что главное — это именно его фантазия и творчество.
  • Творческий потенциал ребенка развивается в процессе работы через выбор цвета, расположения рисунка, дополнение различными деталями ( пятнышко, полосочка и т.д.).
  • Большой толчок для развития творческого потенциала ребенка дает применение на занятиях и в свободной деятельности игр с применением нетрадиционных техник рисования. Например, игра «на что это похоже?». Ребенок делает краской кляксу на листе бумаги и рассматривая ее придумывает что же у него получилось
  • В процессе игры у ребенка развивается воображение, выстраивается логическая цепочка рассуждений, развивается речь, цветовое восприятие. Чувство радости за созданный самим ребенком «шедевр», его эмоциональное состояние, гордость за собственные достижения — все это путь к гармоничному всестороннему развитию личности ребенка, его чувственного мира.
  • В ходе непосредственно – образовательной деятельности дети выполняют задания трех типов
  • индивидуальные учебные, направленные на ознакомление детей с техникой и материалом;
  • индивидуальные творческие, направленные на формирование и развитие образного мышления, воображения, творческих способностей, обогащение эмоционально-чувственного познания мира;
  • коллективные тематические, укрепляющие контакты между детьми и повышающие их интерес, уровень и качество творческого продукта.

Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:

быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;

содержать изобразительно — выразительные средства создания художественного образа;

знакомить с новыми приемами работы;

развивать ручную умелость;

соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

  • У меня стала выстраиваться модель развития творческого потенциала дошкольников:
  • — демонстрация образца творческой деятельности
  • — совместное творчество воспитателя и детей
  • — творчество детей с минимальной помощью взрослого
  • — самостоятельное творчество детей.
  • Я ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировала процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух. Дети проявляли заинтересованность и внимание, когда на их глазах демонстрировались приемы замысливания образа, поиска его вариантов, способов действия, отказ от каких-то решений и нахождение новых. Я старалась создавать оригинальные работы, нестандартно использовала художественные материалы, комбинировала техники для создания более выразительного образа и показывала вариативность подходов при работе над одной и той же темой. После того как дети заинтересовались, следовали практические задания в игровой форме как упражняющего, так и творческого характера.
    Например, на занятии « Осеннее дерево» дети превращались в деревья (хрупкую белоствольную березоньку, могучий дуб, задумчивую плакучую иву, беспечный кудрявый клен, тонкую рябину, пушистую красавицу ель). Я побуждала детей передавать не только внешнее сходство, но и характер. В словесной форме от имени дерева дети описывали свои ощущения, делились мыслями (ива: «мне грустно, и я все время думаю, чтобы дети не сломали мои ветки»; клен: « у меня пожелтели листочки и мне щекотно, потому что они опадают»; дуб: «я самый главный в лесу, слежу за порядком и чтобы зверей не обижали»).Такие упражнения – вхождения в образ способствовали образному восприятию, развитию фантазии.
  • На этапе совместного творчества детям предлагались в игровой форме интересные темы, вместе со взрослым ребята в процессе замысливания продумывали, обсуждали содержание образа (что и как будет изображено), способы (в какой технике и какими материалами будем работать, какой формат листа (если это рисунок) лучше взять, последовательность воплощения замысла.
    Дети учились выслушивать мнение другого, аргументировать свое, творчески общаться и сотрудничать. В процессе практической деятельности педагог пришла к выводу, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству.
  • На занятиях всегда творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов я стараюсь создавать эмоционально-радостное настроение, атмосферу сказочной таинственности. Дети раскрепощаются, проявляют активность и инициативу, предлагают смелые решения, интересные варианты исполнения, а взрослый побуждает их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учит обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.
    В этом типе занятий руководство взрослого выражается: во-первых, в наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятельности; во-вторых, в наблюдении за процессом замысливания (индивидуального и коллективного), распределения планирования последовательности работы, помощи в случае необходимости;в-третьих, в наблюдении реализации замысла, корректировке, согласовании действий на правах участника или заинтересованного зрителя; в-четвертых, в положительном принятии результата деятельности и его применении.
  • Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в НОД по изодеятельности, но и в свободное время. Отмечу, что работая самостоятельно, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, они уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Этот опыт работы требует большого внимания и сосредоточения со стороны дошколят, родителей и воспитателей.
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+4
18:21
2896
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!