АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ДИСЦИПЛИНЕ."

Описание педагогического опыта.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель Белгородской области

АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ДИСЦИПЛИНЕ.

/Выступление на методическом совете ОГАПОУ

«Яковлевский политехнический техникум» /

Бабынин Сергей Анатольевич,

преподаватель истории и обществознания

2015

«Вот мой род занятий: быть самим собой; верно служить тому, кто мне доверится; любить того, кто честен; знаться с тем, кто рассудителен и мало говорит…драться, когда нет другого выхода».

/В.Шекспир/

Содержание:

I.Информация об опыте.

1.1 Условия становления опыта.

1.2 Методика выбора оптимальных решений.

1.3 Педагогические противоречия.

1.4 Теоретическая база опыта.

II. Технология опыта.

2.1 Цель и задачи опыта. 2.2 Приёмы, формы и методы реализации опыта.

III. Результативность.

IV. Библиографический список.

V. Приложения.

Iраздел:

«Знание возникает на основе не заучивания,

а самостоятельного размышления над фактами, а мышление развивается в результатесистематической переработки конкретных фактов и идей»

/Н.Г. Дайри/

IIраздел:

«Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания,а уже потом научить – вот, в чем суть педагогического мастерства».

/В.Ф.Шаталов/

IIIраздел:

«Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

/ К.Д.Ушинский/

I.Информация об опыте.

Накопление опыта происходило постепенно, в течение многих лет работы, но временем формирования и развития конкретной идеи можно считать последние три года преподавания истории и обществознания в ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум» г. Строитель Белгородской области.

Разработка методов личностно ориентированного обучения.

Способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.

Разработка теории развития познавательной активности обучающихся.

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью обучающегося к учению, познавательной деятельности.

Изучение теории интерпретаций.

Знакомство с различными версиями оценок исторических явлений.

В процессе освоения исторического содержания посредством обсуждения, толкования фактов и доказательств, складываются личностные смыслы, способы объяснения мира и, как результат – самостоятельность мышления.

Развитие теории полифоничного мышления.

В повествовании о прошлом не бывает одного единственного, правильного голоса, все голоса важны, их надо уметь и захотеть услышать; наконец, такая «разная», многомерная история формирует альтернативное сознание.

Выработка алгоритмов разрешения педагогических противоречий.

А) основные трудности при организации учебного процесса, самостоятельной работы обучающихся на учебном занятии;

Б) выработать определённую систему организации учебной работы обучающихся, чтобы разрешить данные противоречия.

Вывод: актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у обучающихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации.

А также является важнейшим орудием педагогического руководства и управления их самостоятельной познавательной деятельностью.

II. Технология опыта.

Цель: Способствовать развитию познавательной активности и интереса, обучающихся к дисциплине «История» посредством организации и оптимизации их самостоятельной работы на учебном занятии.

Задачи:

организовать и руководить деятельностью обучающихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания;

создать такие условия, когда каждый обучающийся хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять деятельность по добыванию и систематизации знаний, отрабатывая умения и навыки;

способствовать воспитанию гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственностью и способной к самореализации.

«Механизмы» реализации опыта.

Развитие полярно-структурного метода.

Противоположности рассматриваются не как нечто жестко очерченное, а скорее как импрессионистский образ. Этот метод позволяет видеть не только полярные позиции, но весь спектр оценок между этими полюсами, и представить историю более полной, объемной, многокрасочной.

Включает три этапа:

1.Информационный /вербальный метод/.

2.Углубление основных проблемных вопросов изучаемой темы.

3.Итоги самостоятельной работы.

Основные формы организации учебного занятия и алгоритм их проведения.

1.Пассивные формы /лекция и её классификация/.

2.Активные формы / семинар/.

3.Интерактивные формы /проект, диспут/.

Эффективные формы организации самостоятельной учебной работы на учебном занятии.

1.Работа с учебником.

2.Работа с документами.

3.Практические и лабораторные работы.

4.Работа с картой.

5.Подготовка докладов и рефератов.

Описание метода эвристической беседы.

— формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца;

— обучающийся определяет сам пути решения проблемного задания и находит их, опираясь на знания, необходимые для решения задания.

III. Результативность.

Формируются и развиваются основные умения и навыки обучающихся в работе:

С дополнительной и справочной литературой, СМИ, Интернет-ресурсами и другими источниками информации.

В результате чего:

стимулируется процесс познания;

развивается и повышается уровень и качество знаний;

развивается инициатива, трудолюбие, сообразительность;

развивается эмоционально-волевая сфера обучающихся;

формируется оптимистично-позитивное отношение к учёбе;

развиваются аспекты сотрудничества преподавателя и обучающихся.

Вывод: преподавателем создаются условия формирования конкурентоспособной личности обучающегося, способного самостоятельно работать с информацией, умеющего разбираться в общественно-политической ситуации, не боящегося принимать ответственные решения.

IV. Библиографический список.

V. Приложения.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
+4
22:23
919
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!