Статья "Патриотическое воспитание дошкольников"

Статья "Патриотическое воспитание дошкольников"
Как мы понимаем значение выражения «чувства патриотизма»? Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Как мы понимаем значение выражения «чувства патриотизма»? Это чувство так многогранно по своему содержанию: это любовь и уважение к своей семье, к старшим и пожилым людям, это гордость за свой народ и желание сохранить и приумножить богатства своей страны. Патриотизм – это процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных и духовных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе. В детские годы, когда формируются основные качества, особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

В задачу педагога входит наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми каждый день ребенка в детском саду. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение.

Необходимо, на мой взгляд, воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций, уважительное отношение к наследиям других народов, воспитывать патриотизм и уважение к культурному прошлому России. Мне как педагогу необходимо формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, стимулировать детскую активность через подвижные игры, воспринимать красоту окружающего мира, чувствовать и понимать прекрасное, проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города. В своей работе с детьми я использую такие приемы как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов, т.к. семейная родословная – это неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходимо вызвать интерес и положительно воздействовать друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок.

Ребенок дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой родной город какова природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну. И прежде чем начать работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной. Важно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение, то, что типично, характерно для всей страны.

Ученые доказывают, что предпосылки будущих нравственных представлений складываются у ребенка в возрасте 3-5 лет. И именно в этот период малыши особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них.

Патриотизм связан у детей с таким понятиями, как дружба, верность, чувство собственности и осознания того, что ты свой, что ты нужен. У детей дошкольного возраста постепенно формируется «образ собственного дома» с его укладом, традициями, общением, стилем взаимодействия. Ребенок принимает свой дом таким, каким он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Задача педагога и родителей формировать любовь, дружбу к родному дому, желание беречь, делать лучше. Важно, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности – это способствует укреплению «чувства семьи».

В конце хотелось бы добавить, что проблема патриотического воспитания в настоящее время очень актуальна. В нашей стране за последние годы произошли большие перемены. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, семью, природу, культуру. Духовные ценности должны доминировать над материальными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И наша задача приобщать детей к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+5
17:58
1001
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!