Использование передовых технологий в современном учебном процессе

К техническим средствам обучения, применяемые в процессе преподавания общеобразовательных, политехнических и специальных дисциплин, относятся: кино, телевизор, компьютерные системы. Для формирования трудовых умений и навыков в процессе трудового, профессионального обучения применяются различного рода тренажеры. Технические средства обучения рационализируют учебный процесс.

Технические средства обучения активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, дают возможность более дифференцированно подойти к каждому из них, установить правильное соотношение между занятиями на уроке и во внеурочное время. Они делают учебный процесс в большей степени управляемым со стороны учителя.

Применение технических средств способствует рационализации учебного процесса, повышению его производительности, дает возможность обеспечить оптимальный объем передачи и усвоения научной информации.

Среди технических средств обучения большую роль играет учебное кино. Для усовершенствования квалификации учителей созданы фильмотеки, которые обслуживают школы фильмами, аппаратурой, дают техническую и методическую консультацию.

Кино расширяет познавательные и воспитательные возможности учебного процесса, способствует укреплению связи обучения с жизнью. Оно дает возможность знакомить учащихся с широким кругом вопросов, демонстрировать в натуре предметы, которые учащиеся не имеют возможности непосредственно наблюдать, показывать предметы и явления в динамике, в действии.

Средствами мультипликации и другими кино воспроизводит сложные, часто недоступны для восприятия человеческого глаза процессы и явления, например, движение электрического тока, явления магнетизма, различные химические реакции, внутри ядерные или биологические процессы и т. д.

Демонстрации фильмов исторического и географического содержания дает возможность воссоздать древние эпохи, показать страны, жизнь народов, природу самых отдаленных уголков земного шара.

Фильмы производственного содержания знакомят учащихся с технологическими процессами, действием машин и механизмов, практическим применением их в различных отраслях народного хозяйства, с современными достижениями науки и техники.

Способы и методика использования кино в учебной работе очень разнообразны. Кинофильм показывают на различных этапах урока: он может предшествовать изучению нового материала, сопровождать объяснение учителя или использоваться для закрепления изученного.

Фильм можно демонстрировать весь или фрагментарно. Фрагментарное демонстрации дает возможность сосредоточить внимание учащихся на основном, что касается темы, экономить время урока.

К использование кино на уроке учитель должен тщательно подготовиться, освоить методику и способы применения кинофильма на различных этапах учебного процесса. Надо учитывать, что восприятие фильма, особенно научного, требует сложной познавательной деятельности учащихся.

Учитель должен умело руководить этой деятельностью, обеспечить соответствующую подготовку класса. С этой целью перед демонстрацией фильма можно провести беседу, которая должна направить учащихся, поставить специальное задание, на что обратить особое внимание, запомнить и т. д. После просмотра кинофильма учитель может поставить вопросы, требующие анализа его содержания, определенных сравнений, выводов, обобщений; дать учащимся задание проработать соответствующую литературу и тому подобное.

Все шире в учебной работе применяется телевидение. Основной формой использования телевидения для школы является передача информации как дополнительного источника знаний. Телевидение помогает не только шире, нагляднее раскрыть содержание той или иной темы, но и в большой мере способствует повышению познавательного интереса учащихся, является значительным фактором воздействия на их эмоциональную сферу, облегчает процесс усвоения материала.

Школа с учебной целью может использовать как общие телепередачи, так и специальные, предназначенные на помощь в преподавании отдельных предметов. Учебные телепередачи включают разработки уроков, беседы и лекции квалифицированных педагогов или ученых, демонстрации учебных фильмов, наглядных пособий – картин, рисунков, действующих моделей, механизмов, фото документов, которых не может добыть школа; передачу встреч-бесед со знатными людьми промышленности и сельского хозяйств а, с выдающимися учеными, писателями, композиторами, художниками, участниками исторических^ революционных событий и т. д.

Учебные телевизионные передачи применяются при изучении всех предметов общеобразовательного, политехнического и специального циклов. Особенно важна роль телевидения в изучении физики, химии, естествознания.

Телевидение можно использовать для демонстрации сложных опытов, показа действия машин и механизмов, технологических и химических процессов и т. п.

Телепередачи – также важное средство закрепления знаний, их можно использовать и как дополнительный, вспомогательный материал при выполнении домашних заданий, повторении отдельных разделов программы и т. д.

Чтобы в работе школы можно было регулярно использовать телевидение, органы народного образования должны вместе с представителями телецентра планировать программу передач на учебное полугодие или четверть. Передачи в помощь школе могут быть сугубо учебными (разработка темы, урока) или иметь характер общенаучной или культурно-образовательной информации.

Как и другие средства обучения, телевидение в школе должно отвечать основным дидактическим требованиям:

– иметь четко определенное дидактическое и воспитательное задачи;

– обеспечивать сознательное усвоение учащимися знаний;

– способствовать активизации учебного процесса, развитию познавательных способностей учащихся.

Хорошо, когда в передачу включаются элементы дискуссии, обсуждения вопросов, возникающих в ходе занятий. Это активизирует восприятие, познавательную деятельность учащихся.

Во время телепередачи формы контакта учителя с учениками могут быть разные:

– вступительное слово перед телепередачей;

– пояснения и реплики по ходу передачи;

– краткие выводы;

– беседа на окончание.

Готовясь к телепередаче, учитель намечает способы подъема активности восприятия учащимися учебного материала, продумывает способы сочетания материала урока с телепередачей.

Наиболее эффективной формой использования телевизионных передач является групповой просмотр их в свободное время, особенно в школах-интернатах, школах продленного дня. Во время телепередачи учитель обращает внимание учащихся на каждый существенный момент, дает ответы на вопросы, интересующие учащихся, делает анализ, обобщения, практические выводы.

+1
00:19
853
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти с помощью