Главные преимущества и особенности школьной лекции

Главные преимущества и особенности школьной лекции
Школьная лекция как метод обучения применяется преимущественно в старших классах. Лекционный метод дает возможность учителю последовательно, в определенной системе изложить учебный материал, глубже раскрыть сложную тему или научную проблему, экономнее расходовать учебное время.

Правильно построенная лекция не только обеспечивает усвоение учащимися понятий, но и становится важным средством развития познавательных сил, логического мышления, приучает на слух воспринимать материал, анализировать и обобщать его.

Особенностью школьной лекции, по сравнению с лекцией в высшей школе, является то, что ею не заканчивается рассмотрение какого-то вопроса. Она, как правило, предусматривает дальнейшее проработки темы, которая включает самостоятельную работу учащихся над учебником, соответствующие лабораторные и практические упражнения и тому подобное.

Школьная лекция чаще всего является вступлением к какой-то широкой темы или раздела программы. Лекцией можно также после изучения определенной темы или раздела обобщить материал, подвести итоги или воспользоваться для обобщающего повторения в конце четверти или учебного года.

Важнейшими требованиями к школьной лекции является ее высокий уровень и доступность для учеников определенного возраста, логически последовательное, систематическое изложение материала, всесторонне раскрывает основные, узловые вопросы темы, обеспечение активной познавательной деятельности учащихся и сознательное усвоение ими знаний.

Этого учитель добивается четким направлением и правильной методической построением лекции, умелым применением разнообразных методических приемов и средств, которые обеспечивают интерес учащихся, активизируют их мыслительную деятельность.

Школьная лекция будет интересной, лучше будет восприниматься учениками, когда она хорошо иллюстрируется средствами наглядности – картинами, таблицами, моделями, диаграммами.

В процессе изложения дидактического материала учитель должен широко использовать конкретные факты, интересные примеры, всесторонне раскрывать логические связи и взаимозависимость фактов и явлений, правильно, четко аргументировать основные положения, обобщения и выводы.

Очень важно, чтобы с самого начала ученики поняли практическое и научное значение темы, ее место в курсе.

Раскрывая в лекции те или иные положения, учитель может применять как индуктивный, так и дедуктивный способ изложения. Знакомя, например, учащихся с определенными фактами или явлениями, он использует такие формы изложения, как описание, рассказ, объяснение, сравнение, то есть от отдельного, конкретного идет к общему, абстрактному. Может быть и наоборот.

В зависимости от дидактического материала, уровня развития учащихся бывает целесообразнее идти дедуктивным путем – от общего, от определенной тезисы, формулы к конкретному. Следует учитывать, что основная задача лекции не в том, чтобы сообщить учащимся как можно больше фактического материала, хотя и это важно, а в раскрытии сути вопроса, установлении существенных закономерностей фактов и явлений, логики их развития.

Все это требует от учителя всестороннего продумывания содержания лекции, правильной методической разработки, четкого планирования. Надо, чтобы учащиеся не только научились слушать лекцию, умели внимательно следить за ходом изложения учителем учебного материала, но и вместе с ним анализировать и обобщать факты и явления, делали выводы, т. е. активно воспринимали учебный материал.

Надо научить учащихся записывать главные мысли, конспектировать лекцию. Конспекты по каждой дисциплине ведут в специальной тетради. Свои записи ученики перечитывают дома, исправляют речевые ошибки, стиль, дополняют их содержание после чтения соответствующей литературы.

Учитель систематически проверяет ученические конспекты, время от времени перечитывает их, во время опроса или беседы с отдельными учениками проверяет, правильно ли они усвоили материал лекции, понимают то, что записали.

+2
00:32
945
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти с помощью