Поиски северного морского пути в 16 веке

Поиски северного морского пути в 16 веке
Собирая и синтезируя сведения о далёких странах, средневековые картографы постепенно создавали целостную картину Мира. Сведения извлекали из старинных карт, портоланов, книг, древних рукописных источников, восходящих к Страбону, Птолемею и Плинию Старшему, а также устных рассказов путешественников, которые были не всегда достоверными и рассказывали не только о том, что видели своими глазами.

С распространением и развитием представлений о шарообразной форме Земли неизбежно рождались идеи об альтернативных путях достижения вожделенных берегов.

Ввиду господства испанцев и португальцев по трассе южного морского пути из Европы в Китай, возможность достижения юго-восточных берегов Евразии северным путём интересовала в первую очередь торговых предпринимателей северной Европы. Несмотря на трудности арктического мореплавания, северовосточный маршрут привлекал возможностью избежать встречи с военными судами конкурирующих южноевропейских держав, а также с многочисленными пиратами, охотящимися за добычей в Индийском океане и у африканских берегов Атлантики.

Европейские мореходы освоили приполярные широты в северной Атлантике и, поскольку не имелось точных сведений о климате других приполярных регионов, экстраполировали свои климатические представления от Атлантики к Тихому океану, предполагая сопоставимые условия в случае продвижения по той же широте.

Попытки проникнуть на восток, обогнув с севера Скандинавский полуостров, предпринимали норвежцы, голландцы, датчане, англичане, шведы.

В 1553 г. — первая английская экспедиция Willoughby и Chancellor.
В 1556 г. — Стивен Бёрро в сопровождении поморских кочей достиг Карских Ворот на судне, которое называлось «Ищи наживы».
В 1568 г. — попытка экспедиции «Московской компании» Басседайна, Вудкока и Брауна под покровительством английского посла в Москве Томаса Рандольфа. Царь выдал «Московской компании» жалованную грамоту, воспрещавшую всем, кроме членов этой компании, плавать в устье Двины, на Мезень, Печору и Обь. Однако королевский двор в Лондоне отказался подтвердить договор с Иваном IV, предполагавший в числе прочего женитьбу русского царя на племяннице английской королевы. Тогда царь объявил недействительными все грамоты и привилегии, дарованные «Московской компании», поставив крест на совместных планах поиска морских путей в Китай и Индию. Экспедиция Басседайна была отменена.

В 1580 г. очередной экспедиции «Московской Компании» на судах «Джорж» и «Вильям» под командою Артура Пета и Чарльза Джекмана была поставлена задача перезимовать в устье Оби и добраться до столицы Сибирского ханства, однако, дальше о. Вайгач пробиться так и не удалось из-за сильных встречных ветров и льдов.

Когда в 1583 г. в Москву прибыло английское посольство Джерома Боуса (Jerome Bowes), снова договориться об исключительных правах английских купцов на торговлю в северных русских портах и посылку кораблей к «реке Оби, да Печоре реке» уже не удалось.

В том же году в Москву из Сибири от Ермака Тимофеевича прибыло казачье посольство во главе с Черкасом Александровым.

Оливер Брюнель из Брюсселя, будучи на службе у Строгановых, в качестве торгового агента побывал в Западной Сибири и был отправлен в Европу с партией мехов и заданием нанять к ним на службу опытных навигаторов. На Северной Двине Строгановы выстроили два корабля, с которыми Брюнель должен был обогнуть материк с севера, чтобы проникнуть в Китай. Но он решил организовать своё коммерческое предприятие. Брюнель поступил на датскую службу и поселился в норвежском Бергене. Имеются сведения, что он обсуждал маршрут своей экспедиции с Герардом Меркатором (Gerhardus Mercator, 1512-1594 гг.). О. Брюнель смог снарядить корабль и отправиться к берегам Сибири в 1884 г. Однако корабль, на котором он направлялся к Оби, неподалеку от устья Печоры сел на мель и экспедиция едва избежала гибели.

Свой проект экспедиции разрабатывал также шведский король Густав Ваза (несостоявшаяся экспедиция под руководством француза Юбера Лангэ). Замыслы европейских мореплавателей того времени можно постичь, изучая доступные им карты.

На карте Московии, помещённой в книге Сигизмунда Герберштейна (1549 г., антверпенское издание 1557 г.), привлекает внимание мореплавателей крупная река за Уральским хребтом, текущая на север из Китайского озера (KITHAI LACUS), расположенного к востоку от Тюмени (Tumen).

В целесообразности поисков северного морского пути был убеждён величайший картограф и геодезист всех времён и народов Герард Меркатор, опубликовавший в 1554 г. свой вариант карты Арктики.

Вот, что Г. Меркатор в 1580 г. писал Р. Хак-люйту по поводу планировавшейся тогда экспедиции Пета-Джекмена (перевод с латинского языка приводится по М.П. Алексееву).

+1
21:52
895
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти с помощью