Открытый урок "Энциклопедия фортепианной техники"

Вопросы овладения техникой учащимися начальных классов школ ис-кусств должны рассматриваться в связи с общим направлением разви-тия техники пианиста и с учётом возрастной специфики.
В комплексном воспитании начинающих пианистов взаимосвязанное музыкально-слуховое и техническое развитие проникает во все его сфе-ры.

Муниципальноебюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

Открытый урок преподавателя

фортепианного отделения

Открытый урок проведён 2 ноября 2010 года с учеником 2 класса Чабуркином Анатолием.

План урока:

1.Вступительное слово преподавателя.

2.Работа над этюдами №№6, соч.599, №17, ор. 139, №17 из I части под редакцией Г. Гермера.

3.Итоги.

I.Вступительное слово:

Вопросы овладения техникой учащимися начальных классов школ искусств должны рассматриваться в связи с общим направлением развития техники пианиста и с учётом возрастной специфики.

В комплексном воспитании начинающих пианистов взаимосвязанное музыкально-слуховое и техническое развитие проникает во все его сферы.

Необходимо предостеречь начинающих педагогов от проявления формального подхода к развитию техники учащихся, при котором технические достижения измеряются лишь степенью подвижности и силы пальцев при явной недооценки качества звучания. Непроизвольно вырабатывается внешне виртуозная, бескрасочная игра с признаками напряжённости мускулатуры рук и пальцев.

Педагог должен тщательно анализировать свою работу над развитием техники ученика, вовремя замечать упущенное и не отягощать ребёнка абстрактными техническими заданиями.

II.Работа над этюдами №6, соч.599, №17, ор. 139, №17 из Iчасти под редакцией Г. Гермера.

Этюд №6, соч. 599 из 2 тетради «Первый учитель и первый урок».

На примере этого этюда показана работа над «формированием двигательного приёма игры nonlegato. У ученика возникают лишние судорожные, толчкообразные и неловкие движения рук.

Работу следует проводить по фразам, добиваясь свободы, пластичности и ритмичности пианистических движений, постепенно формируя навык приспособления пальцев к естественному звукоизвлечению.

Положительная динамика овладения приёмами пальцевой игры возможна при условии систематической работы с учеником над связью объединяющих плавных движений всей руки с постепенно удлиняю-

щимися последовательностями пальцевых движений. При этом пальцевые движения осуществляются пластичным самостоятельным падением каждого пальца на клавиатуру и столь же плавным «переступанием» пальцев с одного звука на другой.

Этюд №17, ор. 139 из сборника «Этюды-упражнения для начинающих пианистов», тетрадь №1.

Основную трудность и «неудобство» для ученика представляет арпеджированный аккомпанемент. В звучании шестнадцатых должна ощущаться лёгкость и ровность.

Серьёзное внимание педагог должен обратить на воспитание правильных приёмов игры – ощущение всей руки и свободы движений её частей, устранение какой бы то ни было зажатости или расхлябанности. Необходимо следить, чтобы плечо ученика во время игры не было сковано, руки не были напряжены.

Необходимо вести работу над движениями ученика. Внешне движения должны проявляться скупо, сдержано. Они должны быть точными, плавными, свободными и экономными.

Ровность длительностей должна добиваться активизацией слухового контроля и подключением словесного проговаривания нот на слоги ти-та, ти-та…

Этот приём развивает слуховое восприятие и слуховой самоконтроль ученика. Слушание должно быть активным, т.е. таким, при котором ученик точно и осознанно слышит все детали своего исполнения.

Очень полезной для качественной игры этого этюда является работа в медленном темпе. Ученик не только может слышать прозвучавшее, но и осознать свои действия, проконтролировать, оценить их результат. Работу над ритмической и динамической ровностью необходимо начинать с медленного темпа, постепенно усложняя задачу.

Этюд №17 из Iчасти под редакцией Г. Гермера.

Необходимо, чтобы учащийся вместе с преподавателем охарактеризовал свою игру, сформулировал наиболее часто встречающиеся ошибки:

— неловкость игры пассажей;

— медленное построение аккордов в левой руке.

Мелкая техника наиболее типичный приём пианистического изложения в фактуре детских произведений. Навыки мелкой пальцевой техники должны прививаться с первых лет обучения. Гибкость мускулатуры детей 7-8 летнего возраста помогает приспособиться к инструменту, усвоить и быстро закрепить навыки пальцевой подвижности.

Педагог должен разделить пассажи по позициям с уточнением

аппликатуры. Пассажи отрабатываются с конца к началу. При этом обращается внимание на естественное, непринуждённое состояние рук, позволяющее развивать в равной мере навыки кантиленой и подвижной игры.

Значение позиционной игры очень велико, т.к. представляет, как правило, едва ли не самую удобную для исполнения форму пианистического пассажа.

В этом этюде стоит обратить внимание на владение учеником аккордовой техники, добиваясь стройности, согласованности звучания аккордов. Основной приём звукоизвлечения аккордов — это тот же приём как

nonlegato, то есть свободное погружение руки в клавиатуру. При взятии аккордов приходится пользоваться определением не ощущений, а действий и прибегать к образным сравнениям: взять, погладить, оттолкнуться. К этим глаголам добавляются эпитеты: энергично. стремительно и т.д. Чтобы точно попадать на аккорды, необходимо развивать умение пользоваться крупными движениями рук.

Таким образом, необходимо взаимозависимое восприятие пианистических игровых и слуховых ощущений с пианистическими действиями.

Итоги урока:

Этюды К.Черни отлично «тонизируют» руки, помогая развить их гибкость и пластичность.

К.Черни считал, что основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, рук и, обязательно, ног учащихся. Основное требование в работе над техникой – экономия движений (лишние движения – неряшливость в игре). Черни выделяет четыре способа движений:

▓ пальцами — всегда;

▓ кистью (локоть спокойный) – для мелких октав, аккордов;

▓ локтем (плечо спокойно) – для скачков аккордами;

▓ плечом — для аккордов.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+1
18:55
233
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!