Статья "Разнообразие сказок ,используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста."

Клуб воспитателей

В статье рассказывается о работе с детьми и родителями по теме «Сказки».

Разнообразие сказок, используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

« Сказки, как старые друзья,

их надо навещать время от времени .»

Джордж Мартин

              Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

               Наблюдая за детьми своей старшей группы, выявила, что не все дети умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У некоторых слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Дети плохо ориентируются в сюжетах русской народной сказки, главных героях, с трудом выстраивают последовательность действия героев.

                Я нашла путь для решения этой проблемы и начала приобщать детей к русскому фольклору, через знакомство с русскими народными сказками, так как считаю, что по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению и как считают многие педагоги и психологи является азбукой нравственности. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы. Образы героев русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

                Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» — что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя. На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

            К сказкам о животных примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). Детям наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В дошкольном возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

            Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Благодаря неограниченной фантазии дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся. «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов .

            Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует.В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

            Слушая или читая сказку, ребёнок проигрывает, просматривает её в своём воображении. Он представляет себе место действия, героев сказки, поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки детьми. Кроме этого я использую постановки сказок с помощью кукол .

В своей работе использую несколько вариантов кукол:

-куклы – Би-Ба-Бо,

-пальчиковые куклы,

-теневые куклы,

— настольный театр.

           Пальчиковые куклы и декорации более доступны в исполнении. Куклы мы изготавливаем из плотного картона, подставка для куклы – из не очень плотного картона.

           Куклы для теневого театра я делала и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.

            Куклы – Би-Ба-Бо просты в управлении. «Би-Ба-Бо» – это кукла–рукавичка, которая состоит из твердой головы, а от нее отходит платье в виде перчатки.

      Совместно с детьми была подготовлена и показана инсценировка знакомой сказки «Репка». Распределили роли между детьми, изготовили декорации. В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле, игрушки- посаженные в «зрительный зал», родители на открытых показах. В мою задачу входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора».

Использование сказки в работе с родителями.

            Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой.На родительских собраниях, консультациях, беседах разъясняю им важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Убеждаю родителей, в том что игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.

В течении всего года провожу тематические родительские собрания.

                                        Подгрупповые и индивидуальные консультации родителей:

— «Уроки сказки»,

-«Сказка развивает руку»,

-«Сказка и ПДД »,

-«Сказка и математика»,

-«Воспитание добрых чувств»,

-«Развитие творческого воображения посредством сказки».

            Сказка оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Красочные иллюстрации, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Обращение к русским народным сказкам, природоведческим сказкам может стать первой ступенькой в воспитании патриотизма, в возрождении русской традиции семейного чтения и обсуждении прочитанного, в поддержании живой связи поколений.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
0
19:27
19
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти с помощью