Развитие певческих навыков посредством игр и упражнений.

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию.

Развитие певческих навыков посредством игр и упражнений.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятия в проветренном помещении, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Н. А. Метлов считал, что используя разнообразные приёмы развития музыкального и особенно звуковысотного слуха ( вокальные упражнения, народные песни, попевки), тщательно отбирая песенный репертуар, можно достичь прекрасных результатов в пении детей.

В процессе обучения детей пению одновременно воспитывается у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащается духовный мир ребёнка, развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении воспитанниковпению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.

Проблема постановки певческого голоса ребенка – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания детей.

Ее важность определяетсястановлением певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Учитываю всю важность развития певческих навыков, яшироко использую новейшие достижения музыкальной педагогики, и выстроила систему развития певческих навыков детей.

Данную работу начинаю с детьми семилетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

Условно занятия можно разделить на 6разделов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1.Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику, игровой массаж, использую валеологические песенки- распевки. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, воспитанникирешают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

На занятии широко используется игровой самомассаж. Дети с большим интересом и удовольствием выполняют эти упражнения.

Например: Мы погладим носик, брови, щёчки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки.

Ручки мы погладим сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Лобик мы сейчас потрём и здоровье сбережём.

Улыбнулись снова. Будем все здоровы!

Или:Чтоб всегда здоровым быть,

Будем мы сейчас лепить.

Слепим брови и реснички.

Носик будет, как у птички.

Слепим щёчки, ушки, глазки.

Мы – волшебники из сказки.

Исполнение на занятиях валеологических песенок приветствий сразу дают положительный эмоциональный настрой. Музыкальное приветствие способствует развитию удетей умения петь протяжно, напевно, учит их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.

Например: — Здравствуйте, девочки!

Девочки:- Здравствуйте!

Руководитель:- Здравствуйте, мальчики!

Мальчики:- Здравствуйте!

Руководитель:- Здравствуйте, здравствуйте все!

Дети:- Здравствуйте, здравствуйте все!

Или:- Здравствуй, утро вьюжное!

— Здравствуй, группа дружная!

Дети:- Здравствуйте!

2.Песенки-попевки являются непременным условием на наших занятиях. Дети знакомятся с потешками, прибаутками, дразнилками. Определяют количество ступенек, на которых построена попевка, прохлопывают ритм попевки, учатся выкладывать ритм длинными и короткими полосками бумаги. Диапазон попевок постепенно расширяется. Каждый раз меняется направление движения мелодии. Такая работа над попевками расширяет певческий диапазон, развивает мышление, речь, внимание. Учит детей анализировать музыкальное произведение.

3.Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий. Обязательно при исполнении попевок мы показываем рукой направление движения мелодии. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

4.На занятиях люблю использовать такой прием, как ритмодекламация. Это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит? Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, джазовой, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

5. Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).


У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам

стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

Литература:

1.Радынова О.П.Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П. Радынова, А.И. Катинене. — М., 1994.

2.Стацура, Т.Приемы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Стацура // Дошкольное воспитание.- 1987. — № 11.

3.Тарасова, КВ.Формирование певческого голоса как средство развития звуковысотного слуха [Текст] / К.В. Тарасова // Отногенез музыкальных способностей. — М., 1988.

4.Тютюнникова, Т.Э.Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. — 2006. -№1.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
0
13:16
12
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти с помощью