Философский «драйв».

Философский «драйв».
Как оценить значение и смысл слова? Что мы передаём друг другу с помощью языка — мысли или вещи?

Событие, для которого, я думаю, можно использовать данное название, произошло в студенческом коллективе первокурсников, обучающихся по направлению подготовки «лингвистика», направленность «теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

Всё это произошло на консультации со студентами перед сдачей ими экзамена по философии.

Ко времени, которое было назначено для проведения консультации, пришли все студенты за исключением одного, за которым закрепилось название «вечно опаздывающий». Буквально через две-три минуты после начала консультации раздался стук в дверь. Опоздавший зашёл в аудиторию, извинился и попросил разрешения присутствовать на занятии. Естественно, я ему разрешил присутствовать, но кто-то из группы вполголоса сказал, что пора прекращать опаздывать. На это замечание студент, который опоздал, сказал: «Ну что тут такого. Я ведь просто опоздал».

Услышав в ответе слово «просто», я решил, в рамках философской подготовки студентов, попросить их оценить значение и смысл этого слова.

Конечно, кто-то сослался на словарные значения этого слова. Было отмечено, что оно употребляется как ограничительная частица в значении только и ничего больше. Или как усилительная частица в значении в самом деле. Ряд студентов пришли к мнению, что смысла данное слово не имеет и применительно к случаю опозданию на занятия оно не должно применяться.

На этом можно было бы и завершить осмысление данного слова, но то, что произошло в дальнейшем меня очень порадовало. Одна из студенток обратила внимание на тот факт, что в телевизионных передачах встречаются и другие слова и выражения, которые вряд ли имеют какой-то смысл. Их используют многие журналисты и они становятся составной частью речи многих граждан. Например, «Хотите, я скажу Вам такую вещь, которую никто никогда Вам не говорил»?

Она обратилась к своим коллегам с таким вопросом: «Скажите, мы передаём друг другу с помощью языка мысли или вещи? Неужели никто не может подсказать нашим ведущим популярных телевизионных программ, что такие выражения потом многие люди используют в повседневной жизни»?

Конечно, было обращено внимание аудитории на факт использования такого выражение популярным актёром в фильме «Мимино».

Но что для меня стало значимым, так это, что студенты, после изучения курса философии, в определенной степени сформировали у себя достаточно крепкие компоненты методологической культуры мышления и практического речевого действия.

Ведь если мы хотим сделать передовой нашу страну, в смысле развития её культуры, мы должны поднять на соответствующий уровень смысловую грамотность граждан.

Мне могут возразить, что абсолютное большинство граждан – грамотная! Да, читать и писать умеют практически все. Но присутствует ли у всех смысловая грамотность? Если её нет, значит человек не умеет отличать добро и зло, у него в голове нет тумблера, который бы отключил психопатические позывы. Не абсолютизируя важность смысловой грамотности, но актуализируя этот компонент в мировоззрении человека, можно говорить о том, что то, что случилось в Казани и Керчи есть следствие отсутствия этой грамотности у представителей наших граждан.

Автор: Михалкин Николай Васильевич, доктор философских наук, профессор, заведующий общеуниверситетской кафедрой «Философия и гуманитарные науки» МГППУ; член экспертного Совета по вопросам обороны и безопасности Государственной Думы Российской Федерации.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
-1
17:21
306
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти с помощью