Рекомендация "Роль домашнего задания"

Необходимым условием повышения эффективности учебного процесса является правильная организация самостоятельной деятельности учащихся. Методические приёмы обучения должны увеличивать долю самостоятельной деятельности учащихся, поощрять их инициативу. Большое внимание при этом желательно уделять домашним заданиям, которые ученики выполняют в основном самостоятельно. По тому, как они относятся к домашней работе, как её выполняют и какие получают результаты, можно судить о том, насколько они овладели изучаемым материалом.

Характер и объем домашних заданий по математике.


Одним из путей совершенствования процесса обучения является выполнение учащимися домашних заданий. Очевидно, что никто кроме учителя не может в каждом отдельном случае определить оптимальные характеристики домашнего задания, так как все должно определяться исходя из интересов и особенностей каждого отдельного учащегося. Однако при составлении домашних заданий учитель должен руководствоваться некоторыми основными принципами.

Время выполнения домашних заданий не должно превышать санитарно-гигиенические нормы, предусмотренные для учащихся школы. Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 ч,

во 2-м — до 1,5 ч,

в 3-4-м — до 2,5 ч,

в 5-6-м — до 2,5 ч,

в 7-8-м — до 3 ч,

в 9-11-м — до 4 ч.

При определении упражнений, включаемых в домашние задания, учитель должен руководствоваться общей целью учебного процесса в каждом конкретном случае. Объем и уровень сложности заданий в « А» и «Б» классах на уроках математики различны. Цель обязательного домашнего задания в «Б» классе в большинстве случаев лишь отработка основных навыков, иллюстрация продемонстрированных на уроке идей и актуализация знаний для дальнейшего изучения материала. Между тем в «А» классах сравнительно часто должны предлагаться задания, предполагающие самостоятельные раздумья, поиск новых идей или приложение известных идей в технически достаточно сложных случаях. Каждое домашнее задание должно анализироваться и строиться с учетом его места в учебном процессе.

1.Взаимосвязь материала с изученным на уроке.

Домашнее задание должно находиться в тесной связи с тем, что изучается на уроках. Основную часть домашнего задания непременно должны составлять упражнения, посвященные отработке и закреплению изученного на уроке материала. Могут (и даже должны в определенных случаях) включаться и упражнения на повторение, особенно тогда, когда соответствующий материал используется на уроке при изучении нового. Обсуждение домашнего задания, его проверка, ответы на вопросы учащихся по нему – неотъемлемая часть урока.

2.Учет индивидуальных особенностей учащихся.

При составлении домашнего задания следует учитывать не только особенности класса в целом, но и особенности отдельных учащихся. Задания могут быть индивидуализированы – разным учащимся могут в определенных случаях предлагаться разные задания или задания на выбор, что позволит учащимся чувствовать себя более комфортно. Целесообразно использовать такие формы заданий как длительные индивидуальные проекты, позволяющие учащимся рационально во времени полнее использовать свои индивидуальные возможности и способности. Темы подбираю для каждого класса отдельно. Вот примерные направления.

5-6 классы. Развитие понятия числа. Римские числа. Арабские числа. Системы счисления. Простые и составные числа. Меры веса и длины. Старинные единицы измерения. Десятичные дроби. Дробные числа. Математические игры и головоломки. Логические задачи.

7-8 классы. Знакомство с биографиями учёных-математиков (связываю с темой урока): Рене Декарт, Пифагор, Фалес и другие. Из истории математики. Лабиринты.

3.Сбалансированность домашнего задания по сложности и посильности его учащимся.

Упражнения, включаемые в домашние задания, не должны (кроме как в исключительных случаях) превосходить по сложности, разбираемые на уроках. Обязательные задания должны быть посильны практически всем учащимся (при разумных трудозатратах и в разумное время). Целесообразно включение в домашние задания необязательных заданий:

— заданий повышенной сложности, для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету,

— заданий пониженной сложности, нацеленных на оказание помощи тем учащимся, которые испытывают трудности при выполнении основной части задания и нуждаются в повторении и закреплении изученных и более простых навыков.

4.Разнообразность типов упражнений, включаемых в домашние задания.

Желательно, чтобы домашние задания были разнообразны по характеру. Домашнее задание по математике может включать:

а) устную часть (чтение материала учебника и подготовка к устному ответу на вопросы);

б) письменную часть, в которой могут быть весьма разнообразные упражнения:

— традиционные задания,

— задания, в которых необходимо проводить логические рассуждения,

— графические задания, и выполнение геометрических построений,

— задания на анализ таблиц и диаграмм, их построение и т.п.,

--желательны задания, предполагающие самостоятельное изготовление моделей фигур, другое моделирование, включая и компьютерное).

Варианты творческих домашних заданий :

1. Написание собственной сказки, увлекательной истории;
2. Тип заданий «вопросы автору»: ребятам предлагается дома подготовить вопросы автору произведения;
3. Можно также предложить ученикам представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала, доклад, семинар, диспут и т.д.;
4. Игра «Докажи свою точку зрения»: спорят, отстаивают свои взгляды «изобретатель – оппонент»;
5. Создание карты. Например, карты путешествий на «Планету отрицательных чисел»;
6. Кроссворды. Многие ребята видят, как их взрослые члены семьи с увлечением и завидным упорством разгадывают эти ребусы. Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы или раздела;
7. Задачи на составление вопросов по рисунку, уравнению и т.п.;
8. Составление тестов по изученному параграфу с вариантами ответов.

5.Учет здоровьесберегающих технологий в домашних заданиях.

Не рекомендуется задавать домашнее задание на воскресенье, если следующий за субботним уроком – очередной в понедельник. Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни. Контрольные, проверочные работы, зачеты не проводятся в понедельник и субботу, за исключением предметов, имеющих объем 1-2 часа в неделю и на первой неделе после каникул.

Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания


Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом вы сможете потом проверить и оценить. К сожалению, не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Еще реже контролю подвергаются полнота, правильность и форма выполнения задания. Если я отказываюсь от контроля домашнего задания или отношусь к нему недостаточно серьезно, я разочаровываю тем самым учеников, поскольку игнорирую их работу, их достижения.
Необходимо вести дело так, чтобы у учащихся никогда не возникало сомнение, обязательно ли они должны выполнять задание. Каждое невыполненное домашнее задание, с которым «удалось проскочить», работает на безответственность.

Формы контроля домашнего задания могут быть самыми различными:
— ежедневная проверка рабочих тетрадей с домашним заданием;
— контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников;
— контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
— внеурочная проверка учителем тетрадей;
— непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
— взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
— самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске правильным вариантом;
— контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами;
— к доске для подготовки к ответу вызываются одновременно несколько человек, класс в это время выполняет другую работу;
— используется прием разбиения задачи на отдельные задания – умение выполнить чертеж, выделить условие и заключение и т.д.
Например, к началу урока дежурные по классу выполняют на доске чертежи ко всем теоремам и задачам, заданным на дом. Форма, расположение и буквенные обозначение иные, чем в учебнике. Учитель дает задание доказать теорему, решить задачу. Весь класс готовится к ответу. Затем, вызывается учащийся, его слушают гораздо внимательнее, т.к. к ответу готовился весь класс.
На алгебре заранее записывается вывод формулы, решение уравнений, неравенств и т.д. В некоторых преднамеренно допущены ошибки. Предлагается сверить свою работу с записями на доске и подготовится к объяснениям решенных задач. Каждый ученик в такой обстановке имеет возможность и участвовать в обсуждении решений, и исправить в своей тетради ошибки.
Каким бы способом вы ни проверяли выполнение работы, критерием остается мнение учащихся, можно ли на вашем уроке «забыть» приготовить домашнее задание, или нет.


Нужно ли ставить отметку за домашнюю работу, и что должно учитываться?
Как правило, исходить нужно из следующего: если ученик самостоятельно выполнил какую-либо работу, которую учитель проверил, за нее должна быть выставлена отметка, иногда – как часть отметки за урок, иногда – как самостоятельная. Решающим в любом случае является факт, тормозит или продвигает развитие школьника выставление отметки. Что и как должны оценить, зависит от конкретных условий и от того, какую цель преследуете, чтобы стимулировать развитие ученика.
Есть еще один важный вопрос: как следует оценивать невыполненное домашнее задание?
Во-первых, необходимо выяснить, проявляется ли в невыполненном задании типичное поведение ученика или это — единичный случай. Учитель должен выяснить причины, по которым ученик не выполнил домашнее задание, и лишь затем решать вопрос с отметкой.
Во-вторых, необходимо потребовать, чтобы учащийся все-таки выполнил не сделанную в срок работу. Опытные учителя уделяют особое внимание контролю за «сдачей долгов». Если все школьные ученики знают, что каждое домашнее задание будет проверено, что невыполненное задание повлечет за собой последствия, и что в любом случае его все равно придется выполнить, тогда слова «забыл сделать домашнюю работу» вы будете слышать крайне редко.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение ребенком домашнего задания, и здесь возможна совместная работа. Интерес родителей, всей семьи к школьной жизни ребенка – предпосылка его успешного обучения. Если домашняя работа школьника воспринимается ими серьезно, тогда и ребенок так же серьезно и ответственно относится к выполнению своих заданий.

Так, давайте воспитывать наших детей трудолюбивыми людьми, а учеба — это главный труд учащихся. И успехи в учебе напрямую зависят от качественного выполнения домашних заданий.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
0
10:43
1468
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти с помощью