Аналитическая справка "Диагностика удовлетворённости профильной подготовкой"

Аналитическая справка "Диагностика удовлетворённости профильной подготовкой"
Аннотация

Материал подготовила
Ведениктова Екатерина Васильевна
зам по УМР МОУ Казачинская СОШ,
с. Казачинское, Казачинско-Ленский район, Иркутская область
Аналитическая справка содержит результаты диагностики удовлетворённости профильной подготовкой и контроля по направлениям:
• Посещение уроков и анализ состояния преподавания предметов, изучаемых на профильном уровне.
• Анализ участия учащихся в разных видах внеучебной деятельности
• Проверки классного журнала.
• Беседы с учителями, работающими в классе.
• Беседы с учащимися и тд.
Результаты анализа представлены в текстовом и табличном формате. Данный материал будет интересен заместителям директора школы, руководителям ШМО.

Аналитическая справка

Диагностика удовлетворённости профильной подготовкой в 2014-2015 учебные год.

Материал подготовила

Ведениктова Екатерина Васильевна

зам по УМР МОУ Казачинская СОШ,

с. Казачинское, Казачинско-Ленский район, Иркутская область

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В МОУ Казачинская СОШ на старшей ступени образования реализуется социально-гуманитарный профиль обучения (10 «Б» класс), при выборе которого школа ориентировалась на запросы социума.
В профильном классе базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный набор общеобразовательных курсов. Профильными общеобразовательными курсами – курсами федерального компонента, повышенного уровня — в социально-гуманитарном классе являются русский язык и литература, обществознание, история, право
Кадровый потенциал педагогов школы позволяет удовлетворить запросы родителей и учащихся по введению указанного профиля.
В течение года был организован опрос учащихся на предмет удовлетворенности введением профильного обучения.
Уровень эмоционального напряжения (ЭН) на профильных предметах у учащихся 10а класса на начало учебного года средний по литературе, ниже среднего – по русскому языку, достаточный – по праву, оптимальный – по обществознанию. На конец учебного года повысился уровень ЭН по русскому языку до уровня среднего, по остальным предметам остался на том же уровне. Данный факт говорит о том, что учащиеся довольно комфортно чувствуют себя на профильных предметах.
Довольно высок показатель удовлетворенности введением профиля обучения в данном классе (65% учащихся – на начало года, 68% — на конец учебного года). Данный факт отчасти может быть объяснен общей тенденцией низких показателей по данному параметру в начале учебного года и роста их к концу учебного года.
Большинство учащихся (76%) считают, что знания, получаемые на уроках по профильным предметам, имеют практическую направленность, так же, как и знания, получаемые на занятиях элективных курсов.

В течение 2014-2015 учебного в школе было организовано отслеживание результатов обучения в профильном в 10-м «Б» классе.

С этой целью в рамках контроля была проведена следующая работа:

Посещение уроков и анализ состояния преподавания предметов, изучаемых на профильном уровне.

Анализ участия учащихся в разных видах внеучебной деятельности

Проверки классного журнала.

Беседы с учителями, работающими в классе.

Беседы с учащимися

В 10-б классе (социально-гуманитарный профиль) на профильном уровне изучаются русский язык и литература, обществознание, история, право. Уроки русского языка литературы ведет учитель первой квалификационной категории Попова Г.Г… Преподавание ведется по учебнику Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшина, учебник для общеобразовательных учреждений — М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2006.., по литературе – Ю.В. Лебедев «Русская литература XIX века», учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2004. Используются Программы средней общеобразовательной школы, адаптированные к учебному плану школы на 2014-2015учебный год («расширенное» изучение курса), что позволяет сделать процесс изучения русского языка и литературы дифференцированным.

Правильная организация учебно-воспитательного процесса обеспечивается тем, что учитель Поповой Г.Г… осуществляет выбор рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизацию с учетом развития универсальных учебных действий, специфики решаемых и образовательных и воспитательных задач. В практике своей работы Галина Григорьевна использует уроки-лекции, уроки-практикумы, личностно-ориентированный урок, уроки-зачеты, на которых сбалансировано сочетаются традиционные и новые методы обучения.

Историю, право, обществоведение ведет учитель первой квалификационной категории Вотякова О.П… Работая по типовым программам для общеобразовательных школ, Ольга Петровна использует учебники «Основы правовых знаний» А.Н. Сахарова,, «История России XVII – XIX века» учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений ОАО «Московские учебники» 2006, Н.В. Загладин, Н.А. Симония «история России и Мира с древнейших времён до конца XIX века, М.: «Русское слово», 2009., Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова «Обществознание» М.: Просвещение 2010 (для профильного уровня). По курсу «Право учебников нет, учитель ориентируется на А.Ф. Никитин «Правоведение, М.: Просвещение» 2007г. Учитель использует материал Интернета к каждому уроку. По истории, праву, обществоведению ведутся тетради (состояние удовлетворительное). В работе учитель использует уроки-лекции, работу обучающихся по группам, самостоятельные работы с учебником и по карточкам, организует подготовку докладов и рефератов учащимися, выполнение ими творческих самостоятельных работ. Знания обучающихся в целом хорошие.

Классным руководителем 10-Б класса аккуратно и своевременно заполняется и ведётся классный журнал, его состояние на момент проверки удовлетворительное. Таким образом, особенности профильного обучения в 10-х классах перечислены, следует развивать и совершенствовать далее изучение предметов на профильном уровне.

Обучающиеся 10- Б класса проявляют интерес и старание при изучении профильных предметов, но возможно, некоторые обучающиеся неудачно выбрали профиль, так как их результаты в обучении хотя и успешные, но весьма скромные.

Технология целеполагаюшей деятельности учителей (Поповой Г.Г. и Вотяковой О.П.)в процессе конст­руирования занятия должна выводить учащихся на творческий уровень, но не всегда учителю удаётся это сделать, не смотря на использование интерактивных методов обучения. Учащиеся ещё недостаточно обладают универсальными учебными действиями и навыками по приме­нению зна­ний, уме­ний и на­выков в нестандарт­ных (нетиповых) си­туациях, не сразу на­хо­дят причинно-следствен­ные связи, с помощью учителя выбирают, оце­нивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его со­ставляющие. Учителя широко используют проблемное изло­же­ние, частично-поиско­вый, иссле­дователь­ский, эв­ристическую беседу. Формой проверки используют тест-опо­знание, тест-различение; тест-клас­сифика­ция; выполнение типовых за­даний, тест-под­становка, тест конст­руктив­ный, все виды практиче­ских (репро­дуктивных) работ; задачи-про­блемы, про­блемные во­п­росы, твор­ческие ра­боты, моде­ли­рование.

Проведенный по русскому языку и литературе областной мониторинг (19.10.2014г.) дал следующие результаты:

Русский язык

Литература

Всего

Писало

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп%

Кач%

СБО

СОУ

Всего

Писало

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп%

Кач%

СБО

СОУ

16

16

2

4

9

1

93,8

37,5

3,4

0,5

Крит.

16

16

-

-

6

10

37,5

0

2,4

0,22

Недопуст.

Анализ обученности за полугодие\ год 10 б класс

Определение степени обученности учащихся

Основным показателем учебной деятельности школь­ника, которую также надо учитывать при анализе его обу­ченности, является результат. Говоря об оценке уровня обученности учащихся, опре­делим методику расчета степени обученности учащихся (СОУ) по В.П. Беспалько
СОУ = AX + BY + CZ, где N — количество учащихся, Р — число изучаемых предметов
NP
X, У, Z — соответственно общее количество отметок «5», «4», «3» в классе.
А = 1.00; В = 0,64; С = 0,36 — это постоянные величины.
Например, в 5а из 27 учащихся по 8 предметам отмет­ка «5» повторялась 84 раза, «4» — 100, «3» — 32.
СОУ = 1.00х84+0,64х100+0.36х32 = 0,73 (в процентах — 73%)
27х8
от 75% до 100% — высокая степень обученности класса
от 45% до 75% — средняя степень обученности (оптимальный), ниже 45% — низкая степень обученности (критический)
Степень обученности обучающихся профильного 10б класса и учебных предметов в 1\ IIполугодии 2014-2015г.

Русский

Литеатура

Литература ВС

История

Обществознание

Право

Алгебра

Геометрия

Иностр.язык

Физика

Химия

Биология

МХК

ОПСЖ

Физкультура (1ч)

Физ-ра (2ч)

СОУ

Уровень усвоения

I \II

п\г

Рост +

Сниж -

1

Батаев Иван

3\3

3\3

3\4

3\4

3\3

3\4

3\3

3\4

3\3

3\3

3\3

3\3

4\4

4\4

4\4

5\5

0,45 \ 0,52

+0,07

Крит.\крит.

2

Добрынина Настя

4\4

4\4

4\4

4\4

4\4

4\4

4\4

3\4

4\4

3\3

4\3

4\4

5\4

5\5

4\4

4\4

0,67 \0,63

-0,04

Оптим.\крит.

3

Добрынина Кристина

4\3

4\4

4\4

4\4

4\4

4\4

4\4

4\4

4\4

3\3

4\3

4\4

4\4

5\4

4\4

5\5

0,67 \0,61

-0,06

Оптим.\крит.

4

Звягинцева Анна

3\\4

4\4

4\5

4\4

4\4

4\5

4\4

4\4

4\4

4\4

3\3

3\4

4\5

5\4

5\5

5\5

0,66 \0,74

+0,08

Оптим.\оптим

5

Калинина Татьяна

4\4

4\4

4\5

5\5

4\5

5\5

3\4

4\4

4\5

3\3

3\3

4\4

4\4

5\5

4\4

4\4

0,66 \ 0,74

+0,08

Оптим.\оптим

6

Музычук Юлия

4\4

4\4

4\5

5\4

4\4

4\4

4\4

4\5

4\4

4\4

4\4

4\4

5\5

5\5

4\5

5\5

0,73 \ 0,78

+ 0,05

Оптим.\оптим

7

Потапов Артем

3\3

3\3

4\4

4\4

4\4

4\4

4\4

4\4

4\4

4\3

3\3

4\4

4\4

5\4

5\5

5\5

0,66 \0,62

— 0,04

Оптим.\крит.

8

Потапов Сергей

3\3

3\3

3\4

3\4

4\4

4\4

3\3

3\3

3\3

3\3

3\3

3\3

4\4

4\4

5\5

5\5

0,51 \ 0,55

+0,04

Крит.\крит.

9

Сидорова Вероника

4\4

4\4

5\5

4\4

4\4

5\4

4\4

5\5

4\4

4\4

4\4

4\4

5\5

5\5

5\5

4\5

0,78 \0,78

0

Оптим.\оптим

10

Скиделло Вячеслав

3\3

3\3

3\4

3\3

4\4

3\3

3\3

3\3

3\3

3\3

3\3

3\3

3\3

4\4

4\4

5\5

0,45 \ 0,47

+ 0,02

Крит.\крит.

11

Скутина Ангелина

4\4

4\4

5\5

4\5

4\5

4\4

4\4

4\5

5\5

4\4

4\4

4\4

5\5

5\5

5\5

5\5

0,78 \ 0,84

+0,06

Оптим\отлич

12

Чикотеев Владислав

3\3

4\4

3\4

5\5

5\5

4\4

3\3

3\4

3\3

\33

3\3

3\3

4\4

4\4

4\4

5\5

0,57 \ 0,60

+ 0,03

Крит.\крит.

13

Чубукина Анастасия

4\4

5\5

5\5

5\5

4\5

5\5

5\5

5\5

5\5

4\4

4\4

4\5

5\5

5\5

5\5

5\5

0,89 \ 0,93

+ 0,04

Отлич\ отлич

14

Шаипова Лидия

4\4

4\4

5\5

5\5

4\5

5\5

4\4

4\5

5\5

4\4

4\4

4\4

5\5

5\5

4\5

4\4

0,78 \ ,0,84

+ 0,06

Оптим\ отлич

15

Швецов Ян Г

3\3

3\3

3\4

4\4

4\4

4\4

3\3

3\3

3\3

3\3

3\3

3\3

3\4

4\4

5\5

5\5

0,51 \0,55

+ 0,04

Крит.\крит.

16

Ярыгин Александр

3\3

4\3

3\4

4\4

4\4

4\4

3\3

3\4

3\3

3\3

3\3

3\3

4\4

4\4

5\5

5\5

0,55 \0,56

+ 0,01

Крит.\крит.

СОУ предмета

0,52

0,57

0,64

0,70

0,64

0,67

0,54

0,56

0,60

0,50

0,48

0,52

0,74

0,86

0,84

0,91

75% повысили, 19% понизили,

6 % стабильно

СОУ класса

«5» = 55 «4» = 127 «3» = 74 СОУ = 0,64 – ОПТИМАЛЬНЫЙ уровень

Результаты обучения в течение года показали положительную динамику: успешности обучения 75% повысили, 19% понизили, у 6 % результаты стабильные.

Для 10-х классов в учебном плане были предусмотрены факультативы и спецкурсы для полного удовлетворения из интересов и запросов. Список факультативов для 10-х классов в 2014-2015 учебном году:

Удовлетворены

Не совсем удовлетворены

1

«Методы решения физических задач» (10а)

Макиенко О.Г.

– 1 час

67%

33%

2

«Компьютерное делопроизводство» (10а )

Антипина Л.А.

-1 час

76%

24%

3

«Компьютерное делопроизводство» (10 б)

Антипина Л.А.

-1 час

93%

7%

4

«Говорим и пишем правильно» (10а)

Попова ГГ

– 1час

89%

11%

5

«Решение задач с параметрами» (10а)

Ладяева Е.Е.

– 1 час

81%

19%

6

«Экономика» (10б)

Вотякова О.П.

— 1 час

96%

4%

7

«Хозяин дома» (10а)

Петров АН

— 1 час

45%

55%

8

«Экология» (10а)

Мешкова О.С.

– 1 час

94%

6%

9

«Полезная прививка» (10а)

Зуева М.А. –

— 0,5 часа

88%

12%

10

«Деловой английский» (10б)

Бязрова Н.М.

— 1 час

65%

35%

Степень удовлетворения элективными курсами оптимальна – 79,4 %.

Отмечается неправильная тенденция ведения учителями факультативов только для того класса, в котором прописан данный час в учебном плане, тогда как подразумевается данный час на параллель. Что очевидно в следующей таблице

Анализ выбора предпочтений учащихся профильного класса 10б в динамике 3-х лет (с 2008-2010 уч.года)

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

Мой выбор

Музейное дело

Химическая мозаика

Ест\онауч.эксперимент

Грамм. стилистика р.яз.

ТПК

Секретные материалы о твоём здоровье

Мир дизайна

Мои права

Издательское дело

Проценты в жизни человека

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

Клуб любителей электрических забав

Говорим и пишем правильно

Экология человека

Любите путешествовать, тогда поехали в Британию

Препараты бытовой химии

Шифрование и математика

Деловой английский

Полезная прививка

Экономика

Методы решения физических задач

Компьтерное делопроизводство

Решение задач с параметрами

Экология

Говорим и пишем правильно

1

Батаев Иван

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Добрынина Ан.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Добрынина Кр.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Звягинцева Анна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Калинина Татьяна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Музычук Юлия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Потапов Артем

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Потапов Сергей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Сидорова.В

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Скиделло В.

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Скутина Ангелина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Чикотеев В.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13

Чубукина А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

14

Шаипова Лидия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

15

Швецов Ян

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

16

Ярыгин А.

+

+

+

+

+

+

+

Анализ участия в районной олимпиаде учащихся профильного класса показал, что обучающиеся не активно участвуют в олимпиадах по профильным дисциплинам. Нет ни одного участника по русскому языку и литературе.

ФИО

Предмет

Место

Учитель

Чикотеев Владислав

обществознание

3 место

Вотякова О.П.

Чубукина Анастасия

биология

2 место

Мешкова О.С.

Потапов Артём

физкультура

3 место

Третьякова К.В.

Добрынина Анастасия

Технология

2 место

Третьякова К.В.

Анализ участия во всероссийских конкурсах учащихся профильного класса показал их недостаточно активное участие во всероссийских конкурсах

ФИО

Конкурс

балл

Место в школе

Место в регионе

1

Калинина Татьяна

Русский медвежонок

52

1

738-798

2

Звягинцева Анна

Русский медвежонок

47

2

1067-1137

3

Чубукина Анастасия

Русский медвежонок

44

3

1287-1368

4

Скутина Ангелина

Русский медвежонок

42

4

1447-1516

5

Добрынина Анастасия

Русский медвежонок

35

5

1979-2060

6

Потапов Артем Игоревич

Русский медвежонок

34

6

2061-2156

НЕТ участников

КИТ — 2010

Потапов Артём

ДМШ, ДЭШ

Чубукина Анастасия

ДМШ

Чикотеев Владислав

ДЭШ

Скутина Ангелина

ДЭШ

Калинина Татьяна

ДЭШ

Швецов Ян

ДЭШ

Потапов Сергей

ДЭШ

Шаипова Лидия

ДЭШ

Районный конкурс цифровой фотографии «Мой край родной»

Потапов Артем Игоревич

Номинация «Осенние мотивы»

Чикотеев Владислав

Номинация «Ах, лето!»

Батаев Иван

Номинация «Ах, лето!»

Результаты диагностики «Удовлетворенности профильным обучением» учащимися 10 «Б» класса

Да (%)

1. Легко ли тебе дается учение?

43,7%

56,3%

2. устаешь ли ты после занятий в школе?

68,8%

31,2%

3. испытываешь ли усталость в конце учебной недели?

100%

4. Устаешь ли ты после выполнения домашних заданий?

75%

25%

5. Имеешь ли ты достаточное время для занятий по интересам (чтение, секции, кружки и др.)?

62,5%

37,5%

6. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашних заданий? (указать в часах и минутах)

от 3 до 4,5ч

7. Выбрал ли ты профессию, которую будешь получать после окончания школы?

56,3%

43,7%

8. Соответствует ли профиль класса, в котором ты учишься, выбранной тобой профессии (или ВУЗу в который собираешься поступать)

Да (%)

Нет (%)

В какой-то мере -да

31,3%

20,4 %

48,3%

9. Укажи причину выбора тобой профиля класса:

да

нет

a. потому что тебе легче даются предметы данного профиля

75%

b. потому что в этот класс пошли твои друзья

6,3%

c. потому что тебе рекомендовали учителя (педагог-психолог)

18,75%

d. потому что тебе рекомендовали родители

56,3%

e. случайно

12,5%

f. профильные предметы нужны при поступлении по выбранной профессии

93,75%

10. Если бы ты снова делал выбор, ты выбрал бы тот же профиль обучения?

68,75%

31,25%

11. Знания, полученные в основной школе, оказались достаточными для продолжения учебы в профильном классе:

русский язык

76,9%

литература

59,7%

алгебра

51,4%

геометрия

47,8%

история

67%

обществоведение

87,3%

право

66%

география

-

физика

48%

химия

53%

биология

51,8%

иностранный язык

43,2%

физическая культура

89,7%

12. Какие элективные, специальные курсы и факультативы ты хотел бы посещать?

Для общего развития по этике, по профилирующему предмету своей выбранной профессии.

В итоговом анкетировании было предложено высказать свою точку зрения на общий уровень подготовки в профильном классе:
78% учащихся отметили, что уровень подготовки достаточно высок.

Выводы и рекомендации.

1.Для обучающихся 10-х классов в школе организовано и функционирует профильное обучение, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, при котором более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, созданы условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

2.Учающиеся 10-го Б класса имеют удовлетворительный уровень подготовки по профильным предметам.

3.Анализ проведенных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что организационное обеспечение профильной подготовки выполнено на достаточном профессиональном уровне.

4.Заключительное анкетирование родителей и учащихся показало, что 81,9% родителей и 89% учащихся удовлетворены уровнем организации профильного обучения в школе, считают его полезным для профессионального самоопределения.

Необходимо выделить главные проблемы, связанные с методическим сопровождением профильного обучения и обозначить пути их решения.
1. Проблема программного обеспечения учебного плана.
Это проблема, без решения которой нельзя утверждать, что в школе осуществляется качественное профильное обучение.
Действующих программ по профильным дисциплинам, отвечающим условиям профильной подготовки, практически в школе нет. Учителя используют возможности Internet. Что же касается программного обеспечения спецкурсов и элективных курсов, – имеются в очень незначительном количестве и требуют определенной доработки. Следовательно, решать эту проблему должна сама школа силами учителей. На сегодняшний день решение проблемы – создание модифицированных (авторизованных) программ обучения.
2. Обеспечение учебной литературой профильных дисциплин и элективных курсов.
Практика преподавания элективных курсов показывает, что учителю приходится использовать до 5-6 различных учебных пособий для самостоятельной работы учащихся, средства Internet… Очевидно и другое, что организация обучения только по конспектам, без самостоятельной работы учащихся с учебной литературой не дает желаемого результата, если не сказать больше – такое обучение дефектно.
Возможные пути решения этой проблемы:
— создание комплектов различных учебных пособий в кабинетах. Учащиеся работают с ними на уроках, получают на руки при изучении той или иной темы; используют средства Internet.
— приобретение учебных пособий в библиотеку школы, как минимум на параллель. Это крайне затратный для школы путь.
Другой путь, рекомендуемый для практики в школе, – разработка учебно-методических пособий учителями-предметниками. Эти пособия будут содержать опорные конспекты по теории, наиболее типовые примеры с решениями, задания для самостоятельной работы учащихся, тестовые материалы.
14.06.20___г. Зам.по УМР: Ведениктова Е.В.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+2
10:54
1846
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти с помощью