Календарно-тематическое планирование GIMP 3 года обучения
1 год обучения – 31 час;
2 год обучения – 31 час;
3 год обучения – 31 час.
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дополнительного образования по курсу
«Работа в растровом редактре GIMP»
Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Работа в растровом редакторе GIMP» рассчитана на три года обучения и предназначена для учащихся 12-16 лет. На занятия отводится 1 час в неделю (31час в год).
Рабочая программа «Работа в растровом редакторе GIMP» основана на материалах, размещенных:
-на сайте www. ProGIMP.ru (уроки и вопросы по бесплатному графическому редактору GIMP),
-на сайте http:// gimp.ru (официальный сайт русскоязычной команды GIMP: документация о продукте, форум по использованию, каталог дополнений),
-в руководстве пользователя GIMP (режим доступа: docs.gimp.org/ru/), распространяемом как свободная документация, дополняющая свободное программное обеспечение.
Графический редактор GIMP является свободно распространяемым программным обеспечением. Владение GIMP помогает решить проблему домашнего фотоальбома: корректировать цвет, яркость, контраст, резкость фотографий, сохранять их в более компактном формате без потери качества и т.п. Освоение умений работы в графическом редакторе GIMP позволяет создавать коллажи – размещать изображения на разных поверхностях – картинах музея, рекламных щитах и других предметах, делать журналы со своим изображением на первой странице, редактировать текст, улучшать качество фотографий.
Курс «Работа в растровом редакторе GIMP» позволяет изучить учащимся основных содержательных линий предмета и углубить знания по образовательной линии технологии работы с графической информацией.
Изучение ключевых тем курса происходит в процессе практической работы в растровом редакторе GIMP по созданию учащимися творческих проектов. Применение проектного метода способствует формированию учащихся коммуникативной компетенции, умению сотрудничать (в режиме ученик – учитель); развивает критическое и аналитическое мышление, умение искать пути решения поставленной задачи; развивает исследовательские умения, наблюдение, творческие способности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Работа в растровом редакторе GIMP» рассчитана на три года обучения и предназначена для учащихся 12-16 лет. На занятия отводится 1 час в неделю (31 час в год). Общее количество часов – 93:
1 год обучения – 31 час;
2 год обучения – 31 час;
3 год обучения – 31 час.
Рабочая программа «Работа в растровом редакторе GIMP» основана на материалах, размещенных:
-на сайте www.ProGIMP.ru (уроки и вопросы по бесплатному графическому редактору GIMP),
-на сайте gimp.ru (официальный сайт русскоязычной команды GIMP: документация о продукте, форум по использованию, каталог дополнений),
-в руководстве пользователя GIMP (режим доступа: docs.gimp.org/ru/), распространяемом как свободная документация, дополняющая свободное программное обеспечение.
Актуальность данного курса в том что, он:
Содействует воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества;
Способствует расширению знаний, связанных c созданием и обработкой графических изображений;
Формирует начальные навыки создания и профессиональной обработки графических изображений, которые способствуют их успешной реализации в современном мире;
Способствует профориентации школьников в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
Развивает познавательную активность учащихся; творческое и операционное мышление.
Характеристика учебного курса
Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий – один из основных приоритетов современного общего образования. Активная деятельность в сети Интернет, которая неумолимо вторгается в быт обычного человека, немыслима без растровых изображений. Даже если обучающийся просто общается с друзьями в социальной сети, то обязательно возникнет вопрос об обмене фотографиями. Именно поэтому компетентность в работе с графическим редактором станет незаменимым инструментом. Сегодня на рынке компьютерных программ существует довольно много графических редакторов, позволяющих легко и быстро редактировать изображения.
Графический редактор GIMP является свободно распространяемым программным обеспечением. Владение GIMP помогает решить проблему домашнего фотоальбома: корректировать цвет, яркость, контраст, резкость фотографий, сохранять их в более компактном формате без потери качества и т.п. Освоение умений работы в графическом редакторе GIMP позволяет создавать коллажи – размещать изображения на разных поверхностях – картинах музея, рекламных щитах и других предметах, делать журналы со своим изображением на первой странице, редактировать текст, улучшать качество фотографий.
Курс «Работа в растровом редакторе GIMP» позволяет изучить учащимся основных содержательных линий предмета и углубить знания по образовательной линии технологии работы с графической информацией.
Изучение ключевых тем курса происходит в процессе практической работы в растровом редакторе GIMP по созданию учащимися творческих проектов. Применение проектного метода способствует формированию учащихся коммуникативной компетенции, умению сотрудничать (в режиме ученик – учитель); развивает критическое и аналитическое мышление, умение искать пути решения поставленной задачи; развивает исследовательские умения, наблюдение, творческие способности.
Основная задача данного курса – получение учащимися знаний о работе на персональном компьютере, в растровом редакторе как одном из средств обработки информации; воспитании в них пользовательской культуры (работа со свободным программным обеспечением и свободной документацией, дополняющей свободное программное обеспечение).
Цели курса:
формирование знаний учащихся о возможностях современных программных средств, используемых для обработки графических изображений;
формирование умений создавать и обрабатывать графические изображения, используя принципы и методы работы в графическом редакторе Gimp;
создание условий для профориентации учащихся в современном обществе посредством творческой самореализации в освоении информационных технологий.
Задачи:
Познакомить с основными возможностями и операциями редактирования и обработки изображений в графическом редакторе Gimp;
Сформировать умения работать с графическим редактором Gimp, умения создавать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
Содействовать развитию познавательного интереса к информатике, самостоятельности, творческих и дизайнерских способностей учащихся;
Продолжить работу по формированию образовательных компетенций в области информационной культуры и компьютерных технологий.
Методы и формы обучения
В рамках изучения курса «Работа в растровом графическом редакторе Gimp» предполагается использование следующих форм обучения:
беседа — обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ примеров;
самостоятельная — подразумевает выполнение самостоятельной работы за компьютером, где преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
Особое внимание в курсе «Работа в растровом редакторе GIMP» уделяется содержанию практических работ. Их подбор направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления.
Основными методами обучения являются: словесные, наглядные, практические, частично-поисковая работа с планированием шагов поиска по освоению программных средств и технологии средств обучения.
Основные виды деятельности учащихся
Содержание курса «Работа в растровом редакторе GIMP» предполагает следующие виды деятельности:
Репродуктивные:
- -Восприятие основных технологических операций;
- -Выполнение практической работы по заданному алгоритму;
- -Запоминание основных приемов и методов создания и обработки графических изображений.
- Продуктивные:
- -Работа с информацией (поиск, анализ и обработка материала);
- -Изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
- -Разработка и создание собственного программного продукта.
Для достижения поставленных целей планируется использование следующих образовательных технологий:
- технология дистанционного обучения;
- информационно-коммуникационная технология;
- развивающая технология;
- игровая технология;
- индивидуальное обучение,
Форма и средства контроля
Формой отчетности и критериями, позволяющими оценить успехи в изучении данного курса обучающимися и учителя, являются:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке, позволяют судить о том, как усвоен пройденный материал.
Итоговый контроль проводится в конце курса, когда учащиеся выполняют творческий мини проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
по курсу «Работа в растровом редакторе GIMP» за 1 год обучения
Введение в работу с GIMP
Учащиеся должны знать:
-понятие свободного программного обеспечения;
-адреса сайтов, на которых можно скачать последнюю версию GIMP, получить информацию об определенных уроках в GIMP.
Учащиеся должны уметь:
-скачать программу на персональный компьютер с официального сайта GIMP;
-установить GIMP на персональный компьютер, запустить программу;
-открыть Панель инструментов;
-создать черно-белое изображение с цветным объектом.
Создание новых файлов в GIMP
Учащиеся должны знать:
-расположение вкладок на рабочих панелях GIMP;
-размеры страниц (А3, А4, А5);
-определение ориентации страницы.
Учащиеся должны уметь:
-создавать новый файл;
-выбирать из шаблона размер страницы, ориентацию страницы;
-открыть изображение (скопировать и вставить изображение, перетащить как новый слой);
-экспортировать файл GIMP в формат JPEG, TIFF, PNG.
Инструменты как функции GIMP
Учащиеся должны знать:
-пиктограммы инструментов для работы в GIMP, их расположения во вкладках и на панели инструментов.
Учащиеся должны уметь:
-выбрать необходимый для выполнения определенной операции инструмент;
-открывать диалог параметров инструментов;
-изменять параметры инструментов, ориентируясь на выполнение определенный операций;
-работать с инструментами Выделения (Прямоугольное выделение, Эллиптическое выделение, Свободное выделение (Лассо), Выделение связанных областей (Волшебная палочка));
-работать с инструментами Кисти (Карандаш, Кисть, Ластик,Штамп);
-работать с инструментами Преобразования (Перемещение, Выравнивание, Изменение размера, Вращение, Перспектива, Отражение);
-работать с инструментами Цвета (Тон-Насыщенность, Яркость-Контрастность).
Диалоги как функции GIMP
Учащиеся должны знать:
-диалоги как методы настройки и контроля GIMP.
Учащиеся должны уметь:
-вызывать диалоги (Слоев, Цветовой карты, Истории отмен и др.);
-выполнять операции в рамках вызванного диалога, необходимые для работы с изображением (например, в рамках диалогаСлоев: группировка слов, перемещение слов, копирование слоя, удаление слоя).
Фильтры как функции GIMP
Учащиеся должны знать:
-фильтр как специальный вид инструмента, который берёт входной слой или изображение, применяет к нему математический алгоритм, и возвращает входной слой или изображение в новом формате.
Учащиеся должны уметь:
-применять необходимый фильтр к изображению (Размывания: Гауссово размывание, Размывание движения и др.; Фильтры световых эффектов и т.п.).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(31 час)
Введение в графический редактор GIMP (2 ч.)
Общее представление о программе GIMP. Векторная и растровая графика
Возможности графического редактора GIMP. Цветовое разрешение и цветовые модели.
Интерфейс программы и основы работы с GIMP. Введение в графический дизайн. Основные окна редактора GIMP. ( 11 ч.)
Интерфейс программы. Терминология редактора GIM
Работа с файлами. Основные операции с документами. Сохранение и открытие документа.
Основные окна редактора GIMP: Панель инструментов. Знакомство с палитрами.
Основные окна редактора GIMP: Окно Изображения. Изменение масштаба изображения. Перемещение, выравнивание, вращение.
Практическая работа «Масштабирование заданного изображения (изменение размера и, соответственно количества точек с сохранением пропорций)».
Диалоги и панели. Отмена действия. Загрузка изображения в GIMP. Практическая работа «Увеличение, уменьшение области изображения. Навигация по изображению». Кадрирование.
Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. Удаление фона.
Практическая работа « Работа с декоративными рамками в формате PNG» Создание новых файлов в GIMP.
Основные окна редактора GIMP. Окно Слои, Каналы, Контуры. История действий. Работа со слоями. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя. Инструменты слоя: альфа-канал, группировка и перемещение слоёв.
Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения. Практическая работа «Комбинирование рисунков из разных изображений».
Фотомонтаж и фотоколлаж. Правила создания коллажа. Практическая работа «Плавный переход одного изображения в другое»
Инструмент рисования. Инструмент Штамп Лечебная кисть. ( 7 ч.)
Диалоговое окно: Кисти, Текстура, Градиент. Инструменты кисти: Ластик, Параметры инструмента Ластик. Практическая работа « Удаление очков с фотографии».
Диалоговое окно: Штамп, параметры инструмента Штамп. Практическая работа « Заполнение поля цветами».
Работа с текстом в GIMP. Импорт Шрифтов. Создание календарной сетки. Экспорт файла в формат TIFF. Печать календаря.
Инструменты рисования. Рисование линий и градиентов.
Практическая работа «Создание космоса»
Творческая работа «Рисование в Gimp»
Практическая работа « Наложение фотографий с эффектом полупрозрачности».
Инструменты выделения Умные ножницы, контуры, выделение произвольных областей. ( 7 ч.)
Инструменты выделения: Прямоугольное выделение, эллиптическое, свободное выделение ( Лассо), выделение связанной области (волшебная палочка) умные ножницы.
Режимы выделения. Практическая работа « Использование элементов выделения».
Практическая работа « Выделение, созданное при помощи Умных ножниц».
Цветовая и тоновая коррекция фотографий
Ретушь. Осветление, затемнение замазывание
Создание текстур. Инструмент Градиент.
Инструмент Заливка. Фильтры
Работа над мини проектом (4 ч.)
Выбор тематики проекта. Поиск изображений для проекта в сети интернет. Планирование работы. Начало работы над проектом. Заключительный этап работы над проектом. Подготовка работы к защите. Защита проектной работы
2 год обучения (31 час)
1. Основные понятия компьютерной графики (2 ч. )
Пиксели, разрешение, размер изображенияразрешение экрана; разрешение печатающего устройства; разрешение изображения.
Типы изображений и форматы графических файлов
2.Инструменты как функции GIMP. Работа в технике скрапбукинг для создания страниц фотоальбома (11 ч.)
Интерфейс программы. Терминология редактора GIM. Основные операции с документами
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. Изменение размера изображения по заданным параметрам. Кадрирование изображений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Создание файла из содержимого буфера обмена
Кадрирование с заданными размерами Параметры инструмента Кадрирование
Инструменты рисования: Кисть, Карандаш, Аэрограф, Ластик, Плоская заливка Инструмент Кисть.
Добавление кистей Photoshop в Gimp ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 Создание собственной кисти.
Инструмент Аэрограф и Градиент. Работа с декоративными скрап0объектами в формате PNG.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4. Инструменты рисования
Преобразование изображения в файле Фоновый рисунок на основе градиентов.
Выделение областей изображения Растушёвывание и Режим выделения. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5. Использование инструментов выделения Эллиптическое выделение и Прямоугольное выделение
Проект « Страницы фотоальбома»
3. Цветовая и тоновая коррекция фотографий.( 5 ч.)
Маски и каналы. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 Использование быстрой маски для выделения фрагмента изображения .
Сохранение выделения в альфа – канале. 3. Градиентные маски.
Коррекция тонового диапазона. Инструменты тоновой коррекции изображения Основная задача тоновой коррекции – обеспечить
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6. Использование команд Яркость – Контраст, Уровни для тоновой коррекции изображения.
Инструменты цветовой коррекции изображения. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7. Цветовая коррекция изображения: устранение эффекта «красных глаз» и создание белоснежной улыбки.
4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ФОТОГРАФИЙ (6 ч.)
Устранение дефектов фотографий с помощью инструментов Штамп и Лечебная кисть
Использование инструментов Осветление, Размазывание, Резкость
Текстура. Создаем текстуру змеиной кожи
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8. Создание текстур. Применение текстур при художественной обработке фотографий
Фильтры. Фильтры размывания. Гауссово размывание.
Фильтры из группы Свет и Тень ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9. Использование фильтров. Создание бесшовной текстуры.
5.СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. (3 ч.)
Изменение текста. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10. Добавление текста к изображению
Контуры. Режимы работы инструмента Контуры. Использование для текста фильтров Альфа в логотип.
Режим правки. Режим перемещения. Выделение из контура. Обводка по контуру. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11. Создание стилизованного изображения на основе фотографии.
5.Работа над мини проектом. (4 ч.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
по курсу «Работа в растровом редакторе GIMP» за 2 год обучения
Панель инструментов GIMP. Слои
Учащиеся должны знать:
-понятие свободного программного обеспечения;
-адреса сайтов, на которых можно скачать последнюю версию GIMP, получить информацию об определенных уроках в GIMP.
Учащиеся должны уметь:
-скачать программу на персональный компьютер с официального сайта GIMP;
-установить GIMP на персональный компьютер, запустить программу;
-работать со всеми инструментами (различные выделения фигур (прямоугольное, эллиптичекое, смежных областей, по цвету), изменение масштаба изображения, перемещение, выравнивание – расстановка слоев или объектов, вращение слоя, масштабирование слоя, наклон, перспектива, отражение, деформация, создание текста, заливка цветом, градиентная заливка, стирание кистью, рисование планшетных штрихов, работа штампом и т.д.);
-создать коллаж.
Создание новых файлов в GIMP
Учащиеся должны знать:
-расположение вкладок на рабочих панелях GIMP;
-размеры страниц (А3, А4, А5);
-определение ориентации страницы.
Учащиеся должны уметь:
-создавать новый файл;
-выбирать из шаблона размер страницы, ориентацию страницы;
-открыть изображение (скопировать и вставить изображение, перетащить как новый слой);
-экспортировать файл GIMP в формат JPEG, TIFF, PNG.
Диалоги как функции GIMP
Учащиеся должны знать:
-диалоги как методы настройки и контроля GIMP.
Учащиеся должны уметь:
-вызывать диалоги (Слоев, Цветовой карты, Истории отмен и др.);
-выполнять операции в рамках вызванного диалога, необходимые для работы с изображением (например, в рамках диалогаСлоев: группировка слов, перемещение слов, копирование слоя, удаление слоя).
Фильтры как функции GIMP
Учащиеся должны знать:
-фильтр как специальный вид инструмента, который берёт входной слой или изображение, применяет к нему математический алгоритм, и возвращает входной слой или изображение в новом формате.
Учащиеся должны уметь:
-применять необходимый фильтр к изображению (Размывания: Гауссово размывание, Размывание движения и др.; Фильтры световых эффектов и т.п.);
-применять необходимый фильтр к изображению («Фильтры — Общие — Вейвлетный разбор...») и т.д.
3 год обучения (31 часов)
1. Повторение. Основные понятия компьютерной графики. Работа со слоями. Выделения. ( 4 ч.)
Послойная организации изображения, правила работы со слоями, знакомство с параметрами слоёв, их влияние на порядок изменения слоёв на изображение.
Создание и удаление слоёв, перенос с одного файла на другой. работа с инструментами выделения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Снежинка за стеклом»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. «Рисуем кнопку для веб-страницы».
Знакомство с командами трансформации, с трансформацией выделения, с изменением параметров для достижения реалистичности сцены, с совмещением изображений, выделением требуемых фрагментов и трансформацией с целью создания единого образа.
Выполнение творческой работы.
Фильтры ( 3 ч.)
Фильтры. Набор специальных команд. Скрипт-Фу. Веб-фильтры. Анимационные фильтры.
Фильтр Пикселизация. Фильтр Искажение. Фильтры Карты. Фильтры Имитации.
Выполнение практических работ.
Ретуширование и восстановление фотографий. (2 ч.)
Работа с инструментами Штамп клонирования, пятновыводитель. Восстановление старых фотографий, использование всего арсенала ретуши.
Выполнение практической работы.
Создание анимированной графики. ( 7ч.)
Создание анимации. Сохранение анимации.
Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами.
Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами.
Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения.
Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения.
Быстрое создание анимации. Создание кнопок. Создание логотипов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3. Вращающаяся Земля.
4. Цветовые модели. (6 ч.)
Модель RGB. Редактор GFig.
Moдeль НSV
Инструмент Цветовой баланс. Тон-Насыщенность.
Инструмент Порог. Модель CMYK
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
5. Создание коллажей. (3 ч.)
Отработка умений и навыков работы со слоями, с инструментами выделения, командами скопировать, вклеить, трансформацией, масштабированием.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6Создание коллажей, состоящих из нескольких фотографий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7Создание коллажей, состоящих из нескольких фотографий.
5.Работа над мини проектом. ( 4ч.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
по курсу «Работа в растровом редакторе GIMP» за 3 год обучения
Учащиеся должны знать: основы графической среды графического редактора, назначение программы Gimp, интерфейс, инструменты, их вид, опции. Приемы их использования, основные операции с документами, основы обработки изображений, понятие слоя, эффекты слоя, правила работы со слоями, принцип многослойного изображения, понятие фильтра, правила работы с фильтрами, понятие коллажа, способы создания коллажа, основные правила работы с текстом и создание эффектов текста.
Учащиеся должны уметь: использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов. Выполнять типовые действия с объектами и документами; работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.). Работать с палитрой слоев, делать необходимые настройки, соединять слои, выполнять различные эффекты слоя, выполнять монтаж изображений, применять различные фильтры, работать с текстом, трафаретом, создавать необходимые настройки этих инструментов.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
а) Учебно-методический комплекс
1.Колисниченко Д. Н. Самоучитель Linux: установка, настройка, использование. М.: Изд-во Наука и техника, 2006 г.
2.Угринович Н. Информатика и компьютерные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов М.: ЛБЗ., 2000.
3.Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии. М.: АБФ, 1998.
4.Шишкин, В. В. Графический растровый редактор Gimp: учебное пособие /
В. В. Шишкин, О. Ю. Шишкина, З. В. Степчева, – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 119 с
б) цифровые ресурсы:
- www.redhat.com/mirrors/LDP/linuxfocus/Russian/January2001/article119.shtml — Инструменты Gimp: выделение и коррекция цвета
- www.artem-kashkanov.ru/article17.html — GIMP. Работа со слоями.
- www.rhd.ru/docs/manuals/enterprise/RHEL-AS-2.1-Manual/getting-started-guide/ch-gimp.html#S2-GIMP-KEYS — Работа с изображениями в GIMP
- www.linuxrsp.ru/artic/layers.html — Работаем со слоями в GIMP.
- docs.gimp.org/2.2/ru/gimp-painting.html — Рисование в GIMP
- wiki.vspu.ru/doku.php?id=workroom:gimp_and_other:gimp:sloi:index — Работа со слоями
- docs.gimp.org/2.4/ru/gimp-first-steps.html — Первые шаги с Уилбером
- gimp.nas2.net/ — сайт уроков и примеров работы в GIMP
- www.progimp.ru/ — ProGIMP — сайт про Гимп
- gimpmania.ru/ — уроки по GIMP
- tlanvar.blogspot.com/2007/07/gimp.html — GIMP. Краткий список клавиатурных сокращений.
- docs.gimp.org/ru/ — официальное руководство по GIMP…
- pspo.it.ru/mod/resource/view.php?id=19 — Учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе
в) технические и программные средства:
1.Растровый графический редактор Gimp.
2.Сканер
3.Цифровой фотоаппарат
1 год обучения (31 час)
№ п/п | Дата урока | Темы и основное содержание | Кол-во часов | Примечание |
1.Введение в графический редактор GIMP | 2 | |||
1.1 | 1 неделя | Общее представление о программе GIMP. Векторная и растровая графика | 1 | |
1.2 | 2 неделя | Возможности графического редактора GIMP. Цветовое разрешение и цветовые модели. | 1 | |
2.Интерфейс программы и основы работы с GIMP. Введение в графический дизайн. Основные окна редактора GIMP | 11 | |||
2.1 | 3 неделя | Интерфейс программы. Терминология редактора GIM | 1 | |
2.2 | 4 неделя | Работа с файлами. Основные операции с документами. Сохранение и открытие документа. | 1 | |
2.3 | 5 неделя | Основные окна редактора GIMP: Панель инструментов. Знакомство с палитрами. | 1 | |
2.4 | 6 неделя | Основные окна редактора GIMP: Окно Изображения. Изменение масштаба изображения. Перемещение, выравнивание, вращение. | 1 | |
2.5 | 7 неделя | Практическая работа «Масштабирование заданного изображения (изменение размера и, соответственно количества точек с сохранением пропорций)». | 1 | пр |
2.6 | 8 неделя | Диалоги и панели. Отмена действия. Загрузка изображения в GIMP.Практическая работа «Увеличение, уменьшение области изображения. Навигация по изображению». Кадрирование. | 1 | пр |
2.7 | 9 неделя | Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. Удаление фона. | 1 | |
2.8 | 10 неделя | Практическая работа « Работа с декоративными рамками в формате PNG»Создание новых файлов в GIMP. | 1 | пр |
2.9 | 11 неделя | Основные окна редактора GIMP.Окно Слои, Каналы, Контуры. История действий. Работа со слоями. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя. Инструменты слоя: альфа-канал, группировка и перемещение слоёв. | 1 | |
2.10 | 12 неделя | Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения. Практическая работа «Комбинирование рисунков из разных изображений». | 1 | пр |
2.11 | 13 неделя | Фотомонтаж и фотоколлаж. Правила создания коллажа. Практическая работа «Плавный переход одного изображения в другое» | 1 | пр |
3.Инструмент рисования. Инструмент Штамп Лечебная кисть. | 7 | |||
3.1 | 14 неделя | Диалоговое окно: Кисти, Текстура, Градиент. Инструменты кисти: Ластик, Параметры инструмента Ластик. Практическая работа « Удаление очков с фотографии». | 1 | пр |
3.2 | 15 неделя | Диалоговое окно: Штамп, параметры инструмента Штамп. Практическая работа « Заполнение поля цветами». | 1 | пр |
3.3 | 16 неделя | Работа с текстом в GIMP. Импорт Шрифтов. Создание календарной сетки. Экспорт файла в формат TIFF. Печать календаря. | 1 | |
3.4 | 17 неделя | Инструменты рисования. Рисование линий и градиентов. | 1 | |
3.5 | 18 неделя | Практическая работа «Создание космоса» | 1 | пр |
3.6 | 19 неделя | Творческая работа «Рисование в Gimp» | 1 | Тв р |
3.7 | 20 неделя | Практическая работа « Наложение фотографий с эффектом полупрозрачности». | 1 | пр |
4. Инструменты выделения Умные ножницы, контуры, выделение произвольных областей. | 7 | |||
4.1 | 21 неделя | Инструменты выделения: Прямоугольное выделение, эллиптическое, свободное выделение ( Лассо), выделение связанной области (волшебная палочка) умные ножницы. | 1 | |
4.2 | 22 неделя | Режимы выделения. Практическая работа « Использование элементов выделения». | 1 | пр |
4.3 | 23 неделя | Практическая работа « Выделение, созданное при помощи Умных ножниц». | 1 | пр |
4.4 | 24 неделя | Цветовая и тоновая коррекция фотографий | 1 | |
4.5 | 25 неделя | Ретушь. Осветление, затемнение замазывание | 1 | |
4.6 | 26 неделя | Создание текстур. Инструмент Градиент. | 1 | |
4.7 | 27 неделя | Инструмент Заливка. Фильтры | 1 | |
5.Работа над мини проектом. | 4 | |||
5.1 | 28 неделя | Выбор тематики проекта. Поиск изображений для проекта в сети интернет. Планирование работы | 1 | |
5.2 | 29 неделя | Начало работы над проектом | 1 | |
5.3 | 30 неделя | Заключительный этап работы над проектом. Подготовка работы к защите. | 1 | |
5.4 | 31 неделя | Защита проектной работы | 1 | Проектная работа |
Всего часов | 31 |
2 год обучения ( 31 час)
№ п/п | Дата урока | Темы и основное содержание | Кол-во часов | Примечание |
1. Основные понятия компьютерной графики | 2 | |||
1.1 | 1 неделя | Пиксели, разрешение, размер изображения разрешение экрана; разрешение печатающего устройства; разрешение изображения. | 1 | |
1.2 | 2 неделя | Типы изображений и форматы графических файлов | 1 | |
2.Инструменты как функции GIMP. Работа в технике скрапбукинг для создания страниц фотоальбома | 11 | |||
2.1 | 3 неделя | Интерфейс программы. Терминология редактора GIM. Основные операции с документами | 1 | |
2.2 | 4 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. Изменение размера изображения по заданным параметрам. Кадрирование изображений. | 1 | пр |
2.3 | 5 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Создание файла из содержимого буфера обмена | 1 | пр |
2.4 | 6 неделя | Кадрирование с заданными размерами Параметры инструмента Кадрирование | 1 | |
2.5 | 7 неделя | Инструменты рисования: Кисть, Карандаш, Аэрограф, Ластик, Плоская заливка Инструмент Кисть. | 1 | |
2.6 | 8 неделя | Добавление кистей Photoshop в Gimp ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 Создание собственной кисти. | 1 | пр |
2.7 | 9 неделя | Инструмент Аэрограф и Градиент. Работа с декоративными скрап0объектами в формате PNG. | 1 | |
2.8 | 10 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4. Инструменты рисования | 1 | пр |
2.9 | 11 неделя | Преобразование изображения в файле Фоновый рисунок на основе градиентов. | 1 | |
2.10 | 12 неделя | Выделение областей изображения Растушёвывание и Режим выделения. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5. Использование инструментов выделения Эллиптическое выделение и Прямоугольное выделение | 1 | пр |
2.11 | 13 неделя | Проект « Страницы фотоальбома» | 1 | проект |
3. Цветовая и тоновая коррекция фотографий. | 5 | |||
3.1 | 14 неделя | Маски и каналы. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 Использование быстрой маски для выделения фрагмента изображения . | 1 | пр |
3.2 | 15 неделя | Сохранение выделения в альфа – канале. 3. Градиентные маски. | 1 | |
3.3 | 16 неделя | Коррекция тонового диапазона. Инструменты тоновой коррекции изображения Основная задача тоновой коррекции – обеспечить | 1 | |
3.4 | 17 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6. Использование команд Яркость – Контраст, Уровни для тоновой коррекции изображения. | 1 | пр |
3.5 | 18 неделя | Инструменты цветовой коррекции изображения. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7. Цветовая коррекция изображения: устранение эффекта «красных глаз» и создание белоснежной улыбки. | 1 | пр |
4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ФОТОГРАФИЙ | 6 | |||
4.1 | 19 неделя | Устранение дефектов фотографий с помощью инструментов Штамп и Лечебная кисть | 1 | |
4.2 | 20 неделя | Использование инструментов Осветление, Размазывание, Резкость | 1 | |
4.3 | 21 неделя | Текстура. Создаем текстуру змеиной кожи | 1 | |
4.4 | 22 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8. Создание текстур. Применение текстур при художественной обработке фотографий | 1 | пр |
4.5 | 23 неделя | Фильтры. Фильтры размывания. Гауссово размывание. | 1 | |
4.6 | 24 неделя | Фильтры из группы Свет и Тень ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9. Использование фильтров. Создание бесшовной текстуры. | 1 | пр |
5.СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. | 3 | |||
5.1 | 25 неделя | Изменение текста. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10. Добавление текста к изображению | 1 | пр |
5.2 | 26 неделя | Контуры. Режимы работы инструмента Контуры. Использование для текста фильтров Альфа в логотип. | 1 | |
5.3 | 27 неделя | Режим правки. Режим перемещения. Выделение из контура. Обводка по контуру. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11. Создание стилизованного изображения на основе фотографии. | 1 | пр |
6.Работа над мини проектом. | 4 | |||
6.1 | 28 неделя | Выбор тематики проекта. Поиск изображений для проекта в сети интернет. Планирование работы | 1 | |
6.2 | 29 неделя | Начало работы над проектом | 1 | |
6.3 | 30 неделя | Заключительный этап работы над проектом. Подготовка работы к защите. | 1 | |
6.4 | 31 неделя | Защита проектной работы | 1 | |
Всего часов | 31 |
3 год обучения ( 31 час)
№ п/п | Дата урока | Темы и основное содержание | Кол-во часов | Примечание |
1. Повторение. Основные понятия компьютерной графики. Работа со слоями. Выделения. | 4 | |||
1.1 | 1 неделя | Послойная организации изображения, правила работы со слоями, знакомство с параметрами слоёв, их влияние на порядок изменения слоёв на изображение. | 1 | |
1.2 | 2 неделя | Создание и удаление слоёв, перенос с одного файла на другой. работа с инструментами выделения. | 1 | |
1.3 | 3 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Снежинка за стеклом» | 1 | пр |
1.4 | 4 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. «Рисуем кнопку для веб-страницы». | 1 | пр |
2.3 | 5 неделя | Знакомство с командами трансформации, с трансформацией выделения, с изменением параметров для достижения реалистичности сцены, с совмещением изображений, выделением требуемых фрагментов и трансформацией с целью создания единого образа. | 1 | |
2.4 | 6 неделя | Выполнение творческой работы. | 1 | Творческая работа |
Фильтры | 3 | |||
2.5 | 7 неделя | Фильтры. Набор специальных команд. Скрипт-Фу. Веб-фильтры. Анимационные фильтры. | 1 | |
2.6 | 8 неделя | Фильтр Пикселизация. Фильтр Искажение. Фильтры Карты. Фильтры Имитации. | 1 | |
2.7 | 9 неделя | Выполнение практических работ. | 1 | Пр работа |
Ретуширование и восстановление фотографий. | 2 | |||
2.8 | 10 неделя | Работа с инструментами Штамп клонирования, пятновыводитель. Восстановление старых фотографий, использование всего арсенала ретуши. | 1 | |
2.9 | 11 неделя | Выполнение творческой работы. | 1 | Творческая работа |
Создание анимированной графики. | 7 | |||
2.10 | 12 неделя | Создание анимации. Сохранение анимации. | 1 | |
2.11 | 13 неделя | Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами. | 1 | |
3.1 | 14 неделя | Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами. | 1 | |
3.2 | 15 неделя | Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения. | 1 | |
3.3 | 16 неделя | Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения. | 1 | |
3.4 | 17 неделя | Быстрое создание анимации. Создание кнопок. Создание логотипов. | 1 | |
3.5 | 18 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3. Вращающаяся Земля. | 1 | пр |
4. Цветовые модели. | 6 | |||
4.1 | 19 неделя | Модель RGB. Редактор GFig. | 1 | |
4.2 | 20 неделя | Moдeль НSV | 1 | |
4.3 | 21 неделя | Инструмент Цветовой баланс. Тон-Насыщенность. | 1 | |
4.4 | 22 неделя | Инструмент Порог. Модель CMYK | 1 | |
4.5 | 23 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 | 1 | пр |
4.6 | 24 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 | 1 | пр |
5.Создание коллажей. | 3 | |||
5.1 | 25 неделя | Отработка умений и навыков работы со слоями, с инструментами выделения, командами скопировать, вклеить, трансформацией, масштабированием. | 1 | |
5.2 | 26 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6Создание коллажей, состоящих из нескольких фотографий. | 1 | пр |
5.3 | 27 неделя | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7Создание коллажей, состоящих из нескольких фотографий. | 1 | пр |
5.Работа над мини проектом. | 4 | |||
6.1 | 28 неделя | Выбор тематики проекта. Поиск изображений для проекта в сети интернет. Планирование работы | 1 | |
6.2 | 29 неделя | Начало работы над проектом | 1 | |
6.3 | 30 неделя | Заключительный этап работы над проектом. Подготовка работы к защите. | 1 | |
6.4 | 31 неделя | Защита проектной работы | 1 | проект |
Всего часов | 31 |