СМИ ЭЛ № ФС77-63935 от 09.12.2015

Unified portal of education Metior.ru

Нормативно-правовое регулирование вопросов организации дошкольного образования

Учитывая, что вопрос организации дошкольного образования лежит в нескольких плоскостях, целесообразно рассмотреть, в первую очередь, механизмы, которые реализуются в системе дошкольного образования на федеральном и региональном уровнях на сегодняшний день. Это, прежде всего, создание условий доступности дошкольного образования для детей разных возрастных групп, вопросы, касающиеся правоприменительных моментов, и практические меры и мероприятия, которые ведут к организации доступного дошкольного образования.

Сегодня в работу активно включилась родительская общественность. Для родителей, как организаторов и исполнителей этого процесса, важными являются три составляющих компонента: доступность и качество организации образовательного процесса. Современное дошкольное образование должно соответствовать ФГОС ДО, быть вариативным.

Первыми основными шагами, которые были сделаны со стороны Министерства просвещения Российской Федерации, в том числе, стало принятие ряда федеральных законов о внесении изменений в Закон об образовании, в частности Федерального закона от 30.12.2020 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования», который коснулся вопросов определения правового статуса федеральной информационной системы доступности дошкольного образования и региональных информационных систем. Это было сделано, чтобы снизить коррупционную составляющую данного процесса. Был принят ряд законов, которые вносили изменения в действующее законодательство и в полномочия субъектов управления образованием. В частности, к ним относятся Федеральный закон от 02.12.2019 № 411-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“, Федеральный закон от 02.07.2021 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который определил возможность для родителей направлять младших детей в те же образовательные организации, в которых учатся их старшие дети, при наличии в этих организациях свободных мест.

Вот эти составляющие и являются основными направлениями, которые вошли в реализацию нормативно-правовых актов и были раскрыты в подзаконных актах, которые действуют либо вступят в силу с 1 января 2022 года.

В первую очередь, были разработаны и утверждены постановления Правительства в 2020 году, например, постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 № 934 «Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной информационной системы доступности дошкольного образования», которая функционирует с 2014 года.

Кроме того, Министерством просвещения Российской Федерации совместно с регионами были проработаны процессы по взаимодействию, были разработаны методические рекомендации по порядку формирования и ведения региональных информационных систем, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2020 № 1845-р «Об утверждении методических рекомендаций по порядку формирования и ведения региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе по порядку предоставления родителям (законным представителям) детей сведений из них». Эти методические рекомендации и определили сам механизм: как, посредством чего и что должно быть в этих системах.

На сегодняшний день наблюдаются как положительные моменты, так и ряд проблем. Их можно преодолеть, если всячески задействовать руководителей образовательной системы, органы исполнительной власти, специалистов, операторов, работающих с данными системами.

Следующий уровень нормативного правового обеспечения представлен нормативными актами, которые были разработаны в ходе исполнения федерального законодательства – это приказы. Они были разработаны либо приняты в развитие тех федеральных законов, о которых говорилось ранее. Такими являются следующие:

приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 № 30 и от 25.06.2020 № 320 «О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1527»;приказ Минпросвещения России от 21.08.2020 № 425 «Об утверждении Порядка взаимодействия региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с федеральной информационной системой доступности дошкольного образования»приказ Минпросвещения России от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;приказ Минпросвещения России от 08.09.2020 № 471 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 236»;приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» ;приказ Минпросвещения России от 4 октября 2021 г. № 686 «О внесении изменений в приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» и от 8 сентября 2020 г. № 471 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 236».

Так, приказ Минпросвещения России от 21.08.2020 № 425, упомянутый выше, определил не только механизм, но и показатели, которые важны и нужны с точки зрения взаимодействия, сложившегося за последнее десятилетие.

Сегодня на повестке дня все еще стоит вопрос – нужны ли какие-то изменения либо доработка данных актов для обеспечения прозрачности или чёткости взаимодействия, снижения трудозатратности процессов.

Следующие позиции, нуждающиеся в обсуждении экспертным сообществом – создание и корректировка акта об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования. Данный порядок был разработан и утверждён в 2020-ом году, но вступил в силу с января 2021 года.

Также в прошлом году был приняты и утверждены на федеральном уровне новые требования санитарно-гигиенических условий, в том числе, коснувшиеся и уровня дошкольного образования, которые, отчасти, скорректировали определённые позиции условий пребывания детей в дошкольных образовательных организациях всех форм собственности. Полномочия Министерства просвещения Российской Федерации также были скорректированы в этой части.

В ноябре 2021 года по заказу Министерства просвещения Российской Федерации проведен сбор информации и последующий анализа правоприменительной практики реализации субъектами Российской Федерации полномочий по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, обеспечению предоставления информации родителям (законным представителям) детей о последовательности предоставления мест в государственных или муниципальных образовательных организациях и об основаниях изменений последовательности предоставления мест. Данные мероприятия должны посодействовать приведению региональных нормативных правовых актов, административных регламентов в соответствие с федеральным законодательством.