СМИ ЭЛ № ФС77-63935 от 09.12.2015

Unified portal of education Metior.ru

О моделях развития конкурентной среды рынка дошкольного образования в субъектах Российской Федерации


В рамках реализации национального проекта «Демография» федеральный проект «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» предполагает создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в государственных, муниципальных и частных дошкольных образовательных организациях. Это актуализирует развитие мер государственной поддержки негосударственного сектора дошкольного образования, представленного как частными дошкольными образовательными организациями, так и детскими садами и семейными группами, созданными индивидуальными предпринимателями, а также частными организациями, оказывающими услуги по уходу и присмотру за детьми.

Исходя из положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», целями стандарта являются:

установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики;

содействие формированию прозрачной системы работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ, услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;

создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня конкурентоспособности их продукции, а также содействие устранению административных барьеров;

повышение доступности финансовых услуг для субъектов экономической деятельности.

Можно выделить 3 модели развития конкурентной среды на рынке дошкольного образования.

Модель 1. Основу развития конкурентной среды определяет Стандарт по развитию конкуренции в отраслях экономики региона.

Одним из направлений реализации Стандарта является развитие негосударственного сектора в сфере дошкольного образования по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.

Стандарт определяет механизм организации предоставления услуг дошкольного образования:

Формирование региональной законодательной базы, направленной на государственную поддержку частных дошкольных образовательных организаций (далее – ЧДОО), направленные на получение субсидии на возмещение затрат на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Затраты на присмотр и уход в организациях; затраты за дополнительные образовательные и медицинские услуги из средств регионального бюджета не компенсируются.

В рамках реализации какой-либо муниципальной программы по развитию системы дошкольного образования может быть осуществлено финансирование проекта по развитию ЧДОО.

Анализ развития конкуренции на рынке дошкольного образования позволил выявить следующие проблемы:

1. Невысокая конкуренция между ЧДОО в связи с их территориальным размещением. Важнейшим критерием выбора организации для получения услуг дошкольного образования является ее шаговая доступность от места проживания семьи. В связи с этим конкуренция между ЧДОО существует лишь в случае их расположения в непосредственной близости друг от друга.

2. Отдельные ЧДОО не могут выдержать конкуренцию с государственными и муниципальными детскими садами. Реализация мероприятий, проводимых регионами по обеспечению доступности услуг дошкольного образования, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом детских садов приводят к расширению государственной и муниципальной сети дошкольного образования. Это вызывает отток детей из негосударственных организаций, так как отдельные ЧДОО не могут конкурировать с государственными садами в силу ряда причин: более высокий размер родительской платы в ЧДОО (это обусловлено необходимостью платить арендную плату и коммунальные платежи); отсутствие у ряда ЧДОО собственной территории для организации прогулок детей; в ряде ЧДОО отсутствует возможность организации работы пищеблоков и питание организовано путем подвоза блюд; по оценкам родителей в государственных и муниципальных детских садах качество дошкольного образования выше, работа ведется более системно, чем в небольших дошкольных организациях.

3. Отсутствие возможности размещения дошкольных организаций в местах массовой жилой застройки, где высока доля молодых семей и, соответственно, потребность в услугах дошкольного образования.

4. Низкая доля педагогических и руководящих работников ЧДОО, проходящих повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Анализируя уровень удовлетворенности состояния конкурентной среды на образовательном рынке выявлено, что:

одной из самых значимых сфер регулирования, ограничения в которой оказывают негативное влияние на ведение предпринимательской деятельности и вход на рынок новых участников, является существующая система налогообложения;

в качестве самого существенного административного барьера при осуществлении текущей деятельности и открытии нового бизнеса считается сложившаяся система получения согласований и разрешений;

отмечаются административные барьеры на рынке образовательных услуг и преодолевать их сложнее, чем раньше.

Анализ оценки воздействия органов власти на состояние конкурентной среды показал, что:

органы власти помогают бизнесу своими действиями;

взаимодействие с органом управлением образования субъекта Российской Федерации является эффективным.

Модель 2. Основу развития конкурентной среды определяет Государственная программа региона по развитию конкуренции в отраслях экономики региона.

В отличие от Модели 1 бюджетам муниципальных образований региона на поддержку ЧДОО выделяется субсидии с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за использование помещений. Размер субсидии рассчитывается исходя из прогнозируемой среднегодовой численности воспитанников ЧДОО в регионе. Выделение субсидий носит заявительный характер

Одним из направлений реализации Госпрограммы является развитие негосударственного сектора в сфере дошкольного образования по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. На основании Госпрограммы разрабатываются нормативно-правовые акты, которые регулируют:

1. Предоставление субсидии на возмещение затрат частных дошкольных образовательных организаций, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных детских садов.

Предоставляются субсидии:

субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп детей дошкольного возраста и других подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми;

субъектам малого и среднего предпринимательства – индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Использование жилого помещения для профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и интересы других граждан, и требования, которым должно отвечать жилое помещение.

3. Требования пожарной безопасности при организации семейных дошкольных групп и других групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемых в жилых домах, нормы, установленные к жилым помещениям жилых домов, а не к дошкольным организациям.

4. Многофункциональное использование различных помещений и территорий частных дошкольных образовательных организаций, что соответствует Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации, установленные статьей 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», гарантированы педагогическим работникам всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе частных.

6. В отношении педагогических работников частных организаций проводится аттестация аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

7. Оказание органами государственной власти и местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере образования, в том числе дошкольного, в виде создания условий для подготовки кадров или их дополнительного профессионального образования, а также учебно-методической и научно-методической помощи, что предусмотрено внесенными изменениями в статью 21 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Модель 3. Основу развития конкурентной среды определяют Постановления Правительства или региональные Законы, определяющие цели, условия и механизм предоставления субсидий ЧДОО, критерии отбора для предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, закрепленных Порядком определения объема и условий предоставления субсидии частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования; на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми за счет бюджетных ассигнований регионального бюджета.

Их содержание вариативно и зависит от экономической ситуации Субъекта РФ. Меры Государственной поддержки ЧДОО в большей части регионов представлены в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе субъектов РФ о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, который устанавливает цели, условия и порядок предоставления ЧДОО субсидий на размещение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования в ЧДОО.

В НПА некоторых регионов присутствуют и дополнительные расходы бюджета. Например:

полное или частичное возмещение родительской платы за присмотр и уход за детьми разных возрастов;

субсидии на возмещение затрат на приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;

расходы на оплату труда педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала ЧДОО (за исключением оплаты труда работников, занятых на содержании зданий и оказания коммунальных услуг);

дополнительное профессиональное образование педагогических работников.

Выводы

Альтернативой государственным и муниципальным детским садам являются частные дошкольные образовательные организации. Трудность в точной оценке числа негосударственных организаций заключается в том, что многие из них регистрируются как осуществляющие присмотр и уход и не входят в статистику по образовательным организациям. Кроме того, распространено оказание таких услуг без оформления юридического лица, т.е. индивидуальными частными предпринимателями. При этом существенная часть данного сектора (по экспертным оценкам, равная и даже превышающая официальную) действует нелегально – без регистрации индивидуального предпринимателя или с регистрацией индивидуального предпринимателя по «предоставлению социальных услуг населению без обеспечения проживания», в качестве «досуговых клубов».

Таким образом, рынок услуг дошкольного образования в регионах характеризуется недостаточно развитой конкуренцией. В целях содействия повышению конкурентных преимуществ негосударственного сектора дошкольного образования в регионах можно рекомендовать проведение следующих мероприятий.

1. Обеспечение открытости системы образования (участие представителей ЧДОО в работе учебно-методического объединения, совместные заседания, «круглые столы», открытые отчеты, общественная экспертиза). Открытый диалог представителей негосударственного сектора с представителями органов муниципальной и государственной власти.

2. Распространение передового опыта деятельности негосударственных образовательных учреждений. Привлечение негосударственных образовательных организаций к проведению конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций.

3. Обеспечение методической поддержки ЧДОО.

4. Консультативная помощь гражданам, желающим открыть частные образовательные организации (вопросы лицензирования, программного обеспечения). Проведение обучающих семинаров, затрагивающих вопросы нормативно-правового регулирования, финансово-экономического и методического обеспечения.

5. Осуществление консультационной поддержки при регистрации и лицензировании негосударственных дошкольных образовательных организаций 6. Организация повышения квалификации, дополнительного профессионального образования сотрудников негосударственных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих или планирующих реализовать образовательные программы дошкольного образования, по заявительному принципу.

7. Мониторинг численности обучающихся в частных дошкольных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования и в группах по присмотру и уходу.