СМИ ЭЛ № ФС77-63935 от 09.12.2015

Unified portal of education Metior.ru

О реализации субъектами Российской Федерации полномочий по обеспечению организации предоставления общедоступного дошкольного образования в связи с изменениями федерального законодательства

На сегодняшний день вопрос реализации конституционных гарантий по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования находится в зоне постоянного внимания родителей, общественности, власти.
Изменения, которые произошли за последние годы в системе образования, вывели дошкольное образование на новый уровень. В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Требования к нему регулируются отдельным федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155). Отличительной чертой дошкольного образования является оказание сопутствующей услуги по присмотру и уходу за детьми в процессе образования.

О реализации субъектами Российской Федерации полномочий по обеспечению организации предоставления общедоступного дошкольного образования в связи с изменениями федерального законодательства в части установления приоритетного права на получение мест братьями и сестрами в одной дошкольной образовательной организации

На сегодняшний день вопрос реализации конституционных гарантий по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования находится в зоне постоянного внимания родителей, общественности, власти.

Изменения, которые произошли за последние годы в системе образования, вывели дошкольное образование на новый уровень. В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Требования к нему регулируются отдельным федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155). Отличительной чертой дошкольного образования является оказание сопутствующей услуги по присмотру и уходу за детьми в процессе образования.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие системы дошкольного образования, стало изменение статуса родителей дошкольников. Они из заказчиков стали активными участниками образовательного процесса (на основании пункта 6 статьи 26 Закона об образовании). Кроме того, федеральное законодательство в сфере образования позволяет применять сетевые формы, интегрировать образовательные системы.

Заметным изменением в части обеспечения детей дошкольным образованием стало принятие Федерального закона от 02.12.2019 № 411-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 411-ФЗ). Согласно поправкам, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети получили право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Федеральным законом от 02.07.2021 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 310-ФЗ) были скорректированы нормы о праве ребенка на преимущественный прием в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его брат и (или) сестра.

Приоритетным правом на зачисление в одно государственное или муниципальное образовательное заведение стали обладать не только полнородные, но и неполнородные братья и сестры. Кроме того, было исключено ограничение, согласно которому данное право предоставлялось при выполнения двух условий: проживания детей в одной семье и наличия у них общего места жительства.

В контексте данных изменений федерального законодательства соответствующие Административные регламенты по предоставлению государственной (муниципальной) услуги по постановке на учет и направлении детей в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы дошкольного образования[1] должны быть скорректированы.

Анализ правоприменительной практики предоставления мест детям, имеющим в соответствии с федеральным законодательством преимущественные права, показал, что в настоящее время не во все Административные регламенты внесены изменения согласно указанным нормам.

Так, например, в постановление Администрации Можгинского района от 05.03.2020 г. № 153 «О внесении изменения в постановление Администрации муниципального образования «Можгинский район» от 16 июля 2018 года № 488 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную в программу дошкольного образования (детские сады), а также постановка на соответствующий учет», размещенном в свободном доступе в сети Интернет, внесены изменения на основании 411-ФЗ.

Таким образом, данным нормативным актом ограничиваются права братьев и сестер, конкретизированные 310-ФЗ.

Внесение аналогичных несоответствий федеральному законодательству в ходе анализа выявлено в практике практически 40% муниципалитетов.

Вместе с тем, в ряде субъектов организована работа по своевременному изменению НПА, устанавливающих порядок предоставления государственной (муниципальной) услуги.


[1] Наименование услуги установлено пунктом 48 Перечня типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 г. № 2113-р