СМИ ЭЛ № ФС77-63935 от 09.12.2015

Unified portal of education Metior.ru

Как решается задача по обеспечению информационной доступности дошкольного образования

Реализация права каждого ребенка на качественное образование является приоритетной задачей государственной политики в области дошкольного образования. Одним из необходимых условий реализации права на дошкольное образование выступает обеспечение информационной доступности дошкольного образования, т.е. максимальное использование технических возможностей для подачи полного пакета документов в электронной форме. Следовательно, для обеспечения информационной доступности дошкольного образования необходимо создание и ведение информационных систем доступности дошкольного образования.
В последние годы Министерством просвещения России ведется активная работа по направлению обеспечения информационной доступности дошкольного образования.

Реализация права каждого ребенка на качественное образование является приоритетной задачей государственной политики в области дошкольного образования. Одним из необходимых условий реализации права на дошкольное образование выступает обеспечение информационной доступности дошкольного образования, т.е. максимальное использование технических возможностей для подачи полного пакета документов в электронной форме. Следовательно, для обеспечения информационной доступности дошкольного образования необходимо создание и ведение информационных систем доступности дошкольного образования.

В последние годы Министерством просвещения России ведется активная работа по направлению обеспечения информационной доступности дошкольного образования.

Так, с 1 апреля 2014 г. обеспечено непрерывное функционирование региональных систем доступности дошкольного образования (РГИС ДДО) и федеральной системы доступности дошкольного образования (ФГИС ДДО). Федеральная система в настоящее время позволяет в ежедневном режиме получать оперативную информацию по каждому субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию о доступности дошкольного образования, о численности детей, получающих услуги дошкольного образования в различных формах в разрезе каждой дошкольной группы, а также о потребности в получении мест.

В 2019-2020 годах Министерством просвещения России были внесены изменения в действующее законодательство об образовании и разработаны новые нормативно-правовые акты взамен устаревших по этому направлению. Основная цель изменений – создание единого организационного и технического подхода к формированию и ведению информационных систем доступности дошкольного образования.

Благодаря внесенным изменениям процедура распределения мест в детских садах стала более доступной и понятной для родителей. Ведь теперь родители могут записать ребенка в детский сад через Единый государственный портал услуг государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Заявление о постановке на учет для предоставления места в дошкольную образовательную организацию теперь можно подать через Интернет. Каждый родитель имеет возможность получить информацию не только о последовательности предоставления мест в детском саду, но и основаниях изменения последовательности предоставления мест.

Кроме того, подобные региональные информационные системы «Электронный детский сад» работают во всех субъектах Российской Федерации и содержат информацию как о детях, уже посещающих детские сады, так и о тех, кто нуждается в предоставлении места в детский сад. Данные об этом поступают с регионального уровня на федеральный. Такая система позволяет в сотрудничестве с регионами принимать решение о строительстве детских садов, чтобы устранить нехватку мест.

Региональные информационные системы «Электронный детский сад» решают целый ряд социально значимых задач для жителей регионов:

построение «прозрачной» электронной очереди для детей, ставших на учет в любом из муниципальных районов области;

возможность постановки детей в очередь в электронном виде через Единый портал государственных услуг;

возможность постановки детей в очередь в электронном виде через МФЦ;

возможность отслеживания родителями очередности детей в детские сады;

осуществление контроля состояния очередности в детские сады.

С января 2020 года действует новая редакция статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, согласно которой прием детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования в государственные или муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляется по направлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, посредством использования региональных и муниципальных информационных систем доступности дошкольного образования.

На основании принятых изменений летом 2020 года были разработаны Правила формирования и ведения федеральной информационной системы доступности дошкольного образования (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2020 г. N 934). Согласно этим Правилам создается федеральная информационная система, в которой формируется общедоступная информация о результатах мониторинга доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми. Оператором федеральной информационной системы является Министерство просвещения Российской Федерации.

Федеральная информационная система предназначена для решения следующих задач:

обеспечение сбора, обработки, систематизации и хранения информации о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, обеспечение доступа пользователей федеральной информационной системы в соответствии с их правами доступа к такой информации, её предоставления и распространения;

мониторинг системы образования в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, в том числе размещения в Интернете результатов мониторинга для обеспечения открытости информации о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.

Результаты мониторинга доступности дошкольного образования размещаются в сети – на сайте Минпросвещения России и определенных им других сайтах (порталах).

На основании указанных федеральных Правил формирования и ведения федеральной информационной системы доступности дошкольного образования в субъектах Российской Федерации также разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты о вводе в эксплуатацию региональных информационных систем доступности дошкольного образования.

Анализ правоприменительной практики реализации субъектами Российской Федерации полномочий по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, проведенный осенью 2021 года, показал, что во всех субъектах Российской Федерации разработан и утвержден порядок формирования и ведения региональных информационных систем, назначен оператор региональной информационной системы.

Вместе с тем анализ Административных регламентов, размещенных на сайтах муниципальных органов управления образованием показал, что не во все Административные регламенты внесены изменения в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», касающимися нормы о праве ребенка на преимущественный прием в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его брат и (или) сестра (например, Комитет Администрации Мамонтовского района по образованию, Управление образования администрации МО «Устьянский муниципальный район», Управление образования Грязовецкого муниципального района, Комитет образования администрации муниципального района «Агинский район» и др.).

Открытый опрос органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти показал также следующее: во всех субъектах РФ, в которых используется ИС, все муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования в муниципальном образовании, подключены к ИС, за исключением единичных случаев (город Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Надымский район, Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа).

Имеют место некоторые проблемы, с которыми сталкиваются родители (законные представители) при подаче заявления для направления на обучение, такие как, отсутствие возможности подать заявление в электронном виде: выявлено в 270 муниципальных образованиях (например, в 14 муниципальных образованиях в Алтайском крае, 6 – в Амурской области; 13- в Забайкальском крае; 6 — в Иркутской области); отсутствие возможности выбора желаемой образовательной организации — выявлено в 67 муниципальных образованиях из проанализированных (например, в Кемеровской, в Курской области); отсутствие возможности получать информирование по заявлениям, поданным при личном обращении: выявлено в 150 муниципальных образованиях (например, в 14 муниципальных образованиях Ростовской области; 9 – в Алтайской крае); отсутствие возможности выбрать в ИС желаемую дату, отличную от 1 сентября (выявлено в 3 муниципальных образованиях, например в Виноградовском муниципальном районе Архангельской области).

Наиболее частыми проблемами являются: проблемы с приложением (прикреплением/загрузкой) в ИС документов к электронному заявлению (выявлено в 37 муниципальных образованиях, например в городском округе Котлас Архангельской области); отсутствие или низкая скорость (проходимость) Интернета в удаленных от административных центров муниципальных образованиях субъектов РФ (выявлено более, чем в 50 муниципальных образованиях, например в Алтайском крае, Амурской области, Архангельской области и др.); перегруженность (недоступность) портала Госуслуг и, как следствие, технические сбои в доступе к данным для подачи электронных заявлений, а также некорректная работа портала Госуслуг (выявлено в 35 муниципальных образованиях, например в г.Белгород Белгородвской области).

Подытожим главное – сегодня Министерством просвещения Российской Федерации успешно решается задача по устранению информационных барьеров при получении дошкольного образования:

создана и функционирует федеральная информационная система доступности дошкольного образования, развиваются информационные системы доступности дошкольного образования в регионах;

усовершенствована техническая процедура электронной записи детей в дошкольные образовательные организации на федеральном и региональном уровнях;

родители дошкольников имеют возможность быстро и не выходя из дома записать ребенка в детский сад, а также получить всю необходимую информацию по реализации права на предоставление места в дошкольных образовательных организациях.