СМИ ЭЛ № ФС77-63935 от 09.12.2015

Unified portal of education Metior.ru

Меры государственной поддержки и механизмов финансирования негосударственного сектора дошкольного образования

Дошкольные образовательные организации представляет собой сеть образовательных организаций, в том числе и негосударственных, ориентированных на потребности современного общества и учитывающих запросы семей, а также возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Сегодня является актуальным вопрос развития и обеспечения эффективного функционирования негосударственного сектора дошкольного образования в Российской Федерации, а также значительный дефицит мест в дошкольных образовательных организаций, связанный с реализацией образовательных программ дошкольного образования и оказания услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста частными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями, решение которой позволило бы расширит возможности реализации гражданами права на доступное и качественное дошкольное образование.
Значительное влияние на развитие негосударственного сектора дошкольного образования оказывает практика правового регулирования мер поддержки данных отношений.

Дошкольные образовательные организации представляет собой сеть образовательных организаций, в том числе и негосударственных, ориентированных на потребности современного общества и учитывающих запросы семей, а также возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Сегодня является актуальным вопрос развития и обеспечения эффективного функционирования негосударственного сектора дошкольного образования в Российской Федерации, а также значительный дефицит мест в дошкольных образовательных организаций, связанный с реализацией образовательных программ дошкольного образования и оказания услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста частными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями, решение которой позволило бы расширит возможности реализации гражданами права на доступное и качественное дошкольное образование.

Значительное влияние на развитие негосударственного сектора дошкольного образования оказывает практика правового регулирования мер поддержки данных отношений.

В настоящее время сформирована необходимая нормативная правовая база государственной поддержки негосударственных форм дошкольного образования в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», которым, в том числе, поставлена цель по созданию условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет, в субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия федерального проекта «Содействие занятости», входящего в национальный проект «Демография», которая определяет механизмы поддержки в виде субсидий, а также предоставляются гранты в форме субсидий (предоставляемых на конкурсной основе) для негосударственных форм дошкольного образования.

Для достижения указанной цели предусмотрено выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятия по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр, и уход за детьми.

В соответствии сч. 1 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Ч. 3 ст. 132 БК РФ говорит нам о том, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999), а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами.

Таким образом, Министерство просвещения Российской Федерации выделяет субсидии из федерального бюджета индивидуальным предпринимателям и негосударственным организациям на создание дополнительных групп для детей в возрасте от полутора до трех лет в частных детских садах в рамках нацпроекта «Демография». Данным проектом утверждаются правила предоставления и распределения субсидий из федеральной казны бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по созданию дополнительных мест (групп) для детей в возрасте от полутора до трех лет в организациях (частной формы собственности) и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и присмотр, и уход за детьми.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов, бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя (п. 4 ст. 78.1 БК РФ). Договоры (соглашения) о предоставлении таких субсидий и дополнительные соглашения к ним заключаются согласно типовым формам, утвержденным соответственно Минфином России, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (п. 6 ст. 78.1 БК РФ). Так, типовая форма соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ утверждена Приказом Минфина России от 21.12.2018 № 280н.

Соглашения формируются в форме электронного документа, а также подписываются усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон соглашения, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», за исключением соглашений, которые в соответствии с правилами (порядками) предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета подписываются получателем указанного гранта простой электронной подписью подтвержденной учетной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в соответствии со статьей 21.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Рассмотрим предоставление субсидии частным дошкольным образовательным организациям на примере Новосибирской области.

В Новосибирской области предоставляются субсидии частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее – субсидии).

Порядок предоставления субсидий, утвержден Постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015–2025 годы», который регламентирует процедуру предоставления субсидий, условия их предоставления.

Субсидия предоставляется организации на основании соглашения, заключенного между организацией и Министерством образования Новосибирской области, из областного бюджета Новосибирской области частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее – организации), на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на оплату труда работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Субсидия предоставляется в объеме, рассчитанном в соответствии с нормативами финансового обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 № 572-п «О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» (далее — нормативы) с учетом поправочных коэффициентов.

Предоставление грантов в форме субсидий рассмотрим на примере республики Башкортостан.

Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр, и уход за детьми, на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2020 года № 264 (далее — Порядок).

В целях обеспечения доступности дошкольного образования и поддержки дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр, и уход за детьми дошкольного возраста, в Республике Башкортостан и в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительством Республики Башкортостана учреждены гранты в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр, и уход за детьми, на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в рамках государственной программы Республики Башкортостан «Развитие образования в Республике Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года № 54.

Гранты предоставляются в целях реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в частных дошкольных организациях.

Главным распорядителем как получателем средств бюджета Республики Башкортостан, осуществляющим предоставление грантов в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство образования и науки Республики Башкортостан.

Предоставление гранта частным дошкольным организациям осуществляется на конкурсной основе. Основанием для заключения соглашения о предоставлении гранта является победа участников в конкурсном отборе, организованном Министерством образования и науки Республики Башкортостан.

Предоставление субсидии частным дошкольным образовательным организациям рассмотрим на примере Коломенского городского округа Московской области.

В Коломенском городском округе Московской области предоставляются субсидии на государственную поддержку частных дошкольных образовательных организаций, частным общеобразовательным организациям на возмещение затрат с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за использование помещений, который утвержден постановлением Коломенского городского округа Московской области от 9 июня 2018 года № 1740 (далее — Порядок).

Настоящий Порядок определяет направления и условия предоставления и расходования субсидии частным дошкольным образовательным организациям, расположенным на территории Коломенского городского округа Московской области с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за использование помещений (далее — Субсидия).

Субсидия предоставляется за счет средств бюджетов Московской области и Коломенского городского округа Московской области.

Главным распорядителем бюджетных средств предоставляемой субсидии является Управление образования администрации Коломенского городского округа Московской области (далее — Управление образования).

Предоставление субсидии осуществляется на основании Соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Управлением образования и Организацией, в отношении которой принято решение о предоставлении субсидии (далее — Соглашение), в пределах средств, предусмотренных государственной программой Московской области «Образование Подмосковья» на 2017–2025 годы» и средств бюджета Коломенского городского округа Московской области согласно Приложению № 1 к Порядку. В Соглашении предусматриваются условия, сроки и порядок перечисления субсидии, запрет приобретения за счет полученных средств субсидии иностранной валюты, а также обязанность возврата субсидии в бюджет Коломенского городского округа Московской области в случае ее неполного освоения или нецелевого использования.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что ежегодно предоставляются субсидии и гранты в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также за счет средств областного бюджета, направленных на развитие и поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе:

— частным дошкольным образовательным организациям в целях возмещения указанным организациям затрат, понесенных в связи с осуществлением образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования;

— частным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Сюда включаются расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);

— частным образовательным организациям с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за использование помещений в частных дошкольных образовательных организациях.