Социальные группы.

Социальные группы.
Целью данного материала является:
1. Закрепить и обобщить основные знания обучающихся по заданной теме.
2. Дать образное представление о деятельности общества в различных сферах общественной жизни.
3. Способствовать нравственному воспитанию обучающихся, формированию активной жизненной позиции, позитивных качеств личности.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине: Обществознание.
Учебное занятие №71-72
№14
Тема учебной программы:
Социальные отношения.
Тема учебного занятия:
Социальные группы. Социальная стратификация.
Социальная
мобильность.
Цели учебного занятия:
1. Показать исторические предпосылки формирования социальной
структуры общества, многообразие социальных слоёв и групп.
2. Раскрыть основные причины социального неравенства,
способы социального взаимодействия, возможности изменения своего социального
положения.
3. Воспитание у обучающихся чувства толерантности, уважения
друг к другу.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и
навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов
деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Практическое занятие.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация.
Таблица «Социальная стратификация».
Схема «Социальная мобильность».
Дидактический материал.
Литература:
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);- М.,
Просвещение,2014г.
2. Кравченко Л.И. Введение в социологию; гл. IV,- М., 1995г.
3. Смирнов И.П. Введение в обществознание; гл.III,- М., 2003г.
4. Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе,- М., 1998г.
Формируемые
компетенции: ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК6
Распределение рабочего времени на учебном занятии:

п/п
Ход занятия и последовательность изложения
основных вопросов содержания темы
Время
мин.
I
Этап организации
занятия.
2
II
Этап актуализации.
3
III
Этап изучения
и первичного закрепления нового
материала
34
IV
Этап контроля и самоконтроля.
3
V
Этап информации о домашнем задании.
1
VI
Этап рефлексии.
2
Социальные группы.
Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность,
совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе
нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в
отношении других.
Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями
личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т.
Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим
интересом или общим делом».
Под социальной
группой необходимо
понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных
системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными
институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное
образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и
находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение
своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья,
дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп
способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что
при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при
индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во
многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также
взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной
уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти
полное самовыражение.
Выделяют следующие разновидности
социальных групп:
1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и
вторичные
Первичной группой, по определению Ч. Кули, является
группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный,
межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа
сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа
выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.
Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие
подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным,
неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные
функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные,
политические, религиозные и т.д.).
2. В зависимости от способа организации и регулирования
взаимодействия — формальные и
неформальные.
Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа,
взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил,
законов. Эти группы
имеют сознательно поставленнуюцель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно
установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).
Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и
межличностных взаимодействий. Она лишена
официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно
стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании,
объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.
3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.
Ингруппа — это группа,
к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее
как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).
Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и
поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная
группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует
собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной.
Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по
отношению к другим группам по так называемой «шкале
социальной дистанции» Богардуса.
Социальная стратификация.
Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — система признаков и
критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Одно из
основных понятий социологии.
Социальная стратификация — это деление общества на
специальные слои (страты) путём
объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным
статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве,
выстроенное по горизонтали (социальная иерархия),
вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям
(показателям социального статуса).
Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных
дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты
выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.
Современные представления о сложившейся в обществе
стратификационной модели достаточно сложны — многослойны
(полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны
(допускают сосуществование множества стратификационных моделей): цензы, квоты,
аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.
Социальная мобильность.
Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность.
Согласно определениюП. А. Сорокина,
«под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального
объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности,
от одной социальной позиции к другой»[2]. Однако не всегда социальные агенты
перемещаются с одной позиции на другую, возможно перемещение самих социальных
позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется «позиционная
мобильность» (вертикальная
мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная
мобильность). обществе — революции, войны, завоевания
и т. п.; в нормальном, стабильном обществе — семья, брак, образование, собственность и т. д.). Степень свободы
социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет
то, каким является общество — закрытым или открытым.
Домашнее
задание: §14
Преподаватель________________Бабынин
С.А.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
Конкурс для педагогов:
ВНЕ КОНКУРСА
Конкурс для учащихся:
ВНЕ КОНКУРСА
0
23:38
72
Нет комментариев. Ваш будет первым!