Учебное занятие по истории "Восток и колониальная система"

Учебное занятие по истории "Восток и колониальная система"
Целью данного материала является:
1. Закрепить и обобщить основные знания обучающихся по теме.
2. Способствовать формированию в сознании обучающихся исторической преемственности событий, понимания закономерностей исторического развития, особенностей данного фактического материала при изучении исторических событий.
3. Дать образное представление о социально-экономическом и культурном наследии исторической эпохи, о влиянии на развитие общества деятельности исторических личностей.
4. Способствовать формированию и развитию основных учебных умений и навыков, обучающихся при выполнении различных видов деятельности.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по предмету: История
России и мира.
Учебное занятие № 32
№11,12,14
Тема учебной программы:
Европа на новом этапе
развития.
Тема учебного занятия:
Восток и колониальная
система.
Цели учебного занятия:
1. Показать борьбу ведущих
европейских стран за рынки сбыта и формирование колониальной системы.
2. Воспитание на основе
фактического материала негативного отношения к рабству, любому угнетению.
3. Способствовать
формированию и развитию основных учебных умений и навыков, учащихся при
выполнении различных видов деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по изучению и
первичному закреплению знаний и способов
деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Заочное путешествие.
Материальное обеспечение учебного
занятия:
ПК. Презентация.
Карта «Мир в конце XIX века».
Дидактический материал.
Литература:
1. Н.В. Загладин
Н.А.Симония История России и мира с древнейших
времен до конца XIX в., Раздел 4,- Москва, Русское
слово,2007г.
2. И.М. Кривогуз Юровская Е.Е. Новая история…,- Москва, Просвещение,
1998г.
3. Хачатурян А.А. История
мировых цивилизаций,- Москва, Дрофа,1996г
4. А.С.Панарин Россия в циклах мировой истории,- Москва, Просвещение,
1999г.
№№
п-п
Ход учебного занятия и последовательность изложения
основных вопросов содержания темы
Время в
мин.
I
Организационный этап:
2
1.1 Приветствие, контроль
посещаемости.
1.2 Проверка
подготовленности учащихся к учебному занятию.
II
Этап проверки домашнего задания:
5
Таблица «Промышленный переворот».
III
Этап актуализации: новая тема, цели и задачи, план изучения.
2
IV
Этап первичной проверки понимания учащимися нового
материала:
2
Итоги Великих географических открытий.
V
Этап изучения нового материала:
20
5.1 Восток и Запад –
особенности развития и культуры.
5.2 Этапы борьбы ведущих
европейских держав за колонии.
5.3 Великобритания –
ведущая метрополия.
5.4 Колониальная система
мира.
VI
Этап закрепления и обобщения темы:
8
6.1 Основные даты, понятия
и положения по теме.
6.2 Выводы по теме -
вопросы в учебнике с. 271.
VII
Этап контроля и самоконтроля:
3
7.1 Выводы и замечания по
ходу занятия.
7.2 Оценка работы учащихся на
занятии.
VIII
Этап информации о домашнем задании:
1
§36 составить таблицу:
«Метрополии и их колонии».
VIII
Этап рефлексии.
Преподаватель: _________/Бабынин С.А./
Восток и Запад – особенности развития и культуры
Великие
географические открытия середины XV - середины XVII в. были связаны с процессом
первоначального накопления капитала в Европе. Новые торговые пути и страны,
ограбление вновь открытых земель способствовали развитию этого процесса,
положили начало созданию колониальной системы капитализма, складыванию мирового
рынка.
Страны Европы, осуществив
модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром,
который основывался на принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и
на военном потенциале. Поэтому вслед за эпохой Великих географических открытий,
связанных в основном с разведывательными экспедициями, уже в ХII-ХIII веках
началась колониалистская экспансия на Восток наиболее развитых стран Европы.
Традиционные цивилизации в силу отсталости своего развития были не способны
противостоять этой экспансии и превращались в легкую добычу своих более сильных
противников.
На первом этапе
колонизации традиционных обществ лидировали Испания и Португалия. Им удалось
покорить большую часть Южной Америки. В середине XVIII Испания и Португалия
начали отставать в экономическом развитии и как морские державы были отодвинуты
на второй план. Лидерство в колониальных захватах перешло к Англии.
С началом эпохи
капитализма крупнейшей колониальной державой становится Великобритания. Нанеся
поражение Франции в ходе длительной борьбы в 18—19 вв., она увеличила свои
владения за её счёт, а также за счёт Нидерландов, Испании и Португалии.
Великобритания подчинила себе Индию. В 1840—42 и совместно с Францией в 1856—60
вела так называемые опиумные войны против Китая, в результате которых навязало
ему кабальные договоры. Она завладела Сянганом (Гонконг), пыталась подчинить
Афганистан, захватила опорные пункты в Персидском заливе, Аден. Колониальная
монополия, вместе с промышленной монополией, обеспечивала Великобритании
положение самой мощной державы на протяжении почти всего 19 в. Колониальная
экспансия осуществлялась и др. державами. Франция подчинила Алжир (1830—48),
Вьетнам (50—80-е гг. 19 в.), установила свой протекторат над Камбоджей (1863),
Лаосом (1893). Колониальная экспансия русского царизма распространялась
преимущественно в юго-восточном и восточном направлениях. Русский царизм
превратил в свои колонии районы Средней Азии и Кавказа. В 1-й половине 19 в. в
борьбу за колонии вступили США. Провозглашенная ими доктрина Монро (1823) (см. Монро
доктрина)
свидетельствовала о претензиях США на монопольную эксплуатацию стран Латинской
Америки. США в 40—50-х гг. 19 в. навязали неравноправные договоры Китаю и
Японии.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
Конкурс для педагогов:
Лучшая Методическая Разработка
Конкурс для учащихся:
ВНЕ КОНКУРСА
0
23:19
28
Нет комментариев. Ваш будет первым!