Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО»

Введение

Последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Федеральный государственный образовательный стандарт также не оставляет эту проблему без внимания. Одним из его целевых ориентиров является развитие мелкой моторики. Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью мастерить поделки из различных материалов.

Согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле- и аудио- коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления. Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек.

Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

Задачей воспитателей является подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры, использование разнообразного материала (нитки, шнуровку, бисер, бусины, семена, камушки, ракушки, счетные палочки и т.д.). Для подборки речевого материала можно использовать загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи: развивается словарный запас, совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микро пространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.

 

Содержание модели.

Направление работы: у ребёнка развита мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью мастерить поделки из различных материалов.

 

Слайды

Комментарии

Игры со счетными палочками

Для игры подойдут обыкновенные счетные палочки, карандаши, соломинки или веточки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Положите 4 счетные палочки на столе, ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Настольные игры

В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Играя в мелкую мозаику, в разный вид конструктора, используя в игре шнуровку (Вадим пришивает кукле платье, Рома играет в магнитный конструктор) ребенок развивает не только мелкие мышцы рук, но и логическое мышление, память, а также такие игры способствуют выработке усидчивости у ребенка.

 

 


Игра «Кто скорее свернет ленту?»

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Воспитатель предлагает двум детям выполнить показанное действие, то есть на скорость скрутить ленту.

Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Можно также устроить соревнования команд.

Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать)». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

Конструирование

Сейчас существует огромное количество разнообразных конструкторов, играть в которые дети очень любят. Дети увлеченно строят себе дома, при этом работает именно мелкая мускулатура пальцев руки.

Пальчиковая гимнастика

Включение пальчиковых игр и упражнений в занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. «Кулачок»

Как фасолинки в стручке,

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять

– Собираем все опять.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочки ваты, скомканной бумаги. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

 

Физкультурный уголок в группе создает благоприятную обстановку в двигательной деятельности детей. Движения и игры приносят радость детям, они придумывают разные игры со спортинвентарем, с мячами, обручами, кубиками, матами, используя их чаще всего как строительный материал для домиков, машин и т.п. Мелкие мячики, мелкие кубики – служат развитию мелкой моторики.

 

Уголок для самостоятельной деятельности.  Предметная среда, созданная педагогами, в данном случае направлена на развитие мелкой моторики у ребенка, на его самостоятельное развитие. Ребенок может сесть за стол и поиграть в любую предложенную ему игру, на выбор. Можно использовать как мы видим различные шнуровки, мелкие кубики, разного рода мозаики и т.п. На стене висит коврик, на котором включая воображение путем приклеивания разноцветных мелких тканевых деталей ребенок может создать свою картину.

 

Родительское собрание

На собрании я познакомила родителей с интересными техниками работы с бумагой: оригами и квилинг (скручивание бумажной полоски кольцами). Так же из моего выступления родители узнали какое положительное воздействие оказывают на развитие мелкой моторики руки следующие занятия: вырезывание из бумаги, рисование пальчиками, лепка из пластилина, глины или теста, штриховка, шнуровка, игры с крупами, семенами, игры с песком и водой, игры на кухне. Родители приняли активное участие в практической части собрания. Своими руками, вместе с детьми они выполнили поделку в технике квилинг на тему: "Колечки для овечки"

 


Выводы

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис)и так далее.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.  

Учитывая огромное значение развития мелкой моторики у детей, задача педагогов и детских психологов - донести до родителей важность данной проблемы. Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов. Родители, педагоги должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

 

 

Список использованных источников.

1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.

2. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К. : ГИППВ, 1998.

3. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2007.

4. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –(С. 60-64.)

5. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.

6. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет). – М., 2000.

7. Энциклопедия для родителей первоклассника. / Сост. : Е. А. Белый, К. Ю. Белая. – М. : ООО "Издательство АСТ”, 2000.

Интернет-ресурсы

8. Дошколенок .ru Сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс].

http:// www. dohcolonoc.ru

9. Все для детского сада [Электронный ресурс]. http:// www. moi - detsad.ru

10. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

[Электронный ресурс]. http:// www. doshvozrast.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+1
20:33
1579
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!