Статья "Принципы непрерывного образования"

Статья, в которой раскрываются принципы непрерывного образования. Даётся определение — «непрерывное образование».Раскрывается несколько причин тому, почему образование должно быть непрерывным.

Принципы непрерывного образования.

Изменения, которые происходят в экономике государства под воздействием рыночных реформ, выдвигают новые требования к такому важнейшему социальному институту как система образования. У населения возникают новые потребности в современном содержании и технологиях образования, в быстром и эффективном освоении тех областей знания, которые совсем недавно не имели никакого значения для потребителей образовательных услуг, непрерывном повышении своего интеллектуального потенциала.

В последнее время обозначенной проблеме уделяется повышенное внимание, как со стороны государственной системы образования, так и со стороны представителей работодателей. Значимым становится вопрос о развитии системы непрерывного профессионального образования, в котором профессиональное образование и профессиональное обучение должны быть ориентированы на подготовку специалиста, способного обеспечить прогресс в своей отрасли. Быстрое развитие современного рынка труда требует работника нового типа, обладающего разносторонними знаниями, отличной специальной подготовкой, активной жизненной позицией, готовностью адаптироваться к новым ситуациям, развиваться и повышать свой уровень.

Таким образом, непрерывное профессиональное образование должно представлять собой всесторонне направленную обучающую деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции.

Непрерывное образование — это комплекс государственных, частных и основанных на другой форме собственности образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования, переподготовку и повышение квалификации каждого человека с учетом настоящих и перспективных общественных и экономических потребностей и личных образовательных целей и возможностей.

В непрерывном образовании делается упор на личностную ориентацию. При центрированности на личность акцентируется его непрерывность в мире личности-то, что позволяет осуществлять средствами образования собственные стремления личности, помогает ее самореализации.

В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности. Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса. Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры.

Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому — «Знания через всю жизнь». Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

Говоря о проблеме непрерывного образования, необходимо остановиться на таком важнейшем пункте, как непрерывное педагогическое образование. Непрерывное педагогическое образование – это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни.

Ко всему вышеизложенному необходимо отметить, что обучение в течение всей жизни, или непрерывное образование — насущная необходимость наших дней.

Причин тому несколько:

1. Прогресс цивилизации привёл к быстрому устареванию знаний. В прошлом, когда объём знаний был относительно невелик, а прирастали они относительно медленно, постепенно изменяясь, процесс формального образования завершался за несколько лет. Традиционное базовое образование в большинстве стран в силу своей инерционности не успевает за изменением картины мира и потребностей производства. По мере нарастания объёма знаний для их охвата потребовалось расширение структуры формального образования. В силу увеличения темпов роста объёма знаний возрастает необходимость в их периодическом обновлении. «Непрерывное образование» после окончания школы стало неотъемлемой частью нашей культуры. Отсюда вытекает необходимость постоянного обновления знаний в избранной сфере деятельности, то есть повышения квалификации.

2. Рост социальной динамики всё чаще приводит к необходимости смены профессии и / или области деятельности, определяемой высшим образованием.

полученным человеком. Это приводит к необходимости приобретения новой квалификации, которая зачастую должна быть подтверждена соответствующим дипломом.

3. Повышение уровня жизни приводит к увеличению разнообразия занятий, связанных с досугом человека, некоторые виды которого требуют специальной подготовки. Это направление связано с развитием личности человека.

Таким образом, роль «непрерывного образования» только усиливается, поскольку влияние перечисленных факторов на жизнь человека будет только усиливаться, поэтому их нельзя игнорировать.

Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования/ А.Г. Асмолов.- М., ФГАУ ФИРО. 2011.-73с.

2. Беляков, С.А. Проблемы построения системы управления непрерывным образованием/ С.А. Белякова, А.А. Иванова// Проблемы развития высшей школы.-2014.-№2-С. 37-44.

3. Далабаев, Ж.К. Образование для всех на протяжении всей жизни – современный приоритет времени/Ж.К. Далабаев//Педагогический мир.-2012.-№11.-С.24-26.

4. Цибизова, Т.Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования/Т.Ю. Цибизова//Интеграция образования.-2013.-№10-С.25-29.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+3
15:31
2982
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!