Обучение ребёнка чистописанию
Согласитесь, невероятно приятно читать текст, написанный красивым почерком. Если, например, экзаменационная работа написана красивым шрифтом, то преподаватель может даже ошибок не заметить, наслаждаясь почерком. Да и самому приятно писать, ощущая частицу искусства в себе. Но мы — это одно. Мы упустили момент, когда надо было учить каллиграфию или чистописание. Главное, чтобы наши дети научились этому.
В чём же отличие чистописания от каллиграфии. В первую очередь в масштабе. Почерк обычно нетождественный со шрифтом. Последний — это всего лишь форма букв. Почерк — это намного больше. Это и сила нажатия ручки, и скорость письма, и наклон букв. Чистописание — это предмет в школе. На нём учат писать одним шрифтом, который потом перерастает в почерк. Каллиграфия располагает большим разнообразием форм буков, поэтому есть, где развернуться.
В школе на чистописание отведено мало времени. Всего 1–2 года, в то время как обучаться этому надо намного дольше. Начинать необходимо с самых ранних лет. Конечно, не надо, как только ребёнок родился, давать ему в руку ручку и гнать писать. Можно подождать 3–4 года. Но нужно понимать, что ребёнок в маленьком возрасте в силу гибкости кисти, больше способен обучиться красивому почерку, чем взрослый, у которого рука не пластична.
Способов помочь ребёнку освоить чистописание множество. В основном реализуются они в игровой форме. Как и все, что касается обучения детей. Дети — существа, ещё не имеющие силы воли, а потому заставить себя делать то, что им неинтересно, не в силах. Игра — это лучшее, что было придумано человечеством для развития ребёнка. Более того, ребёнок с самого маленького возраста настроен на игру. В такой деятельности маленький человечек может скопировать и через это научиться мельчайшим деталям. Взять, например, игру в доктора. Нет, чистописание освоить она не научит, но ребёнок посредством игры осваивает видимые аспекты деятельности врача. Сквозь игру у ребёнка работает память как мышечная, так и когнитивная. Поэтому все должно проходить сквозь призму игровой деятельности.
Что же выбрать из всего ассортимента? Лепка из пластилина — это игра? А она очень хорошо развивает мелкую координацию движений. Рука малыша становится более сильной, и писать ею будет намного проще. Почему большинство детей жалуется на боли в руке во время писания? Дело в том, что мышечный аппарат руки неразвит и не может взять на себя такие нагрузки. А лепка из пластилина прекрасно справляется с задачей развития мелкой моторики. Кроме того что эта игра развивает кисти рук, она ещё улучшает работу мозга ребёнка. Во-первых, пластилин — это творчество. Оно полезно и для взрослых. Во-вторых, пластилин — это развитие интеллекта вследствие использования мелкой моторики.
Неплохо развивает мозг ребёнка и его способности к чистописанию игра на фортепиано или на гитаре. К этому надо его приобщать уже с дошкольного возраста. Причины те же самые — игра на фортепиано развивает мелкую моторику. Из этого же рода может быть обучение слепому методу печати на клавиатуре. Во-первых, ему это в жизни пригодится рано или поздно, а во-вторых, тут моторика настолько мелкая, что обучиться этому достаточно тяжело. Кроме этого, идёт согласованная работа двух рук, а этого достичь довольно непросто. Пусть человек без музыкального образования попробует одновременно на фортепиано играть двумя руками. Это кажется непосильной задачей. Но в основе интеллекта лежат ассоциативные участки коры головного мозга, которые развивает игра на фортепиано.
Есть ещё один способ приучения ребёнка к чистописанию с самого раннего возраста. Это обычные детские раскраски. Они, во-первых, учат ребёнка не выходить за линию, а во-вторых, учат его рисовать кружочки, галочки и другие элементы буков. Очень хорошим будет рисование пером. Когда в 1968 году в школах ввели шариковые ручки, учителя пришли в негодование. Ведь ничто так не развивает мелкую моторику, как письмо или рисование пером. Там нужно учитывать и силу написания и распределение чернил на бумаге. Да и просто это нелегко. А все, что нелегко, развивает. Поэтому можно приучить ребёнка к письму пером или на крайний случай, стержнем от обычной шариковой ручки.
Приведённые выше способы просты и в большинстве своём не требуют специального обучения (кроме клавиатуры и фортепиано). Но если их подать под правильным соусом, ребёнок будет не только учиться чистописанию, но и просто играть.