Классный час "Культура речи. Вежливые слова"

Классный час "Культура речи. Вежливые слова"
Предлагаемый классный час учит ребят быть вежливыми по отношению ко взрослым, учителям, родителям, одноклассникам. Разыгрывая различные ситуации с использованием вежливых слов, учащиеся знакомятся с правилами этикета, манерами поведения, учатся уважительному отношению к окружающим.

Цели:

— создать условия для усвоения слов выражения просьбы, благодарности;

— содействовать:

— формированию представления об их назначении, этимологии, особенностях употребления в речи;

— развитию речи учащихся;

— воспитанию культуры общения, умения употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения.

Ход занятия.

I.Разминка.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко.

— О чем скороговорка?

— Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений)

— Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

II.Сообщение темы занятия

— Сегодня мы продолжим разговор о вежливости. Говорить правильно и внятно – одно из правил вежливости. Мы будем учиться внятно, правильно, доброжелательно говорить волшебные, вежливые слова.

III.Сказка Э. Мошковской «Вежливые слова» (инсценировка)

— Послушайте и посмотрите сказку «Вежливые слова», которую приготовили ребята.

Театр открывается! К началу все готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово.

В три часа открылась касса, собралось народу масса,

Даже Ёжик пожилой притащился чуть живой…

— Подходите, Ёжик, Ёжик!

Вам билет в каком ряду?

— Мне — поближе: плохо вижу.

Вот СПАСИБО! Ну, пойду.

Говорит Овечка:

— Мне — одно местечко!

Вот мое БЛАГОДАРЮ –

Доброе словечко.

Утка: — Кряк! Целый ряд для меня и для ребят! –

И достала Утка ДОБРОЕ УТРО.

А Олень: — Добрый день!

Если только Вам не лень, уважаемый кассир,

Я бы очень попросил мне, жене и дочке

Во втором рядочке дайте лучшие места,

Вот мое – ПОЖАЛУЙСТА!

— Просим! Просим! Нам билетов –

Восемь! Восемь!

Просим восемь Козам, Лосям,

БЛАГОДАРНОСТЬ Вам приносим.

И вдруг, отпихнув

Старух, стариков, Петухов, Барсуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы, стукнул Зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет.

— Ах, у Вас такого нет? Не получите билет!

— Мне — билет!

— Нет и нет! Не стучите – мой ответ!

Не рычите – мой совет! Не стучите, не рычите.

До свидания, привет!

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал…

— Почему заплакал Мишка?

— Какими словами «платили» звери за билет?

— Вы хотите помочь Мишке попасть в театр?

— Что для этого нужно сделать, как думаете?

— Научим Мишку вежливым словам.

— На какие группы можно разделить слова? (группы добавляются другими словами)

ПРОСЬБА БЛАГОДАРНОСТЬ

пожалуйста благодарю

будьте добры спасибо

будьте любезны

прошу Вас

IV.Разбор ситуаций.

— Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово…

Попробуем сделать это. Разберем ситуации. Работаем в группах.

1 группа. Вы звоните своему товарищу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых.

2 группа. Вы едете в маршрутном такси, хотите выйти. Попросите кого-либо из пассажиров передать день за проезд.

3 группа. Вы пришли в столовую на завтрак. У вас не оказалось чая. Попросите своего товарища или дежурного принести вам чай.

Итог:

— Какие слова вежливого обращения с просьбой вы можете сообщить Мишке? Объясните ему, когда и как их надо употреблять.

V.Этимология слов.

— «Спасибо» — старинное слово, «спаси бог» — «спаси вас бог за ваши добрые дела»

— «Благодарю» — «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость»

VI.Слова извинения

— Послушайте стихотворение. (Читает подготовленный ученик)

Простите!

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся: взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

— Мы купим другую, есть лучше в продаже…

«Простите!» — казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

— Какое чудесное слово произнес папа?

— Какие еще слова, выражающие сожаление по поводу случившегося, вы знаете?

— Расскажите случай, когда вы употребляли слова извинения. Как вы это делали? Что вам помогало? (Мимика, жесты, интонация)

VII.Итог занятия.

— Придумайте конец сказки «Вежливое слово» по вопросам:

К кому обратился Мишка за помощью?

Чему его научили?

— Будем помнить слова вежливого обращения и использовать их в речи!

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+3
23:41
1999
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти с помощью