Сообщение на тему "Особенности самоподготовки в коррекционной школе 8 вида"

Сообщение на тему "Особенности самоподготовки в коррекционной школе 8 вида"
Качество жизни выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от того, насколько у него сформированы умения самостоятельно организовывать деятельность. Особая роль в формировании умений самостоятельной деятельности принадлежит самоподготовке

Сообщение на тему: «Особенности самоподготовки

в специальной (коррекционной) школе VIIIвида»

Подготовила: Карпова Н.Ю.

Качество жизни выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от того, насколько у него сформированы умения самостоятельно организовывать деятельность. Особая роль в формировании умений самостоятельной деятельности принадлежит самоподготовке. Цели работы воспитателя на самоподготовке в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна быть следующей:

1.формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности;

2.создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроках, в самостоятельной работе.

Почему закрепление знаний, умений, навыков оказалось на втором месте? Ведь самоподготовка предназначена именно для выполнения детьми домашних заданий. Это верно, однако, в работе воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида на самоподготовке коррекционная задача выходит на первый план.

В теории обучения и воспитания умственно отсталых детей в качестве результата коррекционной работы рассматривается сформированность общедеятельностных (общеучебных, общетрудовых) умений, к которым относят:

§ умение проанализировать условия задачи и выделить способ ее решения (или определить, что способ не известен, и решить, к кому или к чему обратиться за помощью);

§ умение планировать свою деятельность;

§ умение контролировать себя в ходе деятельности и оценивать ее конечный результат.

Общедеятельностные умения, обеспечивают человеку возможность уверенно и успешно действовать не только в «штатных» бытовых и профессиональных ситуациях, где можно обойтись автоматизмами, но и при столкновении с посильными для выполнения, но относительно новыми задачами. Однако вряд ли правильно будет понимать цель самоподготовки как формирование полноценных общедеятельностных умений. Известно, что даже в более доступной для умственно отсталых школьников трудовой деятельности «почти все затруднения у учащихся возникают при столкновении с задачами, для решения которых необходимо произвести умственные действия: ориентироваться в задании, планировать его выполнение, вести контроль, устанавливать и устранять помехи, которые могут привести к браку в работе и т.п.» (Г.М.Дульнев, 1968). Возможности же формирования соответствующих умений в познавательной деятельности, на общеобразовательных предметах объективно крайне низки. Кроме того, на уроках формированию общеучебных умений часто не уделяется достаточно внимания. Это связано не только с сомнениями педагогов в возможностях формирования общедеятельностных умений у умственно отсталых школьников (хотя все специальные методики ориентируют учителя на это), но с отсутствием четких методических рекомендаций по организации данной работы на уроках (особенно ее места в системе работы по теме, разделу, предмету в целом).

Если на уроках не формируются (или формируются недостаточно) умения организовывать деятельность самостоятельно, можно ли ожидать, что дети смогут самостоятельно выполнять домашнее задание? Конечно, нет. Поэтому в практике работы школ самоподготовка превращается в дополнительный урок под руководством воспитателя. Но это не означает, что коррекционная задача самоподготовки не решается.

Работая на самоподготовке по методике, которую мы сейчас рассмотрим, мы решаем совершенно конкретную и чрезвычайно важную для реальной трудовой жизни задачу: мы приучаемсвоего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности: читать задание (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец «не находиться» или «не вспоминается», смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности. Тем самым мы расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида будет решать успешно.

А теперь конкретизируем задачи самоподготовки, учитывая все сказанное. Задачи связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

1.умения пользоваться дневником;

2.ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, алгоритмами, образцами выполнения заданий);

3.обращаться за помощью в случаях затруднений;

4.планировать свою деятельность;

5.рационально использовать отведенное на самоподготовку время;

6.самостоятельно проверять выполненную работу.

Помимо этих задач воспитатель решает на самоподготовке традиционные воспитательные задачи: воспитывает ответственное отношение к учебному труду, активность, настойчивость, умение работать, не мешая другим и т.д.

Условия эффективности самоподготовки

В специальной педагогике к самоподготовке предъявляют ряд требований, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность.

1.Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя

Учитель и воспитатель должны одинаково понимать цели и задачи самоподготовки. Обязанность учителя – обеспечить возможность самостоятельного выполнения домашнего задания детьми. Воспитатель не занимается на самоподготовке восполнением пробелов в работе учителя (не объясняет материал повторно, не ведет фронтальной работы по закреплению знаний, умений, навыков). Учитель и воспитатель должны наблюдать за деятельностью друг друга и обязательно обсуждать используемые ими способы и приемы воспитания у детей самостоятельности.

2.Соблюдение охранительного педагогического режима

Самоподготовка должна проводиться после полуторачасовой дневной прогулки. В последней трети прогулки воспитатель ограничивает двигательную активность детей, организует спокойные игры, занятия, непринужденные разговоры.

Не рекомендуется проводить перед самоподготовкой воспитательские занятия. Учебный статус самоподготовки и воспитательного занятия – разный. Если самоподготовка – это учебный режимный момент, требующий от детей максимальной сосредоточенности внимания и умственных сил, то занятие в современной методике воспитательной работы рассматривается как организация досуга детей. Если после самоподготовки воспитатель не может организовать детей на занятии, нужно проанализировать режим школы либо пересмотреть нагрузку на самоподготовке (если дети часто бывают невнимательны из-за усталости), либо методику проведения занятия (если они отвлекаются из-за того, что им просто неинтересно). В некоторых случаях такие вопросы решаются на уровне организации воспитательной работы школы в целом.

Самоподготовка начинается одновременно во всей школе, желательно по звонку. В младших классах обязательно проводится физминутка, в старших – десятиминутный перерыв.

Продолжительность самоподготовки определяется возрастом детей. В первом классе в первом полугодии домашнее задание не дается, однако детей нужно приучать к тому, что со звонком на самоподготовку они – вместе со школой – должны заходить в класс. Как правило, воспитатель организует чтение букваря, либо сам читает детям вслух, либо проводит развивающие игры. Во втором полугодии первого класса самоподготовка длится 30-40 минут. Во втором-четвертом классах – до часу. В старших классах – до полутора часов.

3.Правильная дозировка домашних заданий

На дом задается треть от выполненного (именно выполненного, а не запланированного) на уроке. В младших классах дается задание только по одному письменному предмету в день (или русский язык, или математика); задание по чтению дается каждый день. В старших классах расписание составляется таким образом, чтобы детям нужно было готовить не более трех-четырех учебных предметов. Желательно, чтобы учителя русского языка и математики согласовывали друг с другом объем домашнего задания.

Если соотнести эти требования с общей продолжительностью самоподготовки, видно, что собственно на самостоятельную работу детей (исполнительную часть) отводится в младших классах 30-40 минут, в старших – от 40 минут до часу. Остальное время – это время формирования навыков самостоятельной деятельности детей.

4.Правильное определение учителем домашнего задания

В специальной (коррекционной) школе VIII вида домашнее задание дается дифференцированно, причем не только (и даже не столько) по объему, сколько по сложности. Как правило, это означает, что дети второй и третей группы по педагогической дифференциации, разработанной коллективом под руководством В.В.Воронковой, получают задание, аналогичное хорошо разработанному и успешно выполненному на уроке. Именно для второй и третьей групп задание может варьироваться по объему. Дети первой, наиболее успешной по обучаемости, группы могут получить задание, предполагающее несколько большую самостоятельность выполнения. Учащиеся самой «слабой», четвертой, группы должны выполнять дома репродуктивные задания (например, списать текст, а затем подчеркнуть и надписать выделенные в нем существительные).

Таким образом, общий принцип дозировки и определения содержания домашнего задания в каждом индивидуальном случае должен быть таким: ребенок должен справиться с заданием, во-первых, самостоятельно, во-вторых, за 20-30 минут в начальных классах или 50-60 минут в старших.

Структура самоподготовки

IОрганизационный момент

IIДидактическая игра

IIIРабота с дневником

IVСамостоятельное выполнение домашнего задания детьми

а) ориентировка в домашнем задании

б) выполнение задания

в) самопроверка

VПроверка готовности детей к уроку воспитателем

VIИтог самоподготовки

До начала самоподготовки воспитатель должен проконтролировать следующие моменты:

§ Санитарное состояние класса;

§ Готовность справочных пособий (словарей, алгоритмов, памяток);

§ Готовность рабочих мест детей: учебные принадлежности, книги, дневники, тетради должны готовиться детьми до начала самоподготовки; желательно, чтобы в классе было сменное поручение «дежурного по самоподготовке»;

§ Наличие книг, занимательного материала для закончивших самоподготовку раньше остальных.

Рассмотрим обязанности воспитателя на разных этапах самоподготовки.

Организационный момент

Цель этого этапа – настроить детей на работу.

Чтобы быстро и четко начать самоподготовку можно применить следующие приемы: использовать традиционные для класса «формулы» начала («Посмотрите на меня, улыбнитесь, настройтесь на работу. Тихо сядьте»); обратить внимание на четкость организации рабочего места детей; похвалить детей за готовность. В «сложных» классах, а также в те дни, когда дети больше обычного устали, возбуждены и т.д. можно использовать игровую форму проведения самоподготовки.

Приведем примеры игровых сюжетов:

§ Путешествие (на паровозике, пароходе и т.п.) по «карте» с такими пунктами и станциями как «Отправляй-ка», «Поиграй-ка», «Справочное бюро», «Математическая», «Писарево», «Депо (самоконтроль)».

§ Игры-соревнования:

o«Парусные гонки»: для каждого ребенка на доске прикрепляется лодочка, которую он может сам передвинуть, успешно справившись с этапом самоподготовки.

o«У кого длиннее паровозик», «Кому солнышко подарило больше солнечных зайчиков», «У кого на полянке больше цветов», «Кто выше всех взберется по лесенке» и т.п.

oКому достанется приз от «гостя» (героя мультфильма, сказки).

oЭкраны успехов.

Дидактическая игра

Дидактическая игра проводится в младших классах по одному из заданных предметов и должна быть связана с закрепляемой темой. Игру можно проводить как по письменным предметам, так и по чтению (на развитие навыков чтения). Можно использовать и так называемые развивающие игры: на внимание, сообразительность, память. Подбирать игру для самоподготовки должен, по всей видимости, учитель, так как только он может учесть проблемы и особенности усвоения темы детьми.

В старших классах проведение дидактических игр на самоподготовках не обязательно (хотя и не запрещено).

Работа с дневниками

Дневники ведутся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, начиная с третьего класса. В первом и втором классах дети находят задание по закладке.

После введения дневников на первых занятиях нужно рассказать детям об их пользе, об их использовании взрослыми людьми, обязательно показать свой ежедневник. В течение нескольких самоподготовок воспитатель просматривает записи детей и проверяет, как они находят по ним задание.

Работа с дневником имеет для ребенка смысл, если он действительно должен пользоваться им для того, чтобы найти домашнее задание. Поэтому на самоподготовке ни в коем случае нельзя записывать домашнее задание на доске. Дневник взаимосвязи учителя и воспитателя также должен быть недоступен для детей.

Поскольку домашнее задание в специальной (коррекционной) школе VIII вида дается дифференцированно и, как правило, содержит несколько инструкций, записать их все в дневник не реально. Поэтому с первого класса нужно приучать детей аккуратно отмечать детали задания карандашом в учебнике. Вместе с учителем воспитатель учит детей пользоваться закладкой. Кстати, в течение года на занятиях типа «творческой мастерской» воспитатель обязательно планирует обучение уходу за учебниками: аккуратное стирание карандашных заметок, обновление обложек, изготовление закладок.

На этапе работы с дневником воспитатель учит детей определять рациональную последовательность выполнения заданий и планировать распределение времени. Воспитатель объясняет, что первым выполняется письменный предмет, так как здесь нужно «и читать, и думать, и еще писать, поэтому и внимание нужно больше». Нельзя говорить детям, что «Чтение легче, чем математика и русский язык». Во-первых, это может спровоцировать неответственное отношение к чтению, во-вторых, для части детей чтение – самый трудный предмет.

Для закрепления проводятся специальные игры.

1.«В гости приходят Незнайка или Буратино, которые после нахождения домашних заданий предлагают детям свою последовательность работы:

— Давайте, ребята, сначала сделаем чтение, оно ведь по легче, а потом математику, а в конце проведем физминутку. Дети не должны соглашаться с героем, по совету воспитателя они объясняют верную последовательность работы.

2.Детей просят объяснить малышам, лесным ученикам и т.п. от лица завуча, врача, родителей, в каком порядке нужно делать домашнее задание.

В старших классах, когда задаются несколько устных предметов, дети сами определяют, в каком порядке им хочется выполнять работу. В некоторых случаях воспитатель подсказывает ученикам, какой вид работы потребует от них большего напряжения и времени.

Более сложная задача – формирование у детей умения распределять время на самоподготовке.

В начальных классах за распределением времени следит воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать, не отвлекаясь. Однако уже младших школьников нужно учить «Чувствовать» время. Для этого используются следующие виды работы.

1.Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже первоклассники должны знать расположение стрелок, соответствующее началу и концу самоподготовки.

2.Использование «символических часов». На большом картонном циферблате воспитатель отмечает цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, он обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени. В 3-4 классах этот сектор можно разделить на части, отметив картинками этапы самоподготовки.

3.Использование картинного «плана самоподготовки». Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми, договариваясь, какими картинками будут обозначаться этапы самоподготовки (например, работа с дневником – картинка дневника, дидактическая игра – картинка мяча и т.д.). план вывешивается на доске в начале самоподготовки. Во время работы детей воспитатель будет отмечать специальным значком (стрелкой, контурным рисунком будильника и т. п.), на каком этапе находятся дети, и сколько еще работы осталось.

Для формирования у детей «чувства времени» специальные игры и упражнения нужно использовать как можно шире: учителю – на уроках, воспитателю – во время всех режимных моментов (в частности, можно это сделать и на самоподготовке, на этапе дидактической игры). Примером такого упражнения является игра «Что можно сделать за…». Педагог показывает детям минутные песочные часы и объясняет, как они действуют. Потом он предлагает узнать, что хорошего можно сделать за минуту. Например, привести в порядок рабочее место, нарисовать человека, полить цветы в классе, решить несколько примеров («Сколько?») и т.д. Очень показательны результаты этой игры на прогулке. Затем берутся двух- трех- и пятиминутные часы.

Самостоятельное выполнение домашнего задания

Цель этого этапа – приучение детей к самостоятельности, поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлены на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правило.

Главное требование к деятельности воспитателя на этом этапе – сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе.

Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально «разобрать» задание (это обязанность учителя на уроке!), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета.

Воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса не справляются с заданием самостоятельно. В этих случаях он прекращает выполнение задания по предмету, а в журнале связи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания. Подчеркнем, что подобные ситуации могут быть лишь в тех случаях, когда учитель не соблюдает методики определения домашнего задания, не реализует принцип дифференцированного подхода. Очевидно, такому учителю следует рекомендовать повышать свою педагогическую грамотность, обращаться к литературе, посещать уроки коллег, самоподготовки, анализировать деятельность детей на самоподготовке.

Фронтальная работа на самоподготовке должна быть связана только с формированием умений работать самостоятельно. Например, в первом и втором классе воспитатель объясняет детям, как нужно начинать выполнять письменное задание («алгоритм ориентировки в задании»). В течении нескольких занятий (их количество зависит от состава класса) он фронтально закрепляет эти правила. Как только по крайней мере половина детей эти правила (алгоритм) усвоили, воспитатель прекращает читать задание вслух, и только контролирует детей. С теми, кто не следует алгоритму, воспитатель работает индивидуально или по группам. Фронтальное повторение алгоритма необходимо лишь в начале учебного года и каждой четверти.

Ориентировка в домашнем задании

При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму:

1.Прочитать задание (приучаем начинать выполнение любого письменного упражнения с чтения задания и его повторения).

2.Повторить правило (ребенок должен определить и вспомнить, на какое правило дано задание, найти его в учебнике или на карточке и прочитать).

3.Посмотреть похожее упражнение в тетради (т.е. найти образец в классной работе).

4.Записать первые строчки (слова ) упражнения.

5.Проверить себя.

Знакомство детей с алгоритмом осуществляется в первом и втором классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Однако уже во втором классе нужно постепенно отказываться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух.

Выполнение заданий детьми

На данном этапе самоподготовки у воспитателя две основные обязанности:

1.Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя (в тех случаях, когда воспитатель владеет специальными методиками обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь).

2.Помощь детям при затруднениях.

При затруднениях детей и просьбах о помощи воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

§ Предложение перечитать задание

§ Предложение перечитать правило

§ Посмотреть аналогичное задание в классной работе

Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.

Самопроверка

Цель этого этапа – добиться понимания необходимости проверки своей работы и формирование привычки проверять свою работу.

Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовке задачу формирования приемов и навыков самоконтроля (например, самостоятельно использовать прием решения обратной задачи или выполнения обратного арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, пересчитывать легкие примеры, вполне можно.

Решение задачи формирования у детей привычки проверять себя часто наталкивается в школе непреодолимую, но искусственную трудность: исправление ошибок детьми в письменных работах наказывается снижением отметки «за неаккуратность». Воспитатель не может решить эту проблему сам, без учителя и администрации, поэтому она обязательно должна быть предметом обсуждения в педагогическом коллективе. Кажется разумным принять за правило не снижать отметку за самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ребенком ошибки – данное умение все-таки более значимо для социальной адаптации умственно отсталых детей, чем умение сделать запись без помарок (что не значит – без ошибок). Нужно также специально учить детей аккуратно исправлять работы, пользоваться в сомнительных случаях карандашом, делать сложные расчеты на черновиках.

Для формирования понимания необходимости проверять любую свою работу и подержания у детей желания проверять себя можно использовать такие приемы:

§ Ситуации, показывающие, что от сделанной и неисправленной ошибки может зависеть успех деятельности, благополучие и даже жизнь человека. Это игры (с соответствующими пояснениями) типа «Годишься ли ты в авиадиспетчеры, наборщики, конструкторы и т.п.».

§ Объяснение зависимости отметки от количества сделанных ошибок.

§ Подчеркивание зависимых учебных успехов отдельных детей (особенно слабых) от тщательности проверки (на первых порах — вместе с воспитателем). Этот прием убеждает детей, что время на самопроверку было потрачено не зря.

§ Использование «экранов», на которых отмечаются успехи детей в овладении умением проверить себя. При этом ребенок получит приз прежде всего за то, что сам, без напоминания пытается себя проверять и за успешность проверки. Подчеркнем, что оценивается именно качество проверки, а не отсутствие ошибок в письменной работе само по себе.

§ Оценка проверки сказочным героем (мудрым волшебником, Мальвиной, Совой и т.п.)

Проверка готовности детей к уроку воспитателем

По окончании выполнения письменного предмета дети по очереди подходят с тетрадями к столу воспитателя. Проверка письменных работ детей воспитателем осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки ребенком. При организации этого этапа воспитатель использует такие речевые формулы: «Я проверяю, хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, отлично работал и хорошо себя проверил» (если воспитатель видел, что ребенок перечитывал работу), «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.

Крайне не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка – это «забота воспитателя»), затрудняет формирование привычек самопроверки (так как дети знают, что будет фронтальная проверка, и ждут ее). Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.

Воспитателю также полезно знать, что даже на уроке при проверке домашнего задания учитель не требует озвучивать правильные ответы. Он предлагает детям либо рассказать как они выполняли задание, либо выполнить и объяснить аналогичное задание.

Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется без затруднений, если учитель использует на уроках прием «жужжащего чтения». В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать отдельных детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке – вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению (беглость и правильность чтения, пересказ) можно также использовать взаимопроверку.

Итог самопроверки

При проведении итога самопроверки воспитатель оценивает (естественно, качественно) прежде всего самостоятельность детей. Акцент делается на успехах. Можно повторить вслух значение того или иного формируемого умения (например, для чего нужна самопроверка4 как нужно начинать выполнение письменных предметов и т.п.0

Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+6
18:20
3243
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!