Презентация. "Развитие критического мышления на уроках технологии (кубик Блума)"

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, обращены на принцип «учить не науке, а учить учиться».
А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
Предлагается один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума».

Таксоно́мия — учение о принципах и практике классификации и систематизации

• •О замечательном американском педагоге и психологе

БенджаминеБлуме

обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Эта замечательная система для алгоритмизации работы педагога была изложена в его книгах «Стабильность и Изменение человеческих характеристик» и «Классификация образовательных целей» (1956 г.)

•известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или «таксономия», разделяет образовательные цели на три блока:

•Когнитивную «Знаю»

•психомоторную «Творю»

•аффективную «Умею»

То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

• •Прием критического мышления «Кубик Блума» универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.

•Возможны два варианта:

•Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

•Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

•В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

•Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

1. Вопросы на знания:Кто, что, назови, где, когда, перечисли

2. Вопросы на понимание:Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни.

3. Вопросы на применение:Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй.

4. Вопросы на анализ: Почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните.

5. Вопросы на синтез: Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте

6. Вопросы на оценку: Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное


•При формулировке темы урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос

• Во время рефлексии. Подбираются вопросы, которые помогут запомнить основные положения данной темы.

Вопросы составляют ученики по образцу и инструкциям.

представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

создать, придумать дизайн,разработать, составить план

проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

применить, проиллюстрировать, решить

описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+4
10:57
1530
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!