Выступление "Реализация здоровьесберегающей технологии в ДОУ"

Выступление "Реализация здоровьесберегающей технологии в ДОУ"
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся.

Реализация здоровьесберегающей технологиив ДОУ

Вступление в силу 1 января 2014 года Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» обязывает сотрудников ДОУ организовать работу в соответствии с требованиями, которые представлены в данном документе.

Таким образом, перед педагогами и администрацией ДОУ стоит задача не только знать требования ФГОС, но и понимать КАК воплотить их на практике.

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся.

При переходе на процесс обучения по новым образовательным стандартам содержание учебного предмета «Физическая культура» не трансформируется, но изменяются цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии в образовательной области «Физическая культура».

В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей.

ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, аорганизовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Физкультурно-оздоровительную работу коллектив начал с попытки определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Если образовательные технологии отвечают на вопрос «как учить?», то логическим оказывается ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Постановку задачи здоровьесбережения в образовательном процессе коллектив ДОУ рассматривал в двух вариантах – задачи-минимум и задачи-максимум.

Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «No nocere» («не навреди») и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса.

Задача-максимум: обеспечить выпускнику ДОУ высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда учеба в школе будет успешной и доставлять ребенку радость.

В 2006 году рабочей группой МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области» на основе образовательной программы ДОУ была разработана программа «Здоровье», в которой выстроена система физкультурно-оздоровительной работыв нашем учреждении.

В программе собраны материалы практической работы вМДОУ, помогающие осуществлять физкультурно-оздоровительную работу с детьми 3-7 лет

Для реализации программы разработана нормативно — правовая база:

• Конвенция о правах ребенка (20.11.1089г.)

•Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (№ 124-ФЗот24.07.1998г.)

•Закон РФ«Об образовании»

•Концепция дошкольного воспитания (16.06.1989г. №7/1.)

•ЗаконРФ «О физическойкультуре и спорте в РФ »(№ 80 – ФЗ от 29.04.1999г.)

•Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (№179 от14.02. 1997г.)

•Санитарно-эпидеомиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10

•Приказ Минздрава России от 30.06.09 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»

•Инструктивно-методическое письмо Минобразования России «О гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.00.

•Устав МДОУ

•Пересмотрены в соответствии с новыми нормами СанПиН и ФГТ, утверждены:

1.Учебный план ДОУ

2.Режим пребывания дошкольников в ДОУ в холодный и теплый период года, режим в адаптационный период

3.Расписание образовательной деятельности

4.10- дневное меню

5.План медицинского обслуживания детей

• Разработаны:

1.Двигательный режим в каждой возрастной группе

2.Циклограммы работы музыкального и физкультурного залов.

3.Инструкции по охране жизни и здоровья детей.

•Определена система физкультурно-оздоровительной работы с детьми

•Заключены договоры о сотрудничестве с МОУ СОШ № 17, ДЮСШ, школой искусств.

•Коллективознакомлен с новыми санитарными правилами и нормами СанПиН, с ФГТ, 2 раза в год проводится инструктаж по охране жизни и здоровья детей.

Целью здоровьесберегающих технологий(ЗСТ) в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье

ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

•Разработать и апробировать структуру такого двигательного режима, который отвечает возрастным возможностям детей дошкольного возраста и содержит различные формы оздоровительной физической культуры и оздоровительные мероприятия.

•Разработать модель сочетания занятий физическими упражнениями с оздоровительными мероприятиями.

•Оценить эффективность и влияние двигательного режима с включением оздоровительных мероприятий наповышение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников, на реабилитацию и коррекцию нарушений здоровья детей.

Главным условием оздоровления образовательной среды является внедрение системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, разработанной учеными Института возрастной физиологии Российской академии образования. Эта система имеет научно-обоснованную концепцию здоровьесберегающих технологий и комплект научных разработок для организационного и научно-методического обеспечения деятельности дошкольных учреждений по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового и безопасного образа жизни.

Реализация здоровьесберегающей технологиив ДОУ осуществляется по блокам:

Здоровьесберегающая инфраструктура

•состояние и содержание здания детского сада и помещений в соответствии с гигиеническими нормами;

•оснащенность спортивного зала, спортплощадки необходимым оборудованием и инвентарем;

•наличие и оснащение медицинского кабинета;

•организация качественного питания;

•необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающий работу с воспитанниками (медицинские работники, воспитатель физической культуры, психолог, логопеды и т.п.)

Ответственностьи контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию детского сада.

Рациональная организация здоровьесберегающей деятельности воспитанников,

направленная на снижение чрезмерного функционального напряжение и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха включает:

•использование методов и соблюдениегигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки на занятиях;

•методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;

•введение любых инноваций в образовательный процесс только под контролем специалистов;

•строгое соблюдение всех требованийк использованиюТСО и ИКТ;

•рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

•индивидуализация воспитательного процесса (учет индивидуальных особенностей развития);

•введение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем;

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения.

Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы,

направленнаяна обеспечение рациональное организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование культуры здоровья, включает:

•полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья;

•организацию динамических пауз, физкультминуток на занятиях;

•регулярное проведение оздоровительных мероприятий.

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей физической культуры, медицинских работников, психолога, всех педагогов.

Просветительско-воспитательная работа с воспитанниками,

направленная на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, включает:

•образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

•проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Просветительская и методическая работа с воспитателями, специалистами,

направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей включает:

•проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;

•приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

•привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

•лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т.п.;

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, родителей детского сада.

Организация динамического наблюдения, проведение профилактики и систематического мониторинга здоровья воспитанников

использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;

регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья дошкольников, доступность сведений для каждого педагога;

регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья детей и их обсуждение с педагогами, родителями;

создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям.

Для внедрения ЗСТ и ЗФТ в образовательный процесс дошкольного учреждения необходимы мониторинг и оценка физического развития, физической подготовленности, которые мы проводим с целью выявления закономерностей роста и развития индивидуальной оценки их уровня, оценки состояния здоровья, оценки эффективности оздоровительных мероприятий.

ЗСТ включает рациональную двигательную активность наряду с их самостоятельной деятельностью, которая обеспечивает многообразные формы работы и виды непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре.

Современные здоровьесберегающие технологии,

применяемые в МДОУ «ЦРР — детскийсад № 17 «Ладушки»

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения

в режиме дня

Время проведения

в режиме дня

Ответствен

-ный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Игровой стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Руководитель

Физической

культуры

Ритмопластика

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Рекомендуется

детям с вялой

осанкой и плоско

стопием.

Опасаться непро

Порциональной

нагрузкинамышцы

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Хоп-бол

Как часть физкультурного занятия

Упражнения, игры и эстафеты подбираются в соответствии с возрастом ребенка.

Инструктор

по физической

культуре

Подвижныеи спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели,

Руководитель

физического

воспитания

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Время проведения

в режиме дня

Ответствен-ный

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

психолог

Степ-аэробика

Как часть физкультурного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Упражнения подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели,

Руководитель

Физического

воспитания

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги

ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитате

ли, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педаго

ги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педаго-

ги

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения

в режиме дня

Время проведения

в режиме дня

Ответст-

венный

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитате-

ли

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели,

Руководитель

Физического

воспитания

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели,

Руководитель

Физического

воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни


Непосредственно

организованная деятельность —

образовательная область «Физическая культура»

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин.

НОДпроводится в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед НОД необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания


Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Все возрастные группы.

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Воспитатель


Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог


Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Время проведения

в режиме дня

Ответствен-ный


Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Все возрастные группы.

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Воспитатель


Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания


Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания


3. Коррекционные технологии


Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги


Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, психолог


Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог


Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Время проведения

в режиме дня

Ответствен-ный


Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели, педагог -психолог


Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий — фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед












Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если создаются условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечиваетсяиндивидуальный подход к каждому ребенку; сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+4
17:08
1090
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!