ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЛАСТНОМ СЕМИНАРЕ 20.04.2016г.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель Белгородской области

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

/ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЛАСТНОМ СЕМИНАРЕ 20.04.2016/

Бабынин Сергей Анатольевич,

преподаватель истории и обществознания

2016

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай сделать мне — и я научусь!»

/Сократ/

Образовательные стандарты нового поколения определяют самостоятельную работу обучающихся, как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса. Традиционные формы обучения, основанные на механической передаче и накопления знаний, уже не удовлетворяют требованиям времени, и потому исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого обучающегося.

В педагогическом словаре самостоятельная работа определяется как особый вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности обучающихся во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.

Потому работа над реализацией методической темы «Внедрение инновационных форм и методов формирования и развития познавательной деятельности обучающихся, как основное направление повышения качества их знаний», ориентирует преподавателей на поиск новых и оптимизацию существующих видов и форм самостоятельной работы, создание условий для высокой активности обучающихся.

На основании проведенного теоретического и экспериментального исследования построена дидактическая система деятельностного метода.

Личностно – ориентированный подход к обучению становится средством самореализации, самовыражения и самоутверждения обучаемого как личности в изменяющейся социальной среде, устойчивости и адаптации будущего работника в условиях рыночной экономики.

И ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы обучающегося должна совпадать с целью самого обучения – подготовкой специалиста с прочными знаниями и сформированными профессиональными компетенциями.

(ОК – раздаточный материал)

В учебном процессе профессиональной образовательной организации, реализующей образовательные программы по профессиям и специальностям НПО и СПО, выделяют два вида самостоятельной работы:

  • Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
  • Внеаудиторная (самостоятельная) работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

При этом необходимо отметить, что самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, а её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам учебного заведения.

Организация самостоятельной работы обучающихся включает в себя несколько этапов:

Первый этап – подготовительный. Включает в себя планирование самостоятельной работы обучающихся, объем которой должен составлять не менее 50% от общей учебной нагрузки по дисциплине.(планирование – раздаточный материал)

Второй этап – организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы, проводятся установочные консультации, во время которых разъясняются формы самостоятельной работы, устанавливаются сроки представления промежуточных результатов.(методические рекомендации, алгоритмы – раздаточный материал)

Третий этап – мотивационно-деятельностный. На этом этапе обеспечивается положительная мотивация индивидуальной и групповой деятельности, проверка промежуточных результатов, организация самоконтроля и взаимопроверки в соответствии с выбранной целью.(работы обучающихся – раздаточный материал)

Четвертый этап – контрольно-оценочный. Результаты могут быть представлены в виде реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, моделей, макетов, отчетов, а контроль может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории контрольных работ, промежуточных зачетов др.

(ФОС, ЖУРНАЛ СР – раздаточный материал)

При осуществлении самостоятельной работы учащиеся выполняют задания различной направленности и сложности:

  • •Конспектирование первоисточников.
  • •Реферирование и аннотирование литературы.
  • •Эссе, рефераты, презентации, кроссворды…
  • •Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.
  • •Подготовка к семинарам: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.
  • •Лабораторно-практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.
  • •Контрольная работа (аудиторная и внеаудиторная).
  • •Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики.
  • •Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.

Но преподавателю при организации необходимо следовать одному правилу — профессиональная ориентированность работы. Так как обучающемуся, в первую очередь, будет наиболее интересно то, что касается его профессии.

Таким образом, самостоятельная работа организована. Встаёт вопрос, где взять материал?

В своей работе я ориентирую обучающихся на два основных источника:

— Методическая копилка для проведения самостоятельной работы в библиотеке техникума.

— Интернет-ресурсы.

abitur.su/studentov/ (ABITUR.SU: Образование, самообразование и обучение в Рунете)

Но и здесь необходимо следовать правилу – это тщательная проверка достоверности информации.

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что деятельностный метод в образовании — это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями. Стоя перед выбором, мы становимся на время философами. Мы выбираем не просто систему приемов, а то или иное понимание сущности образования, места человека в мире и обществе как части этого мира. И этот наш выбор должен быть осознанным.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
+3
22:32
877
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!