Методическая разработка классного часа «Этика науки и ответственность учёного»

Методическая разработка классного часа «Этика науки и ответственность учёного»
30 лет Чернобыльской катастрофы. Экологическое воспитание обучающихся.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель Белгородской области

«Этика науки и ответственность учёного»

/Методическая разработка классного часа 08.04.16/

Подготовил:

Бабынин Сергей Анатольевич

преподаватель истории и обществознания

ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум».

2016

Тема:

Этика науки и ответственность учёного.

Цели:

1. Способствовать формированию политической культуры, политических знаний.

2. Способствовать всестороннему развитию личности, охватывающей ее

интеллектуальный и нравственный рост.

3. Способствовать формированию и развитию умений и навыков ценностно-ориентировочной деятельности, дающей осмысление социальных и общечеловеческих ценностей.

Тип мероприятия:

Тематическая беседа.

Эпиграф:

«Свобода убеждений,

наряду с другими гражданскими свободами,

является основой научно-технического прогресса

и гарантией от использования его достижений

во вред человечеству».

/академик А.Д. Сахаров/

Материальное обеспечение:

ПК. Презентация.

План проведения:

1. Научно-техническая революция и глобальные проблемы.

2. Зелёная революция и её последствия.

3. Чернобыльская катастрофа.

4. Этика науки и ответственность учёного.

  • Научно-техническая революция и глобальные проблемы.
  • Зелёная революция и её последствия.
  • Чернобыльская катастрофа.
  • Этика науки и ответственность учёного.
  • универсальная цель — получение и расширение сферы объективного знания;
  • соответствует нормам толерантности.

«Свобода убеждений,

наряду с другими гражданскими свободами,

является основой научно-технического прогресса

и гарантией от использования его достижений

во вред человечеству».

/академик А.Д. Сахаров/

Лицом нашего века стала научно-техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., огромный скачок в структуре и динамике их развития, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв.

Но, вместе с прогрессом научно-техническая революция принесла человечеству и проблемы, которые мы теперь называем глобальными, общечеловеческими. Остановимся на некоторых фактах.

«Зеленая революция» ассоциируется с именем американского ученого, получившего в 1970 году Нобелевскую премию за вклад в решение продовольственной проблемы. Это Норман Эрнест Борлоуг. Он занимался выведением новых сортов пшеницы с самого начала реализации новой сельскохозяйственной программы в Мексике. В результате его работы был получен устойчивый к полеганию сорт с коротким стеблем, а урожайность в этой стране за первые 15 лет выросла в 3 раза.

Позднее опыт выращивания новых сортов перенимали и другие страны Латинской Америки, Индия, страны Азии, Пакистан. Борлоуг, про которого говорили, что он «накормил мир», возглавлял Международную программу улучшения пшеницы, позднее выступал в в качестве консультанта и вел преподавательскую деятельность.

Каковы же были итоги преобразований, продолжавшихся несколько десятков лет в разных частях света? Немного статистики. Есть данные о том, что число калорий в дневном рационе жителей развивающихся стран увеличилось на 25%, и многие связывают это с теми достижениями, которые принесла «зеленая революция». Это стало результатом освоения новых земель и повышения урожайности риса и пшеницы на уже разработанных полях в 15 странах. Был получен 41 новый сорт пшеницы. При увеличении площади обрабатываемых земель на 10-15% прирост урожая составил 50-74%.

Однако, у этого процесса есть и обратная сторона медали.

Сообщение:Следы давно запрещенного препарата ДДТ до сих пор находят в Антарктиде. Азотными удобрениями был нанесен значительный ущерб почвам, а столь интенсивное использование полей привело к их почти полному истощению. Неграмотная установка и обслуживание ирригационных систем стали причиной загрязнения поверхностных водоемов. Сегодня ресурс для дальнейшего развития в этом направлении практически исчерпан, а значит, острота продовольственной проблемы будет только нарастать.

Также много говорится о том, что в действительности в результате «зеленой революции» развивающиеся страны стали своего рода продовольственными колониями. Уровень развития земледелия в частных хозяйствах по-прежнему невысок, а многие частные фермеры лишились плодородных земель. Открытым остается вопрос и о влиянии генно модифицированных продуктов на здоровье человека

Экологический кризис — реальность современного состояния биосферы. Стремительный прогресс науки и техники дал в руки человечества огромные силы воздействия на окружающую среду. Направленные на благо человечества, эти силы одновременно приводят к ухудшению условий среды жизни самого человека. Стремительно нарастает уровень загрязнения атмосферы, вод и почвы продуктами промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, эрозии почв и снижения их плодородия. В наше время проблема экологической безопасности по своей значимости для будущего человечества сравнима с проблемой ядерного разоружения. И подобно ядерному разоружению проблемы экологической безопасности выходят на уровень политики, охватывая широкие слои населения разных стран мира.

Широкие перспективы для развития человечества давалаядерная энергетика (атомная энергетика) — это отрасль энергетики, занимающаяся производством электрической и тепловой энергии путём преобразования ядерной энергии. Хотя в любой области энергетики первичным источником является ядерная энергия (например, энергия солнечных ядерных реакций в гидроэлектростанциях и электростанциях, работающих на органическом топливе, энергия радиоактивного распада в геотермальных электростанциях), к ядерной энергетике относится лишь использование управляемых реакций в ядерных реакторах.

Ядерная энергия производится в атомных электрических станциях, используется на атомных ледоколах, атомных подводных лодках; США осуществляют программу по созданию ядерного двигателя для космических кораблей кроме того, предпринимались попытки создать ядерный двигатель для самолётов (атомолётов) и «атомных» танков.

Однако, лишь совсем недавно, люди смогли ощутить, какую большую опасность может нести в себе «мирный атом».

Сообщение:Чернобыльская авария — разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР (ныне — Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек. Отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести. Более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии. В отличие от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, взрыв напоминал очень мощную «грязную бомбу» — основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение. Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды йода и цезия, по большей части территории Европы. Наибольшие выпадения отмечались на значительных территориях в Советском Союзе, расположенных вблизи реактора. От Чернобыльской катастрофы пострадали не только люди – все живое на Земле почувствовало на себе смертельную силу радиации. В результате Чернобыльской катастрофы появились мутанты – рожденные с различными деформациями потомки людей и животных. Жеребенок с пятью ногами, теленок с двумя головами, рыбы и птицы неестественно огромных размеров, гигантские грибы, новорожденные с деформациями головы и конечностей – фото последствий Чернобыльской катастрофы являются ужасающими свидетельствами человеческой халатности.

Говоря о научных достижениях, люди никогда не должны забывать и об их последствиях.

Ещё 2,5 тысячи лет назад «отец медицины» Гиппократ вывел извечное правило «НЕ НАВРЕДИ».

А экономист Адам Смит в книге «Теория нравственных чувств» писал:

«Сплав высоких моральных категорий – добра и совести – образовал новое качество – добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду».

Множащиеся негативные последствия развития науки порождают не только общественные дискуссии и критику науки, но и попытки регулирования как собственно научной деятельности, так и практического применения ее результатов. Уже в 1947 в рамках судебного решения, вынесенного Нюрнбергским трибуналом, был сформулирован перечень требований, получивший название Нюрнбергского кодекса.

Современная научная этика характеризуется следующим:

В этическом кодексе учёного подчёркивается не утилитарные, а высшие интеллектуальные ценности. Особая роль отводится также вопросам научной честности, сохранению «доброго имени», а не только известности, популярности в широкой публике.

Труд современного учёного, это поистине созидательный труд.

А от нас, людей, зависит, как этот труд мы будем использовать.

Литература

1. Шишков Ю.В. Вызовы новой исторической эпохи. Век глобализации,- М., 2012.

2. Медянцева М.П. Ответственность ученого как социально-этическая проблема,- Казань: КГУ, 1973.

3. Сборник «Чернобыль: долг и мужество» Том1 /научные исследования после Чернобыля/,- М., 2002.

4. Иванов Г.А., Волошин Н.П., Ганеев А.С. и др. Взрывная дейтериевая энергетика,- Снежинск: РФЯЦ, 1997.

Интернет – ресурсы

ru.wikipedia.org

wiki.pskovedu.ru

www.ecolife.ru

vse-sekrety.ru

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
+3
22:05
891
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!