Методическая разработка практического занятия по истории "Россия и мир накануне войны"

Методическая разработка практического занятия по истории "Россия и мир накануне войны"
открытое учебное занятие по истории

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
«Россия и мир накануне войны»
/открытое
учебное занятие в группе №13Т 13.12.2016 /
Разработал
Бабынин Сергей
Анатольевич,
преподаватель
истории и обществознания
2016
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: История
России и мира.
Учебное занятие №80-81
№13Т 13.12.16
Тема учебной программы:
Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX вв.
Тема учебного занятия:
Россия и мир накануне войны.
Цели и задачи учебного занятия:
1. На основе новейших научных представлений выявить основные
тенденции развития России в первой половине XX века. Закрепить и обобщить основные знания обучающихся по
заданной теме.
2. Дать образное представление о влиянии на развитие общества деятельности исторических личностей,
исторической преемственности событий, понимания закономерностей исторического
развития.
3. Способствовать на основе исторического материала
формированию гражданской позиции и личностного отношения к отечественной
истории.
4. Способствовать формированию и развитию основных учебных
умений и навыков, обучающихся при выполнении различных видов деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по
закреплению и обобщению знаний и умений и навыков, обучающихся в
различных видах учебной деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Практическое
занятие.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация
Формируемые
компетенции:
ОК2, ОК4, ОК4, ОК5, ОК6, ОК8
Распределение рабочего времени на учебном занятии:

п/п
Ход занятия и последовательность изложения
основных вопросов содержания темы
Время
мин.
I
Этап организации
занятия.
2
II
Этап актуализации.
3
III
Этап закрепления и
обобщения темы.
34
IV
Этап контроля и самоконтроля.
3
V
Этап рефлексии.
3
Ход учебного занятия:
I. Этап организации занятия.
— Проверка списочного состава.
— Проверка у обучающихся
наличия рабочих тетрадей,
учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.
II.
Этап актуализации.
Учителем сообщается тема, цели и задачи, план учебного
занятия (слайд №2)
III.
Этап закрепления и обобщения темы.
1. История России в цифрах (слайд №3-4).
— Обучающиеся должны вставить цифры в текст.
В начале XX века территория России составляла 22 млн. кв. км, или
более
16 % обитаемой суши. Население страны
составляло 185,2 млн. человек, из которых 121 млн. человек были
русские, украинцы и белорусы. Россия была многонациональной страной, так как на
её территории проживало более 100 больших и малых народов.
2. Личность, дата и событие (слайд №5-6).
— Обучающиеся должны сделать сопоставление.
А.А.
Брусилов
Г.А. Гапон
С.О. Макаров
М.И. Калинин
А.Г. Стаханов
1922
1904-1905
1928-1933
1905-1907
лето 1916
Образование СССР
Первая пятилетка
Прорыв
австрийского фронта
Первая русская
революция
Русско-японская
война
Ответ:
А.А.
Брусилов
Г.А. Гапон
С.О. Макаров
М.И. Калинин
А.Г. Стаханов
лето 1916
1905-1907
1904-1905
1922
1928-1933
Прорыв
австрийского фронта
Первая русская
революция
Русско-японская
война
Образование СССР
Первая пятилетка
Алексей Алексеевич Брусилов — русский и советский
военачальник и военный педагог, генерал, в годы первой мировой войны командовал
Юго-Западным фронтом и успешно действовал против австрийцев. Принял советскую
власть и стал главным инспектором кавалерии Красной армии.
Георгий Аполлонович Гапон —
священник Русской православной церкви, политический деятель и профсоюзный лидер, выдающийся оратор и проповедник.
Создатель
и бессменный руководитель рабочей организации «Собрание русских
фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Организатор
январской рабочей забастовки и массового шествия рабочих к царю 9 января 1905
года, закончившегося расстрелом рабочих и положившего начало первой русской революции 1905-1907 годов. В марте 1906 года убит в Озерках группой боевиков-эсеров по обвинению в сотрудничестве с
властями и предательстве революции.
Степан Осипович Макаров — русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал. Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. Погиб во время русско-японской войны.
Михаил Иванович Калинин — российский революционер, советский
государственный и партийный деятель. В 1919 году
Троцкий назвал его «всероссийским
старостой», после 1935 года
его стали называть «всесоюзным старостой».
Алексей
Григорьевич Стаханов — советский шахтёр, новатор угольной
промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда. В 1935 году
группа из забойщика Стаханова и двух крепильщиков за одну смену
добыла в 15,5 раз больше угля, чем предписывалось по норме на одного
забойщика. Достижение Стаханова было использовано для
кампании, известной как «Стахановское движение».
Работа с учебником(слайд №7).
(§ 6-7 с.68)
«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и
внешнего, и вы не узнаете Россию!»
/П.А.
Столыпин/
Сообщение (домашнее задание):
Пётр
Аркадьевич Столыпин —
государственный деятель Российской империи.
В разные
годы занимал посты уездного предводителя дворянства,
губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра.
В
российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и
государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов.
На новой
должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд
законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за
совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за
жёсткость проводимых мер, и потому он получил прозвище «Одинокий реформатор».
Из личных
черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие.
На
Столыпина было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в
Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил
смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.
(§ 16 с.148)
29 декабря 1922 года – день образования СССР.
Сообщение (домашнее задание):
Датой образования СССР считается 29 декабря 1922г. В этот
день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об
образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был
одобрен на Всесоюзном Съезде Советов.
Причинами образования СССР стали:
·
пребывание у власти во всех вошедших в состав
СССР республиках одной партии – большевистской;
·
исторические
традиции;
·
участие в совместной защите от внешних врагов.
Важно отметить, что сама форма нового государственного
образования, представлявшего именно Союз Советских Социалистических Республик,
предполагала наднациональный характер и потенциальную возможность объединения
множества равноправных республик.
3. Исправить исторический текст (слайд №8-9).
— Обучающиеся должны найти ошибки в тексте.
Сообщение (домашнее задание):
Николай
II Александрович — последний русский царь из династии Романовых.
Прозвище «Кровавый» получил за события «Кровавого воскресенья». Был невысокого
роста, всегда носил военную форму и выглядел моложе своих лет. Он был человеком
средних способностей, пунктуальным и исполнительным, но не способным к
управлению государством. Царь был холодным и равнодушным к чужим людям, но
очень любил свою семью. С императрицей Александрой Фёдоровной у них было 5
детей, но единственный наследник, царевич Алексей, был неизлечимо болен.
Николай II любил немецкие автомобили. Чистить снег и пилить
дрова. Николай II отрёкся от престола в
ходе Февральской революции 1917 года, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными.
Он был высокого роста, всегда носил военную форму
и потому выглядел старше своих лет. Его считали способным
правителем и называли «человеком среднего масштаба». Последний русский царь был
добрым и холодным к чужим людям, но не любил свою семью и был
прекрасным семьянином. Если бы он был простым человеком, то прожил бы жизнь
полную гармонии — всегда на работе поощряемый начальством.
4. Составить выражение и дать его определение (слайд №10-11).
— Обучающиеся должны провести ассоциацию.
Большая азиатская
Великий
Военное
Секретный
Мировая
протокол
перелом
война
программа
сословие
Ответ:
Большая азиатская
программа – план царского правительства «войны малой кровью» с Японией и
экспансии Дальнего Востока.
Великий перелом — выражение И. В. Сталина, которым он
охарактеризовал начатую в конце 1920-х в СССР политику
форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.
Военное сословие – привилегированное
сословие, казачество. В России было 11 казачьих войск, численностью около 1,5
млн. человек. Казаки должны были охранять границы империи и порядок внутри
государства.
Секретный протокол — дополнительный документ к договору о ненападении
между Германией и СССР от 23 августа 1939 года.
Определял «границы сфер интересов» сторон в случае территориально-политического
переустройства Европы.
Мировая война – глобальный, всеобщий вооружённый конфликт. В истории было
2 мировых войны. В первой мировой войне участвовало 38 государств, или почти
половина населения мира.
5. Аббревиатура (слайд №12-13).
— Обучающиеся должны
дополнить выражение.
РСДРП – Российская … рабочая ...
ВКП (б) – … коммунистическая партия ...
СНК – Совет Народных ...
ВЧК – Всероссийская … Комиссия.
РККА – Рабоче-… Красная ...
РКСМ – … Коммунистический … Молодежи.
НКВД – Народный … … дел.
Ответ:
РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия.
ВКП (б) – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков.
СНК – Совет Народных Комиссаров.
ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия.
РККА – Рабоче-крестьянская Красная Армия.
РКСМ – Российский Коммунистический Союз Молодежи.
НКВД – Народный Комиссариат Внутренних дел.
IV.
Этап контроля и самоконтроля.
— Выводы и замечания по ходу занятия.
— Оценка работы обучающихся на занятии.
V.
Этап рефлексии(слайд №14).
Ответь одним предложением:
сегодня я узнал…
было интересно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
я попробую…
мне захотелось…
Литература:
1. Егоров О.С. Коммуникативная функция учебного занятия. //
Учитель – 2001 — №1.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,
1998г.
3. Н.В. Загладин Н.А.Симония
История России и мира с древнейших времен до конца XIX в., Раздел 4,- Москва, Русское
слово,2014г.
4. И.П Зырянов Н.К. Буганов
История России часть1,- Москва, Просвещение, 2012г.
5. В.Н. Балязин
Неофициальная история России,- Москва, ОЛМА-ПРЕСС,
2006г.
6. А.С. Панарин Россия в циклах мировой истории,- Москва,
Просвещение, 1999г.
Интернет – ресурсы:

ru.picscdn.com/image/132b54da/

rufoto.eu/domain/vorsma.info/

rulinks.in/keyword

rufoto.eu/keyword
Преподаватель___________Бабынин С.А.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
+2
02:40
667
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!