Конспект внеклассного мероприятия по профориентации: «27 февраля – День сил специальных операций в России»

Занятие по профориентации с воспитанниками. Знакомство с профессией воина-спецназовца, предъявляемыми требованиями к кандидатам, поступающими в ВВУЗ, готовящими офицеров для данных войск.

Конспект внеклассного мероприятия по профориентации: «27 февраля – День сил специальных операций в России»

Автор публикации:
Реутинский Дмитрий Николаевич
Ставрополь, ФГКОУ СПКУ.
Внеклассное мероприятие по профориентации: «27 февраля – День сил специальных операций в России»
Цель: способствовать расширению профориентационных знаний и интересов воспитанников, активизировать их в подготовке кпрофессиональному самоопределению.

Задачи:

1. сформировать у кадет представление о профессии воина сил специального назначения, познакомить с историей возникновения и требованиями необходимыми для подготовки к выбору данной профессии;

2. познакомить кадет с предназначением и задачами, которые решают данные войска, на примере их участия в боевых операциях (Чехословакия, Афганистан, Чечня, Крым и д.р.);

3. продолжить военно — патриотическое воспитание и профориентационную работу с воспитанниками.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

1. формирование готовности воспринимать информацию.

2. способствовать формированию и развитию у воспитанников умения работать в команде и способности принятия собственных решений.

3. обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию кадет, умение высказывать собственное мнение, чувства.

Познавательные:

1. формирование цели и задач мероприятия, мотивация на установление причинно-следственных связей.

2. обеспечивают получение теоретических знаний по теме и умение использовать их на практике.

3. умение оценивать новые знания, приобретенные во время мероприятия и участия в познавательном диалоге, делать самостоятельные выводы.

Регулятивные:1. обеспечивают организацию деятельности кадет.2. умение слушать и понимать оратора, самостоятельно анализировать свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.

Коммуникативные:

1. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

2. умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3. умение высказывать свое мнение, осуществлять коммуникативную рефлексию, как осознание оснований собственных действий.

4. следовать морально-этическим и психологическим принципам на основе уважительного отношения к партнерам.

В социализации: развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных) качеств личности воспитанников; формирование навыков формулирования собственного мнения, обеспечение механизма самоопределения воспитанника в условиях выбора.

Методы: словесный, наглядно-иллюстрационный.

Время проведения: 45 минут
II. Ход проведения мероприятия (полный конспект)

1). Вступительная часть:

Воспитатель: Здравствуйте, товарищи кадеты.Эпиграфом нашего мероприятия я выбрал цитату из книги «Искусство войны» Сунь – цзы: «Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него». Как вы думаете, в чем смысл этой цитаты? (Слайд1 и 2).

Кадеты: Коллективное обсуждение вопроса, высказывают свое мнение, аргументируя его.

Воспитатель: Молодцы! Ваши предположения интересны и не лишены логики, но давайте подведем итог. Суть данного высказывания в том, что необходимо, во-первых, иметь средства и силы для отпора врагу и, во-вторых, владея ситуацией создать условия, при которых это нападение будет невозможным или невыгодным для противника. Как этого можно добиться?

Кадеты: Коллективное обсуждение вопроса, высказывают свое мнение, аргументируя его.

Воспитатель: Все правильно. В современных условиях этого можно добиться, имея мощное и современное оружие, достоверные разведывательные данные и общий контроль обстановки, но самое главное профессионалов, которые смогут владеть этим оружием, добывать информацию и решать любые задачи в любое время и в любом месте. В нашей армии достаточно квалифицированных специалистовразличных видов и родов войск, решающих эти задачи в зависимости от специализации и предназначения. Но есть профессионалы, которые могут сделать это все и даже больше – это бойцы сил специальных операций (ССО) или спецназ, чей праздник отмечается с 2015 года 27 февраля, как день сил специальных операций в России. Как вы думаете, почему праздник носит такое название и отмечается в этот день?

Кадеты: высказывают свои предположения.

Воспитатель: Сама дата 27 февраля очень символична — именно в этот день два года назад в 2014 году началась спецоперация в Крыму, которая помогла воссоединению полуострова с Россией и самое активное участие там приняли силы ССО или «вежливые люди», получившие такое название за предельную вежливость и корректность. И сегодня наша беседа будет посвящена этой военной профессии – подразделениям специального назначения или силам специальных операций в России. Уже менее чем через четыре года вам предстоит поступать в высшиеучебные заведения, и вы все чаще задумываетесь куда, какую военную профессию выбрать. Надеюсь, наше мероприятие поможет вам в этом, познакомиться с данной профессией, узнать о ее особенностях, а это в свою очередь для некоторых из вас, поможет определиться с выбором дальнейшего профессионального самоопределения. Учитывая все вышесказанное, нам с вами не трудно будет определиться с целью изадачами нашего мероприятия (Слайд 3-5).

Кадеты: Через совместное обсуждение определяют цель и задачи мероприятия.

Воспитатель: Хорошо, теперь давайте перейдем к знакомству с данной профессией.

2). Основная часть:

Воспитатель: Как вы думаете, когда в нашей стране появились войска специального назначения? И второй вопрос, что, по вашему мнению, послужило толчком для создания этих сил?

Кадеты: высказывают свои предположения и догадки.

Воспитатель: В ваших предположениях есть доля правды, конечно прообразом современного спецназа можно считать диверсионные отряды в годы Великой Отечественной войны, но с большой натяжкой.Первые подразделения спецназа образовались в 1951 году, но подразделения, выполняющие задачи современной формации возникли только в 1957 году благодаря инициативе и энтузиазму Виктора Харченко. В довоенные годы он был прекрасным спортсменом, разбирался в электротехнике. В годы войны близко познакомился и с минно-взрывным делом. Тогда же ему пришлось возглавить разведывательно -диверсионное отделение в разведывательном управлении на Западном фронте. Он лично собрал группу военных профессионалов, которых начал тренировать, передавая имеющийся опыт и навыки. В результате была создана группа, которая смогла продемонстрировать на испытаниях результаты, заставившие командование посмотреть на идеи военного гения совсем иначе. Именно ему удалось создать элитные, по праву считающиеся лучшими в мире (да, прославленный китайский спецназ может далеко не все из того, что умеют эти простые русские парни) войска спецназа.И именно его принято считать отцом русского спецназа (Слайд 6-12).Причина же необходимости создания спецназа – это появление ядерного оружия у вероятного противника, одна единица которого вполне моглауничтожить целый город, вот первоначально для уничтожения этого оружия он и создавался.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю посмотреть вам видеофильм, в котором показана повседневная деятельность бойцов ССО, их тренировки и участие в боевых операциях. Он поможет получить вам более полное представление о данной профессии, ведь недаром говорят лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Кадеты: После просмотра и совместного обсуждения видеофильма, задают интересующие их вопросы.

Воспитатель: Как вы могли увидеть из фильма, для данной профессии необходимы: отменное здоровье, незаурядные физические данные, фанатическая преданность делу и огромное желание служить в данных войсках. Требования к кандидатам собирающимся служить в ССО оченьжесткие, там проходят службу лучшие офицерские кадры на контрактной основе из спецподразделений разных силовых ведомств, после тщательного отбора. Поэтому для желающих попасть служить в данные войска сначала придется поступить и послужить в других подразделениях спецназа. Для примера, на слайде приведены нормативы для желающих, служить в спецназе ФСБ, нормативы для поступления вподразделения спецназа других силовых ведомств, практически идентичны (Слайд 13). Любой боец спецназа бегом менее чем за час преодолевает 10 км в полной боевой выкладке (вес более 50 кг), поэтому тем, кто хотел бы связать свое будущее со службой в спецназе необходимо развивать себя физически и обладать отменным здоровьем. Кроме этого необходимо обладать хорошим образованием, так какпри обучении потребуются знания из различных областей: математики, физики, истории, иностранных языков, психологической устойчивостью и интеллектуальными способностями. На следующих слайдах вы можете познакомиться с разделами боевой подготовки бойца спецназа и оценить объем получаемых знаний и умений (Слайд 14-25). Как вы думаете, почему к кандидатам в спецназ предъявляются такие повышенные требования?

Кадеты: совместно обсуждают и предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель: Молодцы! Правильно, карикатурный образ дуболома спецназовца, лишенного интеллекта и умеющего только стрелять и крушить все вокруг, ушел в прошлое. Согласитесь, что умственно ограниченные и неразвитые люди не смогут выполнить поставленную задачу в условиях стремительно меняющейся обстановки, когда от быстроты принятия решения зависит не только выполнение приказа, но и собственная жизнь ижизнь твоих товарищей. Поэтому бойцы спецназа – это высокопрофессиональные, обладающие знаниями и умениями во многих областях военного дела, мастера своего дела, которые решают поставленные задачи в любом месте и любых условиях, использующие для этого самое современное вооружение и оборудование. Им приходится действовать порой за тысячи километров от мест дислокации, безподдержки и рассчитывать они могут только на себя, свои силы и опыт. Недаром одним из девизов спецназа являются слова: «В любое время, в любом месте, любая задача». Какие вопросы у вас есть по первому вопросу нашего мероприятия?

Кадеты: задают интересующие их вопросы.

Воспитатель: Теперь мы с вами на примерах из боевых операций прошлого и настоящего разберемся с предназначением и задачами ССО и спецназа в целом.Где, по вашему мнению, использовались силы специального назначения? Кадеты: приводят свои варианты ответов.Воспитатель: Правильно, география боевого применения спецназа обширна – это и Азия с Африкой, Европа и южная Америка, Северный Кавказ и Крым.Все боевые операции спецназа невозможно перечислить, а некоторые до сих пор засекречены, я расскажу вам лишь о некоторых из них.Как известно, в 1968 году понадобилось ввести войска стран, входящих в Варшавский договор, в Чехословакию. Как показывала практика, такое введение почти всегда сопровождалось немалой кровью. Например, подавление бунта в Венгрии обошлось в двадцать пять тысяч погибших венгров и семь тысяч русских солдат и офицеров. В Чехословакии те же самые действия повелись по иному сценарию.В 23:00 20 августа 1968 года диспетчеры аэродрома в Праге получили запрос от советского транспортного самолета, сообщившего о неисправностях двигателей. Разумеется, было получено разрешение на посадку. Ещё до того как самолет окончательно остановился, бойцы спецназа покинули самолет, бегом направляясь к контрольной вышке. Чехи настолько растерялись, что спецназовцам не пришлось подавлять никакого сопротивления. После того как аэродром был захвачен, наши войска получили возможность перебросить Витебскую воздушно-десантную дивизию на самолетах «Антонов». Одновременно с этим на территории столицы Чехословакии активизировались и другие отряды спецназа, заранее прибывшие в страну. За считанные часы им удалось занять телевизионные и радиоцентры, а также редакции крупнейших газет. В четыре часа утра ими было захвачено здание Центрального комитета, где находится кабинет Александра Дубчека. Сопротивления не было и здесь – слишком внезапным оказался удар. На протяжении пяти часов спецназовцы держали оборону, захватив министров Чехословакии, решивших отказаться от обязательств перед СССР. После этого все они были отправлены в Москву. Уже к исходу дня Чехословакия снова оказалась в советском лагере. У кого есть вопросы или дополнения по данному материалу?

Кадеты: задают интересующие их вопросы.

Воспитатель: Затем силы спецназа использовались в Афганистане при захвате дворца Амина. План, который должен был быть применен в Афганистане, следовал тем же принципам, что и в Чехословакии, но оказался более сложным из-за государственного переворота против президента Тараки. Был создан так называемый «Мусульманский батальон», укомплектованный военнослужащими войск спецназа из различных воинских частей, КГБ и МВД, говорящих на местном языке. Для того чтобы поддерживать некоторую секретность, батальон должен был носить афганскую форму. В день операции, заранее внедренный на территорию столицы, «Мусульманский батальон» вступает в бой с охраной Президента Амина и открывает путь для бойцов группы «Каскад». В результате Амин был убит, взяты под контроль национальное радио, телефонные станции, тоннель в Саланге, стратегическая точка прохода между СССР и Кабулом, которая в сентябре попала в руки мятежников. Параллельно решается задача обеспечения безопасности международного аэропорта Кабула: тем самым СССР держит под своим контролем входную дверь в Афганистан. Кроме этого война в Афганистане 1979-89 гг показала возможность самостоятельного боевого применения воинских частей и подразделений специального назначения – это борьба с караванами, перевозящих оружие, наркотики, разведка и уничтожение баз моджахедов, тренировочных лагерей и маковых плантаций и т.д., а главное был получен бесценный боевой опыт.Есть ли у кого вопросы или может кто-то хочет добавить интересную информацию по данной теме?

Кадеты: задают интересующие их вопросы или сообщают дополнительную информацию.

Воспитатель: Нередко бывало и такое, что наши бойцы вступали в противостояние с американской военной элитой, однако те лишь через многие годы узнавали, кому же они проиграли в скоротечном бою, обернувшемся десятками погибших и уничтожением передовых образцов техники.Один из таких случаев имел место в мае 1968 года во время войны во Вьетнаме. Тогда группе спецназа численностью всего лишь в девятьчеловек выпала сложнейшая задача – напасть на великолепно охраняемый американский аэропорт, предназначавшийся для дислокации вертолетов. Здесь располагалось около десяти тяжелых транспортных вертолетов и два легких. Однако самыми интересными здесь были четыре вертолета, задачей которых было оказание огневой поддержки, – новейшие «Супер Кобра», объекты интереса всех спецслужб мира. Они были снабжены новейшими навигационными системами, а также управляемыми реактивными снарядами. Понятно, что и советские специалисты неотказались бы получить подобный образец для изучения. Вся операция заняла двадцать пять минут. За это время три новейших вертолета «Супер Кобра» были уничтожены. Четвертый – поднят в воздух и угнан на территорию Вьетнама. Во время боя было уничтожено пятнадцать элитных солдат и офицеров, несших охрану стратегических вертолетов. Среди нападающих погибло три человека. Лишь спустя несколько лет американские спецслужбы узнали, что данная операция была полностью проведена русским спецназом.Я хочу предложить вашему вниманию еще один видеоматериал, который повествует об истории создания и участии ССО в операции по возращению полуострова Крым в состав России.

Кадеты: после просмотра и проходит совместное обсуждение видеоматериала.

Воспитатель: Как вы считаете, учитывая уже полученную информацию, какое основное предназначение ССО и спецподразделений в целом?

Кадеты: высказывают свои варианты ответов.

Воспитатель: Хорошо, можно сказать, что ССО — высокоподвижная, специально обученная, технически оснащённая, хорошо экипированная армейская группировка сил Министерства обороны Российской Федерации. Она предназначена для выполнения специальных задач с целью защиты интересов России (при необходимости, с применением военной силы) как внутри страны, так и за рубежом, как в мирное, так и в военное время, находящаяся в постоянной и высокой готовности к немедленному применению.Теперь перейдем к рассмотрению основных задач, которые выполняют ССО и спецназ в целом. Как вы думаете, какие они?

Кадеты: высказывают свои варианты ответов.

Воспитатель: Молодцы! Подводя итог всего сказанного, можно выделить некоторые основные задачи спецподразделений:

1. ведение разведки и уничтожение при необходимости мобильных средств ядерного нападения вероятного противника;

2. разведка важных объектов противника, дезорганизация управления и нападение на них;

3. деморализация войск и населения, совершение диверсий;

4. защита от нападений граждан России в других странах; эвакуация посольств, важных чиновников; похищение или ликвидация террористов или важных военных и политических деятелей;

5. корректирование авиационно-ракетных ударов и огня артиллерии по позициям противника и т.д.Как мы с вами видим спектр задач, решаемых ССО и спецназом огромен и разнообразен, и впервые в своей истории руководство нашей страны открыто сообщило о наличие и готовности использовать ССО в любой точке земного шара для решения любых задач любыми средствами.У кого есть вопросы или дополнения?

Кадеты: если есть вопросы, задают их.

3). Заключительная часть:

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше мероприятие, на котором вы познакомились с очередной воинской профессией – профессией воина сил специального назначения, самой элитной и боевой в нашей армии. Хотелось узнать ваше мнение о мероприятии, что нового вы узнали, как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели и задач?

Кадеты: Высказывают свое мнение о прошедшем мероприятии, достигнута ли цель и решены поставленные задачи, подведение итогов.

Воспитатель: Спасибо вам за ваши слова. Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, который желает служить в спецназе?

Кадеты: Приводят свои варианты ответов: мужеством, храбростью, выносливостью, ответственностью, силой и т.д.

Воспитатель: Хорошо, но самое главное он должен быть патриотом своей Родины, любить свою страну и при необходимости быть готовым отдать свою жизнь за нее.В заключение хотел спросить, есть ли желающие поступать в заведения, готовящие кадры для сил специального назначения Вооруженных Сил РФ?

Кадеты: отвечают при наличии таковых.

Воспитатель: Желаю вам всего хорошего, развивайте себя физически, хорошо учитесь и все у вас получится. Осталось только сообщить, что офицеров для Вооруженных Сил РФ готовят в Новосибирском общевойсковом училище, в состав которого вошел спецназовский батальон, переведенный из Рязани. Также в этом училище был создан факультет, готовящий офицеров для войсковой разведки. Данное училище действует и поныне.До свидания, спасибо за участие и до новых встреч! (Слайд 26).

III. Используемая литература.1. Бо Жак «Войска специального назначения Организации Варшавского договора» (1917-2000).2. military_terms.academic.ru/477/Войска_специального_назначения.3. liport.ru/stati/raznoe/3216-voyska-specialnogo-naznacheniya.html.4. Военный энциклопедический словарь, Воениздат, Москва, 1986.5. ru.wikipedia.org/wiki/Силы_специальных_операций_Российской_Федерации.6. spec-naz.org/articles/russian_special_forces/.7. fishki.net/1864211-27-fevralja-den-sil-specialnyh-operacij-v-rossii.html.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
0
15:25
864
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!