Учебно-методический комплект (разработки учебных занятий) по дисциплине "Основы философии"

Учебно-методический комплект (разработки учебных занятий) по дисциплине "Основы философии"
Целью данного УМК является:
1. Закрепить и обобщить основные знания обучающихся по заданной теме.
2. Сформировать у обучающихся первоначальное представление о предмете философии, о ее назначении, школах и течениях, выдающихся мыслителях и решении «вечных проблем», начиная с общей картины мира и заканчивая глобальными проблемами современности.
3. Способствовать формированию и развитию основных учебных умений и навыков, обучающихся при выполнении различных видов деятельности.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине: Основы
философии.
Учебное занятие № 1-2
Тема учебной программы:
Вводное занятие.
Тема учебного занятия:
Философия, ее смысл, функции
и роль в обществе.
Цели учебного занятия:
1. Показать характер философского знания и задачи
философии.
2. Раскрыть значение
философии как науки, показать систему философских знаний как предмета.
3. Способствовать формированию
научного подхода к философии как к предмету, развитию критического мышления.
4. Способствовать
формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных
видах учебной деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по изучению и
первичному закреплению нового материала
и способов деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Лекция с элементами беседы.
Материальное обеспечение учебного
занятия:
ПК. Презентация.
Словарь терминов и понятий по
основам философии.
Дидактический материал.
Литература:
1. Горелов
А.А. Основы философии,- М., Академия, 2010.
2. Малышевский А.Ф. Введение
в философию,- М., 1997г.
3. Философский
энциклопедический словарь,-М.: ИНФРАМ, 2009.
Интернет-ресурсы:
nibiryukov.narod.ru
Распределение рабочего времени на
учебном занятии:

п/п
Ход занятия и
последовательность изложения основных вопросов содержания темы
Время мин.
I
Этап
организации занятия.
2
II
Этап
актуализации.
3
III
Этап
изучения и первичного закрепления нового материала
34
IV
Этап контроля и самоконтроля.
3
V
Этап информации о домашнем задании.
1
VI
Этап рефлексии.
2
Ход учебного занятия:
I. Этап
организации занятия.
·
Проверка
списочного состава.
·
Проверка
у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных
принадлежностей и других средств обучения.
II. Этап актуализации.
·
Учителем
сообщается тема, цели и задачи, план учебного занятия.
(слайд №2)
·
Эпиграф (слайд №3):
«Философия -
эпоха, схваченная в мыслях».
/ Г.Гегель/
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(27 августа 1770 -14 ноября 1831) -
немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и
философии романтизма.
III. Этап изучения и первичного закрепления нового материала.
— Обучающиеся
работают над конспектом.
3.1 Понятие и
задачи философии.
(слайд №4)
·
Философия в
переводе с греческого языка озна­чает «любовь к мудрости», любомудрие,
стрем­ление к
истине. Слово «философ» впервые встре­чается у древнегреческого мыслителя Геракли­та, обозначая всякого, кто
занимается бескорыстным изучени­ем мира
вещей. Позднее философом при­знавали такого человека, который направ­ляет свои
интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах ок­ружающего
бытия и человеческого жиз­неустройства. Характерный для филосо­фа стиль жизни,
способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у
всех философски разви­тых народов.
Пифагор
Самосский (570-490 гг. до н. э.) -
древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
·
Основная специфика философии как теоретической
формы мировоззрения заключается в ее двойственности:
с одной стороны она имеет много общего с научным знанием – предмет,
методологию, четкий логико-понятийный (категориальный) аппарат; с другой,
различается со строго научным знанием тем, что, если всякая наука более или
менее специализирована по своему предмету, то философия имеет своим предметом
мир как целостность и определяет место и возможности человека в нем.
Выводы:
Результатом
этого выступают другие особенностями философского знания, состоящие в
том, что оно:
— содержит базовые мировоззренческие и
методологические идеи и понятия (категории), которые лежат в основаниях
научного знания;
— включает в себя не только объективное знание, но
также нравственные и эстетические ценности;
— изучает не только предмет познания, но и механизм
самого познавательного процесса.
3.2 Предмет философии. Три
взгляда на предмет философии.
(слайд №5-7)
·
Предмет
философии исторически развивался и продолжает развиваться, конкретизируясь и
уточняясь в связи с развитием научного знания и общественной практики
человечества: вначале (становление) философия включала в себя, по сути,
все зарождающееся научное знание, хотя и не сводилось к его сумме, а решала
прежде всего мировоззренческие вопросы; затем обслуживала господствующую
во всех сферах общественной жизни церковь, выступая в форме «служанки
богословия» (что особенно характерно для средневековой Европы); на следующем этапе (в условиях
обособления от нее точных наук) концентрировала основное внимание на проблемах
природы знания и всеобщих методах его получения; наконец, обратилась к
человеческой субъективности, к внутреннему миру человека.
Аристотель
(384 до н. э. — 322гг. до н. э.) — древнегреческий философ.
Ученик Платона.
С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.
В 334 г. до н. э. основал Ликей
(лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из
диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат,
который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного
мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему
философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию,
политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие
человеческой мысли.
·
Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире
как целом) Философия – «сверхнаука» («наука наук»).
·
Познание, свободное от догм, но не достигшее научной
точности
Философия – «недонаука» (наука в «зародыше»).
·
Изучение не мира самого по себе, а отношения
человека и мира
Философия – «метанаука» (рефлектирующее знание).
Рефлексия (лат. reflexio,
отражение) – анализ собственных мыслей
и переживаний, мышление, направленное на самоё себя, самопознание.
Бертран Артур Уильям Рассел
(18 мая 1872 — 1970 гг.)
— британский философ, общественный деятель и математик.
Рассел известен своими работами в защиту пацифизма, атеизма,
а также либерализма и левых политических
течений и внёс неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию познания.
Менее известны его труды по эстетике, педагогике и социологии. Рассел считается одним из главных основателей
английского неореализма, а также неопозитивизма.
Выводы:
— Наука — объективная (т.е.
существующая независимо от индивидуального сознания) действительность. Другими
словами,
наука стремится создать картину мира, каким тот был бы, если бы нас в нём
вообще не было. Следовательно, наука представляет нам не реальный мир (ибо в
реальном мире мы как раз есть!), а лишь
некий «срез» (модель) реального мира.
— Философия — тем и отличается от науки, что не отвлекается
от субъективного. Напротив, философия стремится создать картину мира, которая
не просто учитывает факт нашего бытия в мире, но именно его: наше бытие в мире
(или, иначе выражаясь, субъект объектные отношения) и делает своим
специфическим предметом.
3.3. Три раздела философии.
(слайд №8-11)
— Обучающиеся работают со словарём терминов.
Онтология (греч. сущее слово, понятие) – раздел
философии, изучающий
фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего;
иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её
основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.
Метафизика (греч. то, что после
физики) – философское учение о
сверх опытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда
употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».
Гносеология (греч. знание,
познание, слово, понятие) – теория познания,
раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки,
средства, и условия достоверности.
Эпистемология (греч. знание, слово,
понятие) – теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в
английском и французском языках.
Этика (греч. относящийся к
нраву, характеру; лат. ethica) – раздел философии,
изучающий мораль как сферу высших ценностей
и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и
форму общественного сознания.
Аксиология (греч. слово,
понятие) – учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики,
структуру и иерархии
ценностного мира, его онтологический статус и способы познания,
природу и специфику ценностных суждений.
3.4. Три философские традиции. Периодизация западной философии.
(слайд №12-13)
Индийская философия Китайская философия Западная философия
Философия
возникает почти одновременно в трех куль­турных ареалах Древнего мира — Греции, Индии и Китае.
Это VII-VI вв. до н. э.
Древние
мудрецы размышляли и вели не­скончаемые споры по самым разнообразным вопросам: о том, как устроен космос, каково место
человека в этом мире, в чем смысл жизни и предназначение человека, откуда мы, люди, при­шли и куда идем и т. п.
Периодизация западной
философии.
1. Античная философия (VI в. до н.э. – III в. н.э.)
·
Ранняя античная философия (VI-V вв. до н.э.)
·
«Высокая классика» (конец V – IV вв. до н.э.)
·
Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.)
·
Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)
2.
Средневековая философия (IV-XIV вв.)
·
Патристика (IV-VIII вв.)
·
Схоластика (XI-XIV вв.)
3.
Философия Возрождения (XV-XVI вв.)
4.
Новая философия (XVII –первая треть XIX в.)
·
Начальный период (XVII – начало XVIII в.)
·
Философия Просвещения (середина XVIII в.)
·
Немецкая классическая философия (конец XVIII – первая треть XIXвв.)
5. Современная философия (с 40-х гг. XIX в.)
Вопросы для закрепления:
1. Что такое философия?
2. От каких слов происходит название этой дисциплины?
3. Как они определяются?
4. Каков предмет философии?
5. Что такое рациональность, из чего она складывается?
6. Каковы требования к определению понятий?
7. Из какой отрасли культуры, и каким образом произошла
философия?
3.5 Учебники и учебные пособия.
(слайд №14
-15)
IV. Этап контроля и самоконтроля.
— Выводы и замечания по ходу
занятия.
— Оценка работы обучающихся
на занятии.
V. Этап
информации о домашнем задании.
(слайд №16)
— Учебник (введение), конспект, основные понятия по теме.
VI. Этап рефлексии.
(слайд №14)
Ответь одним предложением
сегодня я узнал…
было интересно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
я попробую…
мне захотелось…
Преподаватель________________Бабынин С.А.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
+1
17:06
871
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!