Методические рекомендации по организации групповой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках ОРКСЭ

Методический материал содержит алгоритм организации групповой деятельности на уроках ОРКСЭ, пример задачных формулировок для работы в группе, разработку урока с применением технологии групповой работы с компьютерной поддержкой.

Групповая деятельность по своей сути является формой организации коллективной деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется распределение функций между участниками группы и взаимодействие на основе индивидуальной ответственности каждого участника.

При планировании групповой деятельности необходимо учитывать общие методические рекомендации:
1. Определение целей и задач.
2. Определение этапа урока, на котором планируется проведение групповой работы: на наш взгляд групповая деятельность на уроке может быть организована на разных этапах урока:
 при организации изучения нового материала;
 при закреплении изученного материала.
3. Разработка формулировки заданий для групп в соответствии с целями урока и определение продукта совместной деятельности.
4. Определение и подбор ресурсов, необходимых для реализации проекта:
 информационные материалы (информационные статьи, учебники, энциклопедии, книги, словари);
 иллюстрации (в бумажном или электронном варианте);
 инструменты, технические средства. Средства и инструменты подбираются в зависимости от цели и способа представления результатов деятельности: компьютеры, принтер, проектор, экран, интерактивная доска, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, песочные часы;
 материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей (если презентация результатов планируется не в электронной в форме).
5. Разработка критериев оценивания.
6. Определение способа создания групп:
 по желанию учащихся;
 группы постоянного состава, созданные учителем с учётом потенциальных возможностей каждого учащегося. Как правило, в такие группы входят ученики с разными учебными возможностями, при этом учитель учитывает их психологическую совместимость, желания;
 группы временного состава, которые создаются в зависимости от целей групповой работы, времени, запланированного для выполнения задания, уровня сложности задания.
7. Определение этапов групповой работы, разработка технологической карты (сценария) урока и групповой работы в частности.
8. Подготовка листов оценки групповой работы и листов самооценки.
9. Определение способов рефлексии по итогам проделанной работы.
Мною был разработан комплекс уроков с использованием технологии групповой деятельности с компьютерной поддержкой.
Групповая работа с компьютерной поддержкой требует более тщательной подготовки. Учителю необходимо знать уровень информационной и коммуникационной компетентности каждого учащегося и в соответствии с этим сформировать группы смешанного состава, где будут участвовать как ученики уже владеющие навыками работы в программе Power Point, так и те, кто ещё недостаточно хорошо знает особенности создания презентации.

На подготовительном этапе введения
групповой работы с использованием ИКТ была разработана подробная инструкция по
созданию мультимедийной презентации и проведён мини-урок в рамках внеурочной
деятельности по созданию презентации в программе Power Point на персональном компьютере и в
сервисе Google
Презентации. На уроках ОРКСЭ задавались домашние задания по подготовке
презентаций к уроку на заданную тему по желанию. При этом презентацию можно
было подготовить как самостоятельно на персональном компьютере, так и в паре,
либо в группе с одноклассниками на сервисе Google Презентации.
На первом этапе введения групповой
работы с использованием ИКТ при планировании урока задание для групп было
составлено таким образом, что каждой группе необходимо было создать только один
слайд по уже готовому шаблону, который должен был стать частью общей
презентации Power Point. Готовые
слайды передавались на компьютер учителя, учитель соединял слайды в общую
презентацию. Фрагмент технологической карты урока с использованием такой формы
работы представлен в таблице 1.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+1
13:55
513
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!