Сценарий классного часа "Фортепианное наследие великого мастера"

Познакомить с фортепианным циклом П.И.Чайковского «Детский альбом»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

Сценарий классного часа

«Фортепианное наследие великого мастера»

П.Ч.Чайковский

«Фортепианное наследие великого мастера»

Цель урока

Познакомить с фортепианным циклом П.И.Чайковского «Детский альбом»

Задачи

oпрослушать ряд пьес из «Детского альбома»;

исполнить программные пьесы в инструментальном, и оркестровом вари антах;

oучиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

oразвивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);

oпрививать любовь к прекрасному, к замечательной русской музыке.

Перед началом урока звучит «Танец Феи Драже»

Преподаватель:

— Какая прекрасная музыка звучала перед началом нашего урока. Кто может назвать произведение и его автора?

Ответ детей:

П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»

Преподаватель:

— Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Вспомним странички из его жизни:

1. Годы жизни композитора.

2. Где родился Пётр Ильич?

3. Кем были его родители?

4. С чем связаны его первые музыкальные впечатления?

5.Куда в 1849 году переехала семья композитора?

6. Куда отдали учиться Чайковского в 10 лет?

7. Где начал серьёзно заниматься музыкой?

8. Кем работал Чайковский после окончания учёбы?

9. Чем занимается в свободное время?

10. Какие перемены в жизни происходят в 1862 году? В 1865 году?

11. Чем занимается Пётр Ильич с этого времени?

12. Какое участие принимает в русской музыкальной жизни?

13. Где жил в последние годы?

14. Какие произведения написал композитор:

а) сколько балетов написал, какие?

б) какие вы знаете оперы Чайковского?

в) сколько написал симфоний?

г) перечислите другие сочинения

Фортепианные произведения композитор писал на протяжении всей жизни.

Фортепианные произведения можно условно разделить на четыре группы:

vлирические миниатюры (фортепианные «романсы»);

vпьесы в русском народном стиле;

vпроизведения танцевального склада;

vобразцы концертно-виртуозного жанра.

П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

«Детский альбом» — это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: «Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей».

Открываем альбом. На первом листе написано: «Зимнее утро». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Мне кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив. Представьте себе, что вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы смотрим, что делается за окном. Закройте глаза и послушайте пьесу «Зимнее утро». Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря музыке?

Звучит пьеса «Зимнее утро»

Мне нравится, как композитор передаёт в музыке детские игры — девочек и мальчиков. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса так и называется «Болезнь куклы».

Послушайте, что выражает эта музыка, какие чувства, настроения?

Звучит пьеса «Болезнь куклы»

Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает.

А мальчики любят играть в солдатиков. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово «марш»? Слово марш означает

шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. На все случаи жизни есть марши. Музыка — марш — это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих.

Сейчас мы этот марш мы послушаем в исполнении симфонического оркестра.

Есть в «Детском альбоме» пьеса о няне, которая любит рассказывать сказки, а о чём, мы сейчас узнаем по интонациям и характеру произведения.

Звучит «Баба Яга»

Какие интонации передаёт эта музыка? — коварство, зло, хитрость.

Полька из «Детского альбома воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения „Детского альбома“, композитор описывает именины сестры Саши: „Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать“.

Звучит „Полька“.

»Неаполитанская песенка" — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Звучит «Неаполитанская песенка».

": Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки:" — писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах «Детского альбома»: это «Русская песня», «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская».

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».

Послушайте «Камаринскую ».

Жаль закрывать последнюю страничку «Детского альбома». Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И.Чайковского вечной.

Итог урока:

Как называется сборник, в который вошли пьесы для детей?

Кому посвятил Пётр Ильич «Детский альбом»?

Сколько пьес входит в «Детский альбом»?

Какая пьеса, из услышанных на уроке, больше всего понравилась? Домашнее задание: нарисовать рисунок к понравившейсяпьесе

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
0
18:49
169
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!