Работа над кантиленой

Группа портала Metior.ru

Работа над кантиленой
В фортепианном творчестве композиторов разных эпох наряду с крупными полотнами ( сонаты, концерты, вариации) значительное место принадлежит произведениям малых форм. Часто такие произведения объединяются в циклы, несущие в себе признаки определённой жанровой направленности — Чайковский «Времена года», Григ «Лирические пьесы», Мендельсон «Песни без слов» и т.д. К фортепианным миниатюрам относятся и пьесы кантиленного характера.

Кантилена относится к произведениям малой формы. Эти пьесы более доступны для восприятия большого круга учащихся, быстрее разучиваются и запоминаются. Если сравнивать кантилену младших и старших классов, то в старших эта пьеса значительно обогащена в жанровом отношении и в области музыкального языка. Здесь можно отметить широкую палитру мелодико-интонационных, полифонических, ритмических, ладово-гармонических, фактурных средств, которые оказывают самое непосредственное влияние на исполнительское постижение авторского текста учеником. Мелодия, стоящая на первом месте, её выразительность интонирования обусловлены влиянием её окружения, особенно ладо-гармонической сферы. В воспроизведении кантиленной мелодии на фортепиано важно услышать внутренне её выразительные особенности, суметь правильно избрать тактильное ощущение прикосновения к клавиатуре. Не случайны напоминания крупнейших пианистов о слиянии пианистических движений с рисунком и линией развития мелодии. Бытующие в исполнительско-педагогическом словаре термины «дыхание в движении», «дышащие руки» говорят об определённой связи пианистической моторики с вокальным произнесением мелодии. В старших классах, по мере роста ученика, круг исполнительских средств, используемых для разучивания кантиленой фактуры, становится всё более объёмным и многообразным. Динамика, агогика, артикуляция всё теснее переплетаются с тонкими педальными звучаниями. Шире применяются различные виды художественной педализации. Важно ученика своевременно научить слышать связь педализации не только с интонированием мелодии и сменами гармоний, но и с темпово-динамической стороной исполнения.

Только лишь выучив пьесу, можно убедительно показать взаимосвязь педализации с темпо-динамической нюансировкой. Недоученная пьеса не даст возможность ученику показать педаль, как художественную функцию, так как «черновое» проигрывание чаще всего осуществляется учеником в замедленном темпе и при более повышенном звучании, а погрешности педали в этом случае становятся более очевидными.

Накопление навыков исполнения кантиленных миниатюр происходит по мере усложнения подбираемых произведений. Немаловажную роль играет гомофонно-гармоническое изложение. На примерах произведений разной сложности ученику показывают характерные особенности произведения, определяют трудности и пути их преодоления при разучивании произведений.

Среди многочисленных кантиленных пьес Глиэра обратимся к «Романсу». В романсовой лирике, к произведениям которых относится «Романс», используется волнообразность мелодии. В данном изложении не следует излишне показывать её расчленённость двутактовыми лигами. Целостность четырёхтактного построения достигается мелодическим движением. В середине пьесы нужно суметь передать состояние нарастающей внутренней тревоги. При сохранении волнообразной динамики внутри коротких фраз необходимо добиться общего разворота динамической напряженности к предрепризным тактам.

Навыки педализации, её выразительности, довольно легко вырабатываются на данной пьесе. Педализация в этой пьесе направлена как на сохранение целостности звучания гармоний в фигурациях сопровождения, так и на выпуклое произнесение мелодии. В процессе работы над педалью нужно научить ученика применять эпизодически певучую пальцевую, но беспедальную игру. Возможности варьирования педали в каждой кантиленной пьесе зависит от фактуры, интонационно-ритмической и регистровой взаимосвязи разных слоев музыкальной ткани, динамической нюансировки. Например, чтобы сохранить звучание опорного басового звука, нужно намеренно задерживать педаль на протяжении одной четверти. В педализации средней части пьесы необходимо исходить из смены гармоний в её фактуре.

Аренский «Романс». Показаны детская непосредственность лирических переживаний. Эмоциональная полнота проявляется в вокальности самой мелодии. Авторские акценты в мелодии должны восприниматься учеником не как динамическое подчеркивание отдельных звуков, а как их яркое интонирование. В педализации два основных приёма. При отсутствии низких басов каждая полутактовая смена педали поддерживается небольшим tenuto на аккорде. При появлении басовых опор, применяя запаздывающую педаль, следует соразмерять динамические уровни звучания баса с гармоническим окружением и мелодией. Середина пьесы в образно-исполнительском отношении может быть рассмотрена по двум разделам – двум восьмитактам. Самым ярким эпизодом пьесы является второй восьмитакт её средней части. Все элементы музыкальной ткани здесь выступают в тесном единстве… Дуэт крайних голосов обеих начальных фраз должен быть испонен эмоционально наполненно (такты 30-33) Верхний голос, берущий начало с акцента, в сочетании с нижним, как бы имитирующим, вносит элемент тревоги. В репризе сохраняются уже знакомые образы и исполнительские решения. Нельзя пройти мимо внешне завуалированной полифонической «беседы» двух крайних голосов – мелодии и баса(такты 18-21). В ней ученику не следует упускать из виду линию мелодии, скрыто проходящую в полутактовых сменах басовых звуков.

Подробное рассмотрение различных аспектов освоения романсового репертуара наталкивает на их творческое использование в освоении других жанров кантиленной музыки. Рассмотренные примеры кантиленных пьес не исчерпывают всё их художественное многообразие. И всё же можно озвучить главные аспекты работы над кантиленой:

1. художественно-звуковая специфика,

2. различия в интонировании мелодии,

3. гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности,

4. применение педализации, как средства в раскрытии интонационно-ритмического, гармонического состава музыкальной ткани,

5. тонкое ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре.

 Методическая литература

Б.Милич «Воспитание ученика-пианиста»

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+2
22:46
93
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!