Музыкальное воспитание музыканта

Группа портала Metior.ru

Музыкальное воспитание музыканта
Основная задача педагога-пианиста – научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку пробудить любовь к ней, вызвать
эмоциональный отклик на музыкальные образы. Пение, подбор мелодии по слуху, транспонирование способствуют
возникновению чётких музыкальных представлений и предшествуют началу обучения игре на фортепиано. Первичные навыки
оказывают огромное влияние на всё последующее развитие ученика. Поэтому педагог должен выработать у каждого ученика
естественные и целесообразные приёмы звукоизвлечения.

Основная задача педагога-пианиста – научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку пробудить любовь к ней, вызвать

эмоциональный отклик на музыкальные образы. Пение, подбор мелодии по слуху, транспонирование способствуют
возникновению чётких музыкальных представлений и предшествуют началу обучения игре на фортепиано. Первичные навыки
оказывают огромное влияние на всё последующее развитие ученика. Поэтому педагог должен выработать у каждого ученика
естественные и целесообразные приёмы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля. Также необходимо
регулярное выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти.
Одна из основных задач в обучении игре на фортепиано — формирование музыкально — исполнительского аппарата учащегося.
С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и
выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Непринужденная прямая посадка, активный музыкальный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, четкое
ощущение клавиатуры – залог успехов ученика в овладении фортепиано. Для этого необходимо применять упражнения по
подготовке и организации пианистического аппарата, развитию координации движений, формированию игровых навыков,
воспитанию активных, точных, извлекающих звук пальцев и опирающихся на них свободных от спины, гибких рук. Тщательная
работа в этом направлении и повседневный контроль как педагога, так и самого обучающегося предотвратит излишнее
мышечное напряжение, тормозящее развитие обучающегося и вызывающего иногда профессиональное заболевание рук.
Основная форма учебной и воспитательной работы — урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного
задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно
способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только
конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а
также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное
объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися педагог должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в
освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные
особенности ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, педагог в занятиях с учеником должен стремиться к
раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности
музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Простейшая мелодия была и остаётся основой музыкального воспитания и обучения на любом музыкальном инструменте
(следует использовать народные и современные массовые, а также детские песни). Необходимо научить детей слышать и вести
мелодическую линию, исполняемую вначале несвязно (non legato), а затем связно (legato), прислушиваться к протяжённости
фортепианного звука, стремиться к выразительной фразировке, передавать характер каждой мелодии песенного или
танцевального склада.
С первых же уроков необходимо приучать ученика вслушиваться в свое исполнение, добиваясь выразительного звучания
инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над преодолением технических трудностей. Педагог
должен неуклонно вырабатывать у обучающегося сознательное отношение к работе над музыкальным произведением, не
допуская механического проигрывания, которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное
развитие учащегося. При разучивании произведений педагогу следует выбирать аппликатуру в наиболее удобной
последовательности. В старших классах эту работу могут выполнять сами учащиеся.
Необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении. Работа над
выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством и разнообразием звучания, ритмом и динамикой
должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом пристального внимания педагога.
Одна из самых главных методических задач педагога состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно.
Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление,
увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации
грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно
стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и,
таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно
просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма,
выявления мелодии и аккомпанемента.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика
зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+1
23:59
67
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!