Внеурочное занятие по дорожно-транспортной безопасности в рамках ФГОС НОО по программе «Я – пешеход и пассажир»
Тема занятия: «Учимся соблюдать правила дорожного движения»
Педагогические задачи: создать условия для закрепления правил дорожного движения, правил поведения пешеходов; способствовать развитию монологической речи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся соблюдать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; осознавать ответственность за свои поступки.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий; знаково — символические – использовать модели для решения познавательной задачи; предметные – знать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; логические – строить рассуждения.
Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно — образными (рисунками, таблицами), словесно-образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; строить монологическое высказывание.
Личностные: самоопределение — демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни; нравственная — этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Средства обучения: компьютер, презентация, набор дорожных знаков, «Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1 класса»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психологическая поддержка. Учитель и дети стоят, взявшись за руки, и произносят хором.
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Всё у нас получится!
— Пройдите к своим рабочим местам. Начинаем наше занятие.
2. Введение темы занятия.
— Определите, о чем сегодня поговорим:
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Вот она, азбука над головой,
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
— О чем пойдет речь сегодня? (о правилах дорожного движения)
–А зачем нам нужно знать и изучать эти правила?
(Изучать и знать правила дорожного движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.)
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
— Вспомним сегодня всё, что изучили ранее. Проверим, хорошо ли вы знаете правила дорожного движения. Девизом нашего занятия будут слова:
О правилах движения помним всегда, чтоб не случилась с нами беда.
Какие цели поставим перед собой? Чему будем учиться? (повторим изученные правила, развивать внимание и наблюдательность, чтобывидеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья, контролировать своё поведение, проверим знания основ поведения на улице)
3. Актуализация опорных знаний
— Отгадайте загадки:
В два ряда дома стоят- десять, двадцать, сто подряд-
И квадратными глазами друг на друга глядят. (улица)
Неживая, а ведёт, неподвижна, а идёт.( дорога)
В школе вы- ученики, а в театре –зрители,
А в музее, в зоопарке-все мы посетители.
Коль на улицу ты вышел, знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше, стал ты сразу… (Пешеход)
— Что объединяет эти слова? (Все слова имеют отношение к ПДД)
4. Работа по теме занятия.
— Кого мы считаем участниками дорожного движения?
-Правила для пешеходов и водителей транспорта одинаковы?
— Какой девиз вы бы предложили общий для пешеходов и автомобилистов?
(Конечно, быть внимательными и уважать друг друга.)
— Кто подскажет им в пути, где проехать, где пройти?
Где опасную дорогу безопасно перейти?
— На дороге, что и как, объяснит дорожный знак.
Надо знать их непременно, чтобы не попасть впросак.
— Кроме дорожных знаков, какие еще средствам регулирования дорожного движения вы знаете?(светофор)
— Дорожные знаки — командиры и помощники водителей и пешеходов. Разобрать, какие на улице установлены знаки и что они означают должен уметь каждый.
— Какие группы дорожных знаков вы знаете? Сейчас проверим, насколько хорошо вы их запомнили.
Работаем в группах. Каждая группа получает набор дорожных знаков, но среди них есть один «лишний». Ваша задача – определить «лишний» знак, дать название и характеристику оставшихся.
Отчет групп о проделанной работе
Физкультминутка. А сейчас я прошу вас построиться в две шеренги. Я буду показывать вам сигналы светофора. Если вы видите красный круг – делаете шаг назад, если видите желтый круг – стоите на месте, если видите зеленый круг – делаете два шага вперед.
5. Работа по теме занятия.
— Кто из вас переходит улицу, когда идёт в школу?
— С кем ты идёшь в школу? Кто тебе помогает переходить улицу?
— Давайте поговорим о безопасном переходе дороги.
— Как нужно правильно переходить дорогу?
- Поиграем в игру:«Переходим улицу» (костюмированная инсценировка с использованием макетов дорожных знаков)
1) переходим улицу, нерегулируемую светофором
2) переходим улицу, регулируемую светофором.
Работа с учебником-тетрадью .
— Откройте учебник-тетрадь на с. 11.
— Обсудите в паре, какие опасности могут подстерегать вас на дороге. Рассудите и поставьте в квадратиках знак (+), если так можно делать, и знак (-), если так нельзя.
Игра «Сигналы регулировщика» (Ученик одет в форму сотрудника ДПС)
-Итак, давайте поиграем. Разобьемся на три команды: «красных», «желтых» и «зеленых». Ваша задача определить, какому сигналу светофора соответствует тот или иной жест регулировщика. Команда с таким название встает.
Встать к игрокам строго лицом с опущенными вниз руками.
-Какому сигналу светофора соответствует такое положение корпуса регулировщика? Можно ли переходить дорогу? (красный) Встает команда «красных»
Регулировщик: Я стою к тебе лицом. Потерпи, будь молодцом.
На тебя смотрю я строго. Значит, занята дорога.
Поднять руку вверх, стоя лицом к игрокам.
— Какому сигналу светофора соответствует рука, поднятая вверх? Можно ли переходить дорогу? (желтый) встает команда «желтых»
Регулировщик: Если руку подниму, нет движенья никому.
Встать к игрокам боком, руку опустить.
— Какому сигналу светофора соответствует такое положение корпуса регулировщика? Можно ли переходить дорогу? (зеленый) Встает команда «зеленых»
Регулировщик: Теперь я боком повернулся-
Путь свободен впереди. Не зевай- проходи!
6. Итог занятия.
— Молодцы, ребята. Наше занятие закончилось. Достигли вы своих целей? Закончите предложения:
Я узнал…
Мне было интересно…
— А теперь споем песню (на мотив песни «33 коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания»)
- 1.В центре города большого очень много есть дорог,
И, конечно, важно, чтобы перейти их каждый мог.
И поэтому придумал кто-то правила, друзья,
Эти правила движенья, и хожденья, и вожденья
Забывать никак нельзя.
Припев: Правила движенья, правила движенья
Все без исключенья дети знать должны.
Правила движенья с самого рожденья
Каждому полезны и нужны.
- 2. Мы по городу шагаем, мы по улице идем,
Никому мы не мешаем — нашу песенку поем,
Мы идем по тротуару, светофора рядом нет
На дороге оказались, но ничуть не растерялись
Ведь для всех нас не секрет: припев.